Решение по делу № 33-17579/2023 от 26.09.2023

Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции, 33-17579/2023

Номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-271/2023

УИД 16RS0028-01-2023-000300-46

Судья Хайбрахманов Р.Р.

Учёт № 211г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 ноября 2023 г.                                                     г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гаянова А.Р.,

судей Муллагулова Р.С., Шафигуллина Ф.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилемзяновой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Шакировой Д.Р. на решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 10 августа 2023 года, которым постановлено:

Заявление прокурора Сармановского района Республики Татарстан действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить;

Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Сармановская центральная районная больница» (ИНН ....) и Министерство здравоохранения Республики Татарстан (ИНН ....) в срок до 1 декабря 2023 года оснастить фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес> медицинским оборудованием: автоматический дефибриллятор (не менее 1); костыли (не менее 2 пар); носилки (не менее 2 пар, имеется лишь 1); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (не менее 1 пары); одеяло с подогревом (не менее 1 пары); секундомер (не менее 2 пар); шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции не менее 2 пар); набор для проведения коникотомии одноразовый (не менее 1 пары).

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Сармановского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Сармановская центральная районная больница» (далее – ГАУЗ «Сармановская ЦРБ») об обязании оснастить фельдшерско-акушерские пункты медицинским оборудованием.

В обоснование указал, что в ходе проведенного анализа соблюдения требований законодательства в сфере здравоохранения выявлены нарушения в части отсутствия в фельдшерско-акушерском пункте расположенном по адресу: <адрес>, являющимися структурными подразделениями ГАУЗ «Сармановская ЦРБ», предусмотренного законом оборудования, что является нарушением стандартов оснащения, установленных Приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н.

По выявленным нарушениям закона прокуратурой в адрес главного врача ГАУЗ «Сармановская ЦРБ» вынесено представление, однако медицинским учреждением нарушения не устранены.

Указанное в представлении оборудование является необходимым для осуществления деятельности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в сельских населенных пунктах.

Определением суда в протоколе судебного заседания от 12 июля 2023 года в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

По этим основаниям Прокурор Сармановского района Республики Татарстан, уточнив требования, просит обязать ГАУЗ «Сармановская ЦРБ», Министерство здравоохранения Республики Татарстан оснастить данный фельдшерско-акушерский пункт медицинским оборудованием: автоматический дефибриллятор (не менее 1); костыли (не менее 2 пар); носилки (не менее 2 пар, имеется лишь 1); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (не менее 1 пары); одеяло с подогревом (не менее 1 пары); секундомер (не менее 2 пар); шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции не менее 2 пар); набор для проведения коникотомии одноразовый (не менее 1 пары), в срок до 1 декабря 2023 года.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции прокурор уточненные требования поддержал.

Представитель ГАУЗ «Сармановская ЦРБ» с иском согласилась частично, полагая обязанность по оснащению ФАП в том числе лежит и на Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, которое является учредителем ГАУЗ «Сармановская ЦРБ». Также просил установить более поздний срок для устранения недостатков.

Министерство здравоохранения Республики Татарстан не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание. В отзыве на исковое заявление, будучи третьим лицом Министерство здравоохранения Республики Татарстан с иском не согласилось, просило отказать в удовлетворении заявления, указывая, что дооснащение Каташ-Каранского ФАП медицинским оборудованием планируется за счет спонсорской помощи до 1 сентября 2023 года.

Суд первой инстанции заявление прокурора Сармановского района Республики Татарстан удовлетворил в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы указывается, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Руководитель учреждения несет персональную ответственность за деятельность учреждения, в том числе материально-техническое обеспечение деятельности учреждения. Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Татарстан не является надлежащим ответчиком.

В возражениях на апелляционную жалобу ГАУЗ «Сармановская ЦРБ» и прокурор просят отказать в её удовлетворении и оставить решение суда без изменения.

Дело в апелляционном порядке согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

На основании ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Сармановского района в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере здравоохранения выявлены нарушения в части отсутствия предусмотренного законом оборудования в фельдшерско-акушерском пункте по адресу: Республика Татарстан, Сармановский район, с. Каташ-Каран, ул. Ленина, д. 40а., который является обособленным подразделением ГАУЗ «Сармановская ЦРБ», что закреплено приложением к Уставу.

В частности, установлено, что в ФАПе с. Каташ-Каран отсутствует: автоматический дефибриллятор (не менее 1); костыли (не менее 2 пар); носилки (не менее 2 шт., имеется лишь 1); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; одеяло с подогревом; секундомер; шины для транспортной иммобилизации (не менее 2 шт.); набор для проведения коникотомии одноразовый.

23 марта 2023 года по выявленным нарушениям закона прокуратурой в адрес главного врача ГАУЗ «Сармановская ЦРБ» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокурора Сармановского района Республики Татарстан, исходил из того, что ГАУЗ «Сармановская ЦРБ» отсутствие вышеуказанного оборудования, наличие которого предусмотрено приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвития России) от 15 мая 2012 года № 543н, не отрицалось.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции основанными на фактических обстоятельствах дела и соответствующими нормам действующего правового регулирования спорных правоотношений.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

В силу п. 5 приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.

Согласно п. 9 приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н предусмотрено наличие в фельдшерско-акушерском пункте, в частности, следующего оборудования и изделий: автоматический дефибриллятор (1 шт.); костыли (2 пары); носилки (2 шт.); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1 шт.); одеяло с подогревом (1 шт.); секундомер (2 шт.); шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции 2 шт.); набор для проведения коникотомии одноразовый (1 шт.).

Выявленные нарушения требований стандарта оснащения фельдшерско-акушерского пункта влекут нарушение гарантированного каждому Конституцией России права на охрану здоровья, препятствуют в реализации гражданами права на оказание качественной медицинской помощи, в силу чего суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Доводы апелляционной жалобы Минздрава Республики Татарстан о том, что указанное министерство являются ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года № 1052 (в ред. от 06 марта 2020 года № 178), Министерство здравоохранения Республики Татарстан является (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД, медицинской помощи и медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Согласно пункту 1.3 Положения Министерство является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, в том числе средств федерального бюджета в виде субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Республике Татарстан в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 18 Федерального закона от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязано организовать оказание населению Республики Татарстан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Республики Татарстан (пункт 3.1 Положения).

Министерство в соответствии с п. п. 3.1, 3.2 Положения осуществляет полномочия, в том числе, по развитию и материально-техническому обеспечению учреждений государственной системы здравоохранения Республики Татарстан (пункт 3.3.1 Положения).

Согласно п. 4.4 Положения Министерство обязано создавать в установленном порядке запасы лекарственных и иных средств, изделий медицинского назначения, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, а также донорской крови и ее компонентов; организовывать обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, подведомственных Министерству.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и материально-технического обеспечения учреждений государственной системы здравоохранения на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 10 августа 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Шакировой Д.Р. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Апелляционное определение принято в окончательной форме 8 ноября 2023 г.

Председательствующий

Судьи

33-17579/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Сармановского района Республики Татарстан
Ответчики
ГАУЗ Сармановская ЦРБ
Министерство здравоохранения РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
26.09.2023Передача дела судье
02.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2023Передано в экспедицию
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее