пгт Верхошижемье
Кировской области 17 апреля 2019 г.
Советский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Зайцевой Т.Е.,
при секретаре Кожиновой Н.Л.,
с участием помощника прокурора Верхошижемского района Кировской области Смирнова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 7 Советского судебного района Кировской области от 25.02.2019 г.,
установил:
прокурор Верхошижемского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах Оразаевой Ирины Юрьевны к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг.
Решением мирового судьи судебного участка № 7 Советского судебного района Кировской области от 25.02.2019 г. исковые требования прокурора Верхошижемского района Кировской области в интересах Оразаевой И.Ю. удовлетворены. С Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Оразаевой И.Ю. взысканы затраты, понесенные на оплату отопления и электроснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7999 руб. 77 коп.
Ответчик Министерство финансов Кировской области с решением мирового судьи судебного участка № 7 Советского судебного района Кировской области от 25.02.2019 г. не согласен, в апелляционной жалобе представитель по доверенности Зейналова Э.И. указала, что Законом Кировской области от 03.11.2004 года № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наём жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счёт средств областного бюджета. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, которая введена в действие с 01.01.2005 г. Если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счёт средств областного бюджета с 01.01.2005 г., то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объёме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 г. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 г. (т.е. одновременно: работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Данные факты должны подтверждаться допустимыми доказательствами. Если гражданин пользовался коммунальными льготами по оплате жилья это должно подтверждаться документами о начислении платы за жилое помещение и коммунальных услуг и документами о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленными уполномоченными лицами, то есть либо организациями, осуществляющими обслуживание жилых помещений, которыми пользовались истцы, либо местными органами власти. Законом Кировской области от 28.10.2004 года № 267-ЗО прямо установлено предоставление медицинским работникам льгот в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. Субъектом РФ «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области были надлежащим образом исполнены все обязательства, указанные в Законе Кировской области от 28.10.2004 года № 267-ЗО. На субъект РФ «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячная 100% компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг. Следовательно, данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 г. за счёт средств Федерального бюджета. Просит решение мирового судьи судебного участка № 7 Советского района Кировской области от 25.02.2018 г. отменить и вынести новый судебный акт.
Представитель ответчика Министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Прокурор Смирнов А.М. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Истица Оразаева И.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель третьего лица КОГБУЗ «Верхошижемская ЦРБ», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав прокурора, проверив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отменены без равноценной компенсации ранее представлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст. 4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно- коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, представлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Оразаева И.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Оразаева И.Ю. работала в КОГБУЗ «Верхошижемская ЦРБ» в должности <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ ГЛПУ «Верхошижемская ЦРБ» реорганизовано в МУЗ «Верхошижемская ЦРБ».
С ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Верхошижемская ЦРБ» реорганизовано в КОГБУЗ «Верхошижемская ЦРБ».
Таким образом, Оразаева И.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась квалифицированным медицинским работником, вплоть до своего увольнения работала и проживала в поселке городского типа.
Согласно ч. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Истец до 01.01.2005 пользовалась льготами медицинских работников, работающих и проживающих в поселке городского типа, в полном объёме, что подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 7 Верхошижемского района Кировской области от 25.09.2012 по делу № 2-252/2012, в рассмотрении которого ответчик (ранее - Департамент финансов Кировской области) принимал участие. Пользование льготами до 01.01.2005, также подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 7 Советского судебного района Кировской области от 22.03.2017 по делу № 2-320/2017.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Оразаева И.Ю. за счёт своих средств заплатила за отопление жилья 7117 руб. 68 коп., за электроэнергию 2138 руб. 09 коп., а всего 9255 руб. 77 коп.
Согласно справке КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» (отдел в пгт. Верхошижемье) от ДД.ММ.ГГГГ №, Оразаева И.Ю. в 2018 году не являлась получателем меры социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Согласно справке ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» от ДД.ММ.ГГГГ, и выписке из лицевого счета ООО «Гейзер», Оразаева И.Ю. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженности по оплате электроэнергии и отопления не имела.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Оразаева И.Ю. получила частичную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в сумме 1256 руб., что подтверждается справкой КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Советском районе» (отдел в пгт. Верхошижемье) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Предоставленный истцу субъектом Российской Федерации объем льгот не обеспечивает сохранение прежнего уровня социальной защиты истца, которым она пользовалась до 01.01.2005.
Исходя из представленных документов об оплате коммунальных услуг, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходы Оразаевой И.Ю.по оплате коммунальных услуг составили в общей сумме 9255 руб. 77 коп. Сумма частичной компенсации составила 1256 руб.
Суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, исследовал и оценил представленные доказательства, правильно применил нормы материального права. Оразаева И.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась медицинским работником системы здравоохранения, и в соответствии с положениями ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», проживая и работая в поселке городского типа, до 01.01.2005 пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Указанная мера социальной поддержки должна быть сохранена и после 01.01.2005.
То обстоятельство, что Оразаева И.Ю. до 01.01.2005 пользовалась льготами, подтверждено документально, допустимыми и относимыми доказательствами.
Расчет взыскиваемой суммы в решении приведен и судом признается верным.
Распоряжением Правительства Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии в собственность области муниципальных учреждений здравоохранения» с ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Верхошижемская ЦРБ» принята из собственности муниципального образования Верхошижемский муниципальный район Кировской области в собственность Кировской области.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно того, что на ответчика не возложена обязанность о ежемесячной 100% компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг вышеуказанной категории лиц, основаны на неверном толковании положений закона. Меры социальной поддержки медицинских работников организаций системы здравоохранения, находящихся в ведении субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ, а медицинское учреждение, где работала истица, с 01.01.2012 г. передано в ведение Кировской области.
Кировская область, как субъект РФ, в ведении которого находится КОГБУЗ «Верхошижемская ЦРБ», в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учётом требований Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере.
Предусмотренные Законом Кировской области № 267-ЗО выплаты и компенсации являются дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишают указанную категорию лиц права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что требование истицы о взыскании с Министерства финансов Кировской области разницы между понесёнными ею расходами на оплату отопления и электроснабжения с учётом предоставленной частичной компенсации подлежат удовлетворению.
В решении мирового судьи правильно изложены фактические обстоятельства дела и им дана правильная правовая оценка,нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводам ответчика о получении истицей Оразаевой И.Ю.частичной компенсации судом дана оценка, сумма полученной частичной компенсации учтена при вынесении решения.
При указанных обстоятельствах суд оставляет решение мирового судьи без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 7 Советского судебного района Кировской области от 25.02.2019 г. по делу по иску прокурора Верхошижемского района Кировской области в интересах Оразаевой Ирины Юрьевны к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение обжалованию не подлежит, вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Т.Е. Зайцева