Решение по делу № 33-14169/2024 от 10.04.2024

Судья: Васина Д.К.                                            дело № 33-14169/2024

50RS0031-01-2023-021295-72

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Красногорск Московская область                         22 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Ситниковой М.И.,

судей Коноваловой С.В., Шибаевой Е.Н.,

при помощнике судьи Красовском И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело №2-2745/2024 по иску Военного прокурора Красногорского гарнизона к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по г. Москве и Московской области, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России об обязании выполнения работ по ремонту,

поступившее по апелляционной жалобе ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по г. Москве и Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 января 2024 года,

заслушав доклад судьи Ситниковой М.И.,

объяснения явившихся лиц,

у с т а н о в и л а:

Военный прокурор Красногорского гарнизона обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику об обязании ФГАУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по <данные изъяты> и <данные изъяты>) выполнить работы по текущему ремонту кровельного покрытия здания технического склада (инв. <данные изъяты>) войсковой части <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В обоснование исковых требований указано, что военной прокуратурой Красногорского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации и обслуживании жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Согласно акту весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда военного города <данные изъяты>, здание технического слада (инв. <данные изъяты>) войсковой части 25801 имеет дефекты, требующие текущего ремонта.

Представитель ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерство обороны РФ явился, возражал против удовлетворения исковых требований.

Решением Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с постановленным решением, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по <данные изъяты> и <данные изъяты> подало апелляционную жалобу, в которой просит об отмене постановленного судебного акта, также ссылаясь, что не является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В силу положений п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Согласно ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов, т.е.являющихся юридическими лицами.

Согласно п. 1 ст. 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

Таким образом, из вышеприведенных норм материального и процессуального права следует, что филиал, не являясь самостоятельным юридическим лицом, тем самым не обладает и какой-либо самостоятельной гражданской правоспособностью и дееспособностью, и не может быть самостоятельным истцом и ответчиком в суде.

Однако, как следует из материалов дела и обжалуемого судебного решения, вышеуказанные исковые требования были предъявлены военным прокурором к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, решением суда также удовлетворены к указанному филиалу, на который возложена обязанность осуществления ремонта. При этом, само ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в предусмотренном положениями ГПК РФ процессуальном порядке к участию в данном деле в качестве ответчика не привлекалось и в данном деле не участвовало.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции независимо от доводов апелляционной жалобы в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Протокольным определением в судебном заседании от <данные изъяты> суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, привлек в качестве соответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, истец не явился.

Представитель ФГАУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по <данные изъяты> и <данные изъяты>) исковые требования не признал, указав, что указанные работы включены в техническое задание.

Изучив представленные материалы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Военной прокуратурой Красногорского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации и обслуживании жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ» создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России.

Согласно п. 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от <данные изъяты> <данные изъяты>, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основными целями деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по <данные изъяты> и <данные изъяты>) создан на основании приказа Министра обороны РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>.

Согласно п. 10 Положения о Филиале, утвержденного приказом начальника Учреждения <данные изъяты> от <данные изъяты>, Учреждение выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно абз. 1 п. 10.1 Положения, основными целями деятельности Учреждения является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных ресурсов в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе объектов казарменно-жилищного фонда войсковой части 25801, расположенной по адресу: <данные изъяты>.

Согласно акту весеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда военного города <данные изъяты>, здание технического слада (инв. <данные изъяты>) войсковой части 25801 имеет дефекты, требующие текущего ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты> «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов сооружения.

В ходе проведенной военной прокуратурой Красногорского гарнизона проверки установлено, что в нарушение указанных требований закона работы по текущему ремонту кровельного покрытия здания технического склада (инв. <данные изъяты>) войсковой части <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> не проведены.

Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии со ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

Так, согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества (федеральная собственность). Защита интересов РФ включает в себя вопросы сохранности федеральной собственности и возмещения причиненного ей в результате противоправных действий вреда.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от <данные изъяты> № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации», имущество Вооруженных Сил РФ относится исключительно к федеральной государственной собственности.

Пунктом 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных сил РФ является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вышеизложенные нарушения закона не обеспечивают сохранность казарменно-жилищного фонда Минобороны России, создают угрозу жизни и здоровью военнослужащих и лиц гражданского персонала, нарушают их права на благоприятные условия труда, что обязывает прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в части возложения на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанности выполнить работы по текущему ремонту кровельного покрытия здания технического, при этом в требованиях, заявленных к филиалу, надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 января 2024 года отменить.

Исковые требования военного прокурора Красногорского гарнизона к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по <данные изъяты> и <данные изъяты>, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об обязании выполнения работ по ремонту удовлетворить частично.

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации выполнить работы по текущему ремонту кровельного покрытия здания технического склада (инв. <данные изъяты>) войсковой части 25801, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по <данные изъяты> и <данные изъяты> отказать.

Председательствующий

Судьи

33-14169/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Красногорского гарнизона
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России
Филиал ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации по г. Москве и Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Ситникова Марина Игоревна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
17.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
22.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024Передано в экспедицию
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее