РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2015 года г.Махачкала
Судья Кировского районного суда г.Махачкала Гаджимагомедов Г.Р.,
с участием представителя административного истца ФИО2 по
доверенности ФИО4, представителя административного
ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росеестра»
по РД по доверенности ФИО7, при секретаре судебных
заседаний Магомедовой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 2046/2015 по иску ФИО2 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росеестра» по РД о признании незаконным решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО6 в интересах ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росеестра» по РД о признании незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росеестра» по РД от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка №668, расположенного по адресу: РД, <адрес>, бывшее садоводческое товарищество «Перестройка-3», ссылаясь на следующее.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 02.07.2013г. ФИО2 является собственником земельного участка №668, расположенного по адресу: РД, <адрес>, бывшее садоводческое товарищество «Перестройка-3», за кадастровым номером 05:40:000077:1730. ФИО2 было подано заявление в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росеестра» по РД о постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, образуемых в процессе разделения, в соответствии с приложенными документами. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта за номером № 005-301/15-55780.
Как следует из решения, основанием для отказа послужило нарушение нормы Решения собрания депутатов городского округа «<адрес>» №6-7а от ДД.ММ.ГГГГг., устанавливающей предельные (минимальные и максимальные) размеры образуемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства, т.к. согласно представленному межевому плану площадь образуемых ЗУ-1 и ЗУ-2 путём раздела меньше минимального размера земельного участка. По ее мнению, обжалуемое Решение не содержит ссылки на нормы Федерального законодательства, которыми бы устанавливались предельные (минимальные или максимальные) размеры земельных участков, считая, что оно противоречит норме п.2 ч.3 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ст.1 Гражданского Кодекса РФ, т.к. ограничивает права собственника не на основании федерального закона. Просит суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РД об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РД поставить на государственный кадастровый учет участки, образованные при разделе земельного участка № с кадастровым номером 05:40:000077:1730, РД, <адрес>, бывшее садоводческое товарищество «Перестройка-3».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО6 заявление подержала и просила его удовлетворить по основаниям изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД по доверенности ФИО7 административный иск не признал. Он просил суд отказать в его удовлетворении по тем основаниям, что согласно п. 2 ч. 3 ст. 26 Закона о кадастре имелись основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка №668, расположенного по адресу: <адрес>, г Махачкала, в бывшем садоводческом товариществе "Перестройка-3", в связи с тем, что размер образуемых земельных участков не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Решением собрания депутатов городского округа "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ №6-7а установлено, что минимальный размер земельного участка с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства составляет 300 кв.м. Площадь земельных участков, о государственном кадастровом учете которых представлено заявление, согласно сведениям, содержащимся в межевом плане, составляет 225 кв.м., что не соответствует вышеуказанному установленному предельному минимальному размеру земельного участка. В связи с чем, принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка №668, расположенного по адресу: РД, г Махачкала, в бывшем садоводческом товариществе "Перестройка-3" на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре.
Административный истец ФИО2, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки в суд не известил, не представил доказательств уважительности этих причин, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил, что дело может быть рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 Решения собрания депутатов городского округа «<адрес>» №6-7а от ДД.ММ.ГГГГг. «Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа «<адрес>» установленные предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков распространяются на земельные участки, предоставляемые гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории городского округа «<адрес>». То же самое следует из самого названия нормативного правового акта, указанного в качестве основания для отказа в осуществлении кадастрового учёта.
Согласно положению п.1 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.2 ст. 11.9 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п.п.8, 9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 ст.41 ГрК РФ- действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), устанавливалось, что при разделении земельных участков на несколько земельных участков, размер образованного земельного участка не должен превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст.7 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст.30 ГрК РФ).
В силу норм п.2 ч.б ст.30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно ч.2 ст.30 ГрК РФ в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с правилами п.1 4.1 ст.38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.8 ст.1, п.З 4.1 ст.8 ГрК РФ).
Из содержания п. 9 ст.1, п.2 ч.б ст.30, п.1 ч.1 ст.38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Согласно норм ст.31 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 45 (ред. от 13.03.2015) «О земле» (принят Народным Собранием РД 25.12.2003г.) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.07.2013г., ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок № площадью 450 кв.м. в бывшем садоводческом товариществе «Перестройка-3».
Как установлено судом и следует из заявления ФИО2, он обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых в процессе разделения, в соответствии с приложенными документами.
Из оспариваемого решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД от 27.05.2015г. следует, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 26 Закона о кадастре имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, г Махачкала, в бывшем садоводческом товариществе "Перестройка-3" участок №668, в связи с тем, что размер образуемых земельных участков не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Решением собрания депутатов городского округа "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ №6-7а установлено, что минимальный размер земельного участка с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства составляет 300 кв.м. Площадь земельных участков, о государственном кадастровом учете которых представлено заявление, согласно сведениям, содержащимся в межевом плане, составляет 225 кв.м., что не соответствует вышеуказанному установленному предельному минимальному размеру земельного участка. В связи с чем, принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: РД, г Махачкала, в бывшем садоводческом товариществе "Перестройка-3", участок № 668, на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре.
Решением Махачкалинского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ № 19-4а (ред. от 26.02.2014) утверждены Правила землепользования и застройки в городском округе «<адрес>» (далее Правила).
Согласно требований п.3 ст.6 Правил, разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.
Таким образом, при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры вновь образованных земельных участков не должны быть меньше нормы предоставления земельных участков, установленных муниципальными правовыми актами МО ГО «<адрес>».
Пунктом 1 Решения Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от ДД.ММ.ГГГГ № 6-7а «Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в собственность гражданам из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа «<адрес>» установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства в размере 300 кв.м.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36, ч.2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.36, ч.3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч.4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу норм пп.2 п.3 ст.27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Соответственно, при образовании нескольких земельных участков посредством раздела, то есть изменения существующего земельного участка заявителя их размеры не могут быть менее 300 кв.м, что в данном случае отсутствует и делает невозможным осуществление государственного кадастрового учета таких участков.
При таких обстоятельствах, заявление ФИО2 является не обоснованным, следовательно, в его удовлетворении необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска ФИО2 о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РД об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и обязании поставить на государственный кадастровый учет участки, образованные при разделе земельного участка № с кадастровым номером 05:40:000077:1730, РД, <адрес>, бывшее садоводческое товарищество «Перестройка-3».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верхсуд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 09.10.2015г.
Председательствующий Г.Р. Гаджимагомедов