Гражданское дело № 2-149/2022
24RS0001-01-2022-000017-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Абан 28 февраля 2022 года
Абанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Фёдоровой О.В.,
при секретаре Окладовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к администрации Покровского сельсовета Абанского района, в интересах неопределенного круга лиц, Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства, ссылаясь на то, что в октябре 2020 года в отношении администрации Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края проведена плановая выездная проверка на основании распоряжения от 18 сентября 2020 года № 1942, в ходе которой обнаружены нарушения, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. По фактам выявленных нарушений в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный частью статьёй 6.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 36257 от 28 октября 2020 года). С целью устранения выявленных в ходе плановой проверки нарушений санитарного законодательства администрации Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей, об устранении выявленных нарушений от 28 октября 2020 года №36256, срок исполнения которого истек 19 октября 2021 года.
По истечению установленного срока исполнения, проведена внеплановая выездная проверка на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки № 983 от 04 октября 2021 года, в ходе которой выявлено, что предписание от 28 октября 2020 года № 36256 не выполнено по следующим пунктам:
пункт 1.1 не выполнен - на водные объекты, используемые в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, т. е. не устранено нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
пункт 1.4 не выполнен - согласно представленному заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы № 16593 от 28.10.2021, выданному филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Канске установлено: отобранная проба воды из источника нецентрализованного водоснабжения - резервуар чистой воды по адресу: <адрес>, по определяемому показателю: мутности более 5 (допустимый уровень не более 1,5), что выше нормируемого значения в 3.3 раза, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы IV п. 75, п. 81 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», главы III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (данные требования аналогичны требованиям, изложенным в п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175- 02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» утратившим силу с 01 марта 2021 года). Протокол исследований (испытаний), измерений № 12374-001 от 22 октября 2021 года; отобранная проба воды из источника нецентрализованного водоснабжения - резервуар чистой воды по адресу: <адрес>, д. Быстровка, <адрес>, по определяемому показателю: мутности более 5 (допустимый уровень не более 1,5), что выше нормируемого значения в 3,3 раза, указанный образец по исследованным показателям не соответствует требованиям главы IV п. 75, п. 81 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», главы III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (данные требования аналогичны требованиям, изложенным в п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175- 02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» утратившим силу с 01 марта 2021 года). Протокол исследований (испытаний), измерений № 12376-001 от 22 октября 2021 года;
пункт 1.5 не выполнен - не представлены проекты зон санитарной охраны (ЗСО), источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, т.е. не устранено нарушение п. п. 1.4, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 3.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
пункт 1.6 не выполнен - отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов ЗСО санитарным правилам, т.е. не устранено нарушение п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
пункт 1.7 не выполнен - проекты ЗСО не утверждены в установленном порядке, т.е. не устранено нарушение п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
пункт 1.8 не выполнен - водозаборы не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО, т.е. не устранено нарушение п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
пункт 1.10 не выполнен - согласно представленному заключению по результатам зоологической оценки о соответствии (несоответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам объекта/территории № 16625 от 28 октября 2021 года, выданному филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Канске установлено: в местах осуществления деятельности Администрации Покровского сельсовета Абанского района в помещениях источников нецентрализованного водоснабжения по адресам в селе Покровка и деревне Быстровка обнаружены грызуны, соответственно эти строения заселены синантропными и условно-синантропными грызунами, что не соответствует требованиям п. 116, п. 117 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению на территории Администрации Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей, об устранении выявленных нарушений от 28 октября 2020 года № 36256, составлен протокол об административном правонарушении № 32821 от 29 октября 2021 года, предусмотренный ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства, а также, не исполняя законные требования должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей, об устранении выявленных нарушений, администрация Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Просит признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении указанного предписания, незаконным и обязать ответчика устранить указанные нарушения, в срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, в направленном в суд ходатайстве просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. Заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, не возражал против установления срока, в течение которого ответчику надлежит исполнить решение суда, в два года.
Представитель ответчика администрации Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, в направленном в суд возражении, указал на непризнанием им заявленных истцом требований по изложенным в возражении доводам, в случае удовлетворения требований просил установить срок исполнения решения суда в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку факт нарушения санитарного законодательства подтверждается письменными материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
Так, согласно предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 36256 от 28.10.2020, выявлены следующие нарушения:
- п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить наличие на водные объекты, расположенные по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>, используемые в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;
- главы IV п. 75, п. 81 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», главы III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить доведение качества питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения - резервуаров чистой воды по адресам: <адрес>; <адрес>, д. Быстровка, <адрес>, по определяемому показателю: мутности до гигиенических нормативов;
- п. п. 1.4, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 3.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а именно: обеспечить наличие (разработку) проектов зон санитарной охраны (ЗСО), источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенные по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>;
- п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов ЗСО по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>, санитарным правилам;
- п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: утвердить проекты ЗСО по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>, в установленном порядке;
- п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: оборудовать водозаборы, расположенные по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО;
- п. 116, п. 117 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», а именно: обеспечить проведение дератизационных мероприятий в местах осуществления деятельности Администрации Покровского сельсовета Абанского района в помещениях источников нецентрализованного водоснабжения в селе Покровка и <адрес>, с предоставлением документов, договоров и актов выполненных работ.
Срок устранения выявленных нарушений – 19.10.2021.
Согласно акта выездной внеплановой проверки №32809 от 29.10.2021, проведенной на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки №983 от 04.10.2021, принятого начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске, указанные выше нарушения норм санитарного законодательства не устранены.
На основании предписания № 36256 от 28.10.2020, 29.10.2021 был составлен протокол об административном правонарушении № 32821 в отношении администрации Покровского сельсовета по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Неустранение указанных нарушений нарушает интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Администрация Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края является юридическим лицом.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что факт нарушения санитарного законодательства имеет место.
При таких обстоятельствах исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Признать бездействие администрации Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края, выразившееся в неисполнении законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей, №36256 от 28 октября 2020 года, незаконным.
Обязать администрацию Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края, устранить в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу следующие нарушения:
- п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить наличие на водные объекты, расположенные по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>, используемые в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;
- главы IV п. 75, п. 81 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», главы III таблице 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно: обеспечить доведение качества питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения - резервуаров чистой воды по адресам: <адрес>; <адрес>, д. Быстровка, <адрес>, по определяемому показателю: мутности до гигиенических нормативов;
- п. п. 1.4, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 3.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а именно: обеспечить наличие (разработку) проектов зон санитарной охраны (ЗСО), источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, расположенные по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>;
- п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов ЗСО по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>, санитарным правилам;
- п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: утвердить проекты ЗСО по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>, в установленном порядке;
- п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: оборудовать водозаборы, расположенные по адресам: <адрес>, д. Быстровка, <адрес> а, <адрес>, д. Малкас, <адрес>, аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО;
- п. 116, п. 117 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», а именно: обеспечить проведение дератизационных мероприятий в местах осуществления деятельности Администрации Покровского сельсовета Абанского района в помещениях источников нецентрализованного водоснабжения в селе Покровка и <адрес>, с предоставлением документов, договоров и актов выполненных работ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья