Адм. дело № 2а-137/2020
УИД 68RS0017-01-2020-000124-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Дмитриевка 04 марта 2020 года
Никифоровский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Денисова С.В.,
при секретаре судебного заседания Просветовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кокорева А. В. к главе Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области Фоломкину А.А. и Дмитриевскому поселковому Совету народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области об оспаривании действий должностного лица местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Кокорев А. В. обратился в Никифоровский районный суд с административным исковым заявлением поименованным во вводной части настоящего решения, который мотивирован следующим.
28 января 2020 года Кокорев А.В. пришел в здание Дмитриевского поселкового Совета, расположенное по адресу: Адрес, р.Адрес, пл. Ленина, Адрес, с целью обращения от себя и группы жителей в орган местного самоуправления – Дмитриевский поссовет. Цель обращения – заявление о намерении присутствовать на заседании поссовета. Административный истец обратился к секретарю администрации поссовета, которая ранее регистрировала обращения в Дмитриевский поссовет. Секретарем Кокореву А.В. было отказано в приеме и регистрации письменного обращения на основании указания главы поссовета – не принимать и не регистрировать письменные обращения в орган местного самоуправления Дмитриевский поссовет. Специалист администрации поссовета Аникеева И.В. подтвердила запрет на прием и регистрацию обращений. При обращении за разъяснением к главе поссовета Фоломкину А.А. по телефону, он подтвердил, что дал такое указание специалистам поссовета не принимать письменные обращения, направленные в орган местного самоуправления - Дмитриевский поссовет и указал, что обращаться с письменными и устными обращениями возможно только к депутатам поссовета.
29 января 2020 года Кокорев А.В., с целью подачи письменного обращения в Дмитриевский поссовет пришел в здание Дмитриевского поселкового Совета, расположенное по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, пл. Ленина, д.5. Цель обращения – вопросы организации в р.п. Дмитриевка сбора твердых коммунальных отходов. В приеме и регистрации данного обращения также было отказано. Основание отказа – распоряжение главы поссовета. Глава администрации Дмитриевского поссовета Дегтярева М.П. подтвердила, что письменные обращения в орган местного самоуправления – Дмитриевский поссовет, работниками администрации поссовета приниматься не будут.
Требования к письменному обращению, согласно ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также требования ст. 8 указанного закона соблюдены.
31 января 2020 года глава поссовета Фоломкин А.А., при личной встрече, подтвердил Кокореву А.В. и группе жителей р.п. Дмитриевка (Четырина О.В., Аверкова Т.А., Хворостова Е.В.), что письменные обращения в орган местного самоуправления – Дмитриевский поссовет по местонахождению Дмитриевского поселкового Совета приниматься не будут.
Административный истец полагает, что глава поссовета своим бездействием по организации приема обращений создал препятствие к осуществлению его права – направлять индивидуальные и коллективные обращения в письменной форме посредством личного обращения по местонахождению Дмитриевского поссовета, по адресу: Тамбовская область, р.п. Дмитриевка, пл. Ленина, д.5.
В судебном заседании административный истец уточнил исковые требования, просив суд признать незаконным бездействие главы Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области Фоломкина А.А. по приему, регистрации и рассмотрению его письменных обращений в Дмитриевский поселковый Совет народных депутатов, а также обязать административного ответчика принимать, регистрировать и рассматривать обращения граждан в письменной форме поступающие в орган местного самоуправления – Дмитриевский поселковый Совет народных депутатов. Одновременно с этим пояснил, что оба письменных обращения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ адресовались в представительный орган местного самоуправления - Дмитриевский поселковый Совет народных депутатов. Подтвердил доводы изложенные в иске и отраженные в описательной части настоящего решения.
Административный ответчик – глава Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области Фоломкин А. А., одновременно, в соответствии с уставом Дмитриевского поссовета, являясь представителем соответчика - Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов Адрес, исковые требования не признал, пояснив, что не является должностным лицом. Все обращения граждан, адресованные в Дмитриевский поселковый Совет, должны направляться непосредственно депутатам данного представительного органа, которые, в свою очередь, должны ставить поступившие вопросы на обсуждение совместно с другими депутатами. В связи с чем, пояснил, что действительно давал указание работникам администрации Дмитриевского поссовета, что бы те не принимали и не регистрировали письменные обращения граждан. Он пояснял Кокореву А.В., что тот имеет право обратиться с письменными обращениями к депутатам Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов. При этом, обращения Кокорева А.В. от 28.01. и 29.01.2020 не регистрировались, поскольку ему был дан на них устный ответ.
Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица – Аверкова Т.А., Хворостова Е.В., Варакина Т.В., Четырина О.В. и Шубин С.Н. в судебном заседании полагали, что требования Кокорева А.В. обоснованные и подлежат удовлетворению.
Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица – Трушина Н.П., Суслова В.М., Коршунов С.В., Гриднева С.Г. Топильская Т.В., Арестова Н.В., Архелова С.А., Аверков С.А. и Попова Л.И., будучи извещенными надлежащим образом о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. Об отложения судебного заседания не ходатайствовали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу ч.2 ст. 8 указанного Федерального закона, письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
При этом, частью 3 данной статьи определено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как установлено п.4 и 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ч.1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Факт обращения Кокорева А.В. с письменными заявлениями 28.01.2020 и 29.01.2020 года в орган местного самоуправления – Дмитриевский поселковый Совет народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области, подтверждается копиям данных обращений, что не оспаривалось административным ответчиком.
Обращение, датированное 28.01.2020, является коллективным, которое подписано Кокоревым А.В. и другими гражданами, которые привлечены к участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц.
Требования, предъявляемые к указанным обращениям, закреплённые ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ, административным истцом соблюдены.
То обстоятельство, что обращение административного истца от 29.01.2020 адресовано в Дмитриевский поссовет (муниципальное образование), а не в Дмитриевский поселковый Совет народных депутатов, суд признает опечаткой, которая не может служить основанием для ограничения гражданина в его праве на обращение в орган местного самоуправления. В подтверждение данного вывода говорит и то обстоятельство, что данные обращения передавались заявителем наручно в орган местного самоуправления, с разъяснением работникам администрации Дмитриевского поссовета, кому адресованы данные обращения. Данный факт никем не опровергался.
Административным ответчиком, в исполнение обязанности закрепленной в ч.11 ст. 226 КАС РФ, суду не представлено доказательств соблюдения вышеуказанных норм при поступлении 28.01.2020 и 29.01.2020 года письменных обращений Кокорева А.В., а именно по их регистрации и рассмотрению.
Устное разъяснение административному истцу со стороны главы поссовета о необходимости обращаться с поставленными вопросами к депутатам Дмитриевского поселкового Совета, не является, в контексте с ч.2 ст.8 и ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, исполнением обязанности по регистрации и рассмотрению письменных обращений граждан.
Из содержания ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ следует, что понятие - принятие обращения, о невыполнении которого главой поссовета просит признать административный истец, заключается в обязательном рассмотрении обращения, что охватывается исковым требованием о признании незаконным бездействия административного ответчика в части не рассмотрения письменных обращений, а, следовательно, требование в данной части является излишним.
В соответствии с п.2 ст. 1 Устава Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области (далее Устав), муниципальным образованием является Дмитриевский поссовет, который Законом Тамбовской области от 17.09.2004 № 231-З наделен статусом городского поселения.
Статьей 25 Устава установлена структура органов местного самоуправления поссовета: - представительный орган поссовета – Дмитриевский поселковый Совет народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области (далее поселковый Совет); глава поссовета – глава Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области (далее глава поссовета); местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) поссовета – администрация Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области.
Адресом местонахождения вышеуказанных органов местного самоуправления является: 393000, Тамбовская область, Никифоровский район. р.п. Дмитриевка, пл. Ленина, д.5.
Поселковый Совет обладает правами юридического лица и имеет печать со своим полным наименованием (п. 2 ст.26 Устава).
Глава поссовета является высшим должностным лицом поссовета и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поссовета избирается поселковым Советом из своего состава на 5 лет и исполняет обязанности полномочия председателя поселкового Совета.
Решением Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области № 5 от ДД.ММ.ГГГГ, принятым на основании части 3 статьи 32 Устава Дмитриевского поссовета, Фоломкин А. А. считается избранным главой Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области.
Вместе с тем должность главы Дмитриевского поселкового Совета статьей 32 Устава Дмитриевского поссовета не предусмотрена. Данная статья именуется «Глава поссовета». Указанное обстоятельство также подтверждает тот факт, что решение (№ 5 от 20.09.2018) подписано Фоломкиным А.А. как главой поссовета, а не главой Дмитриевского поселкового Совета.
Следовательно, Фоломкин А.А. является главой Дмитриевского поссовета, который в силу ч.1 ст. 32 Устава исполняет полномочия председателя поселкового Совета, что согласуется со ст. 34 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положениям Закона Тамбовской области от 25 февраля 2017 г. № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области».
Решением Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области № 12 от 20.09.2018 утвержден регламент Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов (далее Регламент).
В силу ч.1 ст. 6 Регламента, работу поселкового Совета организует его председатель, который в том числе организует работу с обращениями населения рабочего поселка по вопросам деятельности поселкового Совета (п.«е» ч.1 ст. 8 Регламента).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что письменные обращения административного истца от 28.01.2020 и 29.01.2020 в адрес органа местного самоуправления - Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области не были зарегистрированы и рассмотрены в установленном законом порядке в связи с бездействием главы Дмитриевского поссовета Фоломкина А.А., в связи с чем, административное исковое заявление в данной части подлежит удовлетворению.
Предоставленный административным ответчиком график приема граждан депутатами Дмитриевского поселкового Совета народных депутатов Никифоровского района Тамбовской области, с учетом установленных обстоятельств, на выводы суда относительно незаконности бездействия главы поссовета не влияет.
При принятии решения по требованию относительно обязания административного ответчика принимать, регистрировать и рассматривать письменные обращения граждан, суд исходит из того, что данная обязанность закреплена нормами Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем возложение дополнительной (дублирующей) обязанности является излишним, в связи с чем в данной части исковых требований следует отказать.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кокорева А. В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие главы Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области Фоломкина А. А. по регистрации и рассмотрению письменного обращения Кокорева А. В. и группы граждан от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в Дмитриевский поселковый Совет народных депутатов, а также письменного обращения Кокорева А. В. от ДД.ММ.ГГГГ адресованного в Дмитриевский поссовет.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Взыскать с главы Дмитриевского поссовета Никифоровского района Тамбовской области Фоломкина А. А. в пользу Кокорева А. В. судебные расходы на оплату госпошлины при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Никифоровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Денисов С.В