Судья суда 1-ой инстанции |
Дело № 33-5473/2023 |
Глухова И.С. |
УИД 91RS0019-01-2022-006073-34 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21.06.2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи |
Крапко В.В., |
Судей |
Заболотной Н.Н., Синани А.М., |
при секретаре |
Абкаировой З.Э., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крапко В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22.03.2023 года по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым к Емановой О.П. (третье лицо - Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым») о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат,
УСТАНОВИЛА:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым предъявил к Емановой О.П. иск о взыскании излишне выплаченной суммы мер социальной поддержки (далее МСП): «государственная социальная помощь» начисленная с 01.04.2020 по 31.12.2020 года и с 01.01.2012 по 31.03.2021 года; «ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» начисленная с 01.11.2018 по 31.10.2019 года, с 01.04.2020 по 31.12.2020 года и с 01.01.2021 по 31.03.2021 года, на общую сумму <данные изъяты> рублей. Требования мотивированы тем, что ответчик при обращении с заявлением о назначении указанных выплат скрыла принадлежность ей на праве собственности доли жилого дома, расположенного в <адрес>, а также жилого дома и земельного участка под ним, расположенных в <адрес>, что в соответствии со ст. 9,10 Закона№-ЗРК/2014 года, пункта 40 Порядка № от ДД.ММ.ГГГГ является основанием для отказа в назначении МСП.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 22.03.2023 года в удовлетворении иска Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым отказано.
Не согласившись с решением суда, истец - Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении заявленного иска в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся к мотивам заявленного иска с указанием о том, что ответчиком не было обжаловано решение Комиссии по переплатам, действующей в соответствии с Порядком № 430, о взыскании излишне выплаченной суммы МСП. Также указывают на то, что действия ответчика по сокрытию фактов принадлежности ей объектов недвижимого имущества следует признать недобросовестным поведением.
На апелляционную жалобу истца от ответчика поступили возражения, суть которых сводится к обоснованности состоявшегося судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец просила оставить состоявшееся решение суда без измнения.
Иные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Еманова О.П. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым с заявлениями о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, предусмотренной Законом Республики Крым «О государственной социальной помощи в Республике Крым» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» по категории (малоимущая семья) и меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 25 августа 2015 года №480 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба» по категории - малоимущая семья. В указанных заявлениях были указаны все совместно проживающие лица, а также адрес проживания.
Поданные истцом в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым заявления о назначении государственной социальной помощи (ГСП/МСП) в виде социального пособия представляют собой печатные бланки с определенными разделами, которые от руки заполняются заявителем.
Посредством заполнения бланка заявления истцом сообщены сведения о совместно проживающих с ней членах семьи, об основных источниках дохода.
В указанном бланке отсутствует раздел, в котором заявителю предлагается указать имеющееся у нее и у членов её семьи движимое/недвижимое имущество. Таким образом, Департаментом, предоставившим заявителю данный бланк заявления для заполнения, такие обстоятельства как наличие движимого/недвижимого имущества, не определялись в качестве значимых, т.е. имеющих значение для решения вопроса о предоставлении мер государственной социальной помощи.
Кроме того, заявитель дала письменное согласие на обработку в установленном порядке ее персональных данных в целях назначения государственной помощи.
Учитывая изложенное, истец, являясь более слабой стороной в сложившихся правоотношениях, и претендуя на меры социальной поддержки от государства по категории – малоимущая семья, сообщила о себе и членах своей семьи требуемую в бланке заявления информацию и не препятствовала органам, предоставляющим и участвующим в предоставлении мер социальной поддержки, проверить и истребовать иные сведения, относящиеся к ее персональным данным.
На основании заявлений ответчицы комиссией приняты решения о назначении Емановой О.П. меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба»: с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года в размере <данные изъяты> рубль на основании протокола от 20 ноября 2018 года, а затем с пересчетом с 20 августа 2019 года по 31 октября 2019 года в размере <данные изъяты> рублей на основании протокола о перерасчете назначения от 23 августа 2019 года; с 01 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года в размере <данные изъяты> рублей на основании протокола о принятии решения от 21 мая 2020 года.
Также по поступившим заявлениям на основании протокола о принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ назначена МСП «Государственная социальная помощь-ежемесячно» с 01 апреля 2020 года по 30 сентября 2020 года в размере <данные изъяты> рублей; с 01 октября 2020 года по 31 марта 2021 года в размере <данные изъяты> рублей на основании протокола от 23 октября 2020 года.
При принятии указанных решений о назначении семье ответчика государственной социальной помощи и до марта 2021 года Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым проверка правильности представленных ответчицей документов, в том числе о доходах и имуществе, в соответствии с пунктом 40 Порядка №587 не проводилась.
С целью уточнения сведений, заявленных при обращении по определению права в предоставлении ГСП, Департаментом направлены запросы в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно информации, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заявителю Емановой О.П. принадлежат на праве собственности:
- 1/3 доля жилого здания, общей площадью 86,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. <адрес>
- земельный участок, площадью 1107 кв.м., по адресу: <адрес>;
- жилой дом, площадью 86,7 кв.м., расположенный адресу: <адрес>.
Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ прекращено назначение Емановой О.П. МСП «Государственная социальная помощь-ежемесячно» с 01 апреля 2020 года по 30 сентября 2020 года, МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» с 01 ноября 2020 года на основании протоколов о прекращении мер социальной поддержки от 22 марта 2021 года.
Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных Департаментом от 23 сентября 2021 года №13, вынесено решение о переплате Емановой О.П. МСП «Государственная социальная помощь-ежемесячно» за период с 01 апреля 2020 года по 30 декабря 2020 года, с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года на общую сумму <данные изъяты> рубля.
Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных Департаментом от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесено решение о переплате Емановой О.П. МСП «Ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба» за период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года, с 01 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года, с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым в адрес Емановой О.П. ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ направлено письмо о выявлении факта излишне выплаченных денежных средств и предложение добровольно погасить излишне выплаченные суммы социальных выплат.
Указанное уведомление ответчиком не получено, в связи с возвращением конверта по причине возврата, который был вручен ответчику Емановой О.П. в судебном заседании.
Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции, с учетом объема и характера заявленных притязаний, обстоятельств подачи заявлений ответчиком и последовавших затем действий истца по проведению проверки предоставленных сведений, пришел к выводу об отсутствии оснований ко взысканию с ответчика как получателя мер социальной поддержки соответствующих выплат.
Судом первой инстанции указано, что невыполнение Департаментом возложенных на него полномочий по проверке достоверности и полноты информации о доходах и имущественном состоянии лиц, которые входят в состав семьи, обратившейся за назначением пособия Емановой О.П. привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной последней социальной выплаты, в то время как именно на Департамент возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, путем проверки обоснованности назначения выплаты в момент обращения гражданина за ее назначением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении иска, и считает их обоснованными, сделанными с учетом фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм процессуального и материального права.
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ, статьи 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10- ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Согласно ст. 6 названного закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), регулирующей порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения) (часть 1).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (часть 2).
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи (часть 3).
Согласно пункта 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 587 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), пособие не назначается в случае, когда: - члены малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин) трудоспособного возраста в течение трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия, не работают (ет), в установленном порядке не признаны(ан) безработными(ым), признанные(ан) безработными(ым), но нарушают(ет) законодательство о занятости, не служат(ит); - в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства.
Согласно пунктов 6,7,9 указанного Порядка, пособие назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган социальной защиты населения (пункт 6).
В заявлении указываются:
- фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
- сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;
- сведения о месте жительства указываются на основании записи в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность (если предъявляется не паспорт), о месте пребывания на основании документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания;
- сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры);
- способ получения пособия: через предприятие почтовой связи либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;
- сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособия (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)" и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособия).Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления (пункт 7).
Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы:
- копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым;
- копия страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- справка с места жительства заявителя о составе семьи;
- документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период (пункт 9).
Согласно пунктов 40, 41 Порядка, органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась (пункт 40).
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 41).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 N 480 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.
Согласно пункта 4 Порядка № 480, ежемесячная денежная выплата не назначается в случае, когда: в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма); в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный участок площадью свыше 0,6 га.
Согласно пункта 7 Порядка № 480, заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку подается в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган труда и социальной защиты населения. Заявление может быть направлено в форме электронного документа с использованием государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Республики Крым" после перевода данной государственной услуги в электронную форму в порядке, установленном действующим законодательством.
Приложение №1 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 N 480 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба" представляет собой бланк заявления о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба. В этом бланке отсутствует графа, где заявителю предлагается указать находящееся в его собственности недвижимое имущество, либо разъясняется необходимость указания такой информации.
В соответствии с пунктом 25 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, суммы ежемесячной денежной выплаты, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения ежемесячной денежной выплаты, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы ежемесячной денежной выплаты взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 12 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", выплата государственной социальной помощи, в том числе в виде пособия на основании социального контракта, осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым.
Выплата ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба осуществляется также за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на соответствующий финансовый год (пункт 26 Порядка № 480).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Из вышеизложенного следует, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения возникшего спора, является наличие недобросовестности получателя неосновательного обогащения, обязанность доказывания которых, исходя из положений ч. 3 ст. 10 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ, возложена на истца.
Суд первой инстанции, исследовав по правилам ст. 67 ГПК РФ совокупность предоставленных доказательств, и учитывая наличие обязанности доказать недобросовестность ответчика - на стороне истца, пришел к обоснованному выводу, что сумма выплаченных социальных пособий, являющаяся предметом заявленного иска, стала следствием не только действий истца, но и результатом ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей Департаментом, не опровергнувшим в условиях состязательности процесса презумпцию добросовестности Емановой О.П., которая дала согласие на обработку ее персональных данных и проверку достоверности сообщенных ею сведений, и могла обоснованно рассчитывать на то, что Департамент, как компетентное и уполномоченное учреждение, истребует информацию, необходимую для принятия обоснованного и законного решения о выплате/отказе в выплате МСП.
Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь, в их совокупности по правилам ст. ст. 55, 56, 67, 71 ГПК РФ, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым не подлежат удовлетворению, поскольку в действиях ответчика признаков недобросовестности при получении социальных выплат судом не установлено, а истцом в суде не доказано.
Ссылка на то, что в обязанности Департамента в соответствии с Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением СМ РК от 23.12.2014 года № 587, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, была предусмотрена лишь выборочная проверка заявителей, претендующих на получение пособия, не опровергает правильность сделанных судом выводов; истцом, а также третьим лицом не приведены мотивы, исходя из которых не направление запроса об имуществе ответчика в течении двух лет, являлось разумным и осмотрительным выбором объекта проверки.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержится указание о том, что использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы призвано обеспечить баланс публичных и частных интересов.
Также, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истом не доказано, и не следует с очевидностью из установленных судом фактических обстоятельств, что ответчику, при обращении с заявлением о назначении мер социальной защиты, было известно о необходимости предоставления сведений о находящемся в ведении семьи недвижимом имуществе, и она, действуя недобросовестно, скрыла эту информацию, что привело к необоснованной выплате денежных сумм и неосновательному обогащению ответчика.
Взыскание денежных сумм с ответчика, не совершившей недобросовестных либо заведомо неправомерных действий с целью необоснованного получения сумм социальной поддержки, и при этом, не обязанной нести ответственность за упущения, допущенные органами государственной власти или местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении мер социальной защиты (в том числе касающиеся предоставления бланка заявления, не содержащего указание на необходимость предоставления сведений о движимом/недвижимом имуществе), поставит семью, имеющую троих детей, в неблагоприятное имущественное положение, и не будет соответствовать требованиям ст. 1109 ГК РФ, исключающим возврат неосновательного обогащения в предусмотренных данной статьей случаях.
Доводы апеллянта о том, что сумма неосновательного обогащения подлежит безусловному взысканию в принудительном порядке, исходя из того, что ответчик предварительно не оспорила решение Комиссии по переплатам, являющейся административным органом в структуре местного самоуправления, судебная коллегия признает несостоятельными. Решение Комиссии не создает для ответчика безусловную обязанность, и не препятствует ему, возражая против взыскания в судебном порядке суммы полученных мер социальной поддержки, оспаривать изложенные истцом основания иска.
Доводы апелляционной жалобы истца - Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, в связи с чем, они не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования и оценки суда, необоснованность их отражена в судебном решении, с изложением соответствующих мотивов, не опровергнутых ответчиком.
Таким образом, по мнению коллегии судей, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не порождают правовых оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 22.03.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья:
Судьи:
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22.06.2023 года