Решение по делу № 33а-2316/2019 от 14.10.2019

Судья Соколов Н.В. Дело №33а-2316/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«13» ноября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Пелевиной Н.В. и Колесова Р.Н.,

при секретаре Костиной М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0019-01-2019-000326-69, №2а-236/2019) по апелляционной жалобе главы администрации Чухломского муниципального района Костромской области Бахвалова В.В. на решение Чухломского районного суда Костромской области от 26 августа 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Чухломского района Костромской области, признано незаконным бездействие администрации Чухломского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии мер по приведению в нормативное состояние автопешеходного деревянного моста через реку Ножига, расположенного на 12 км. автодороги Введенское - Красная Нива Чухломского муниципального района Костромской области. На администрацию Чухломского муниципального района Костромской области возложена обязанность в срок до 01 января 2021 года привести в нормативное состояние автопешеходный деревянный мост через реку Ножига, расположенный на 12 км. автодороги Введенское - Красная Нива Чухломского муниципального района Костромской области.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения главы администрации Чухломского муниципального района Костромской области Бахвалова В.В., представителя администрации Чухломского муниципального района Костромской области Чистобаева В.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Рыловой Т.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Чухломского района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Чухломского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по приведению в нормативное состояние автопешеходного деревянного моста через реку Ножига, расположенного на 14 км. автодороги Юрьевское - Красная Нива Чухломского муниципального района Костромской области и возложении обязанности в срок до 01.01.2021 года привести данный мост в нормативное состояние.

Административный иск мотивировал тем, что прокуратурой Чухломского района в связи с поступившей жалобой о ненадлежащем состоянии моста проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения, законодательства в сфере противодействия терроризму на территории Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.

В ходе проверки установлено, что на 14 километре автодороги Юрьевское-Красная Нива Чухломского района вблизи деревни Красная Нива Чухломского района расположен деревянный автопешеходный мост через реку Ножига протяженностью 12,4 метра. Постановлением главы Чухломского муниципального района Костромской области от 27.03.2006 года № 213 данный мост внесен в реестр муниципального имущества муниципального образования Чухломского муниципального района Костромской области с присвоением реестрового номера П-00-1-3-44-29-0091-К. В нарушение требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на момент проверки техническое состояние моста через реку Ножига было неудовлетворительным. В ходе осмотра моста было выявлено, что на опорных столбах, балках, удерживающих настил, имеется гниль и расщепление бревен; покрытие моста выполнено в виде дощатого продольного настила, частично отсутствуют поперечные настилу бревна; продольные балки, расположенные под дощатым настилом, подгнили, местами лопнули, требуется ремонт моста с заменой конструктивных элементов. На правом берегу реки Ножига расположен жилой дом Ковалевой Ю.Б. и действующее здание ОГКУ «Чухломское лесничество», проезд к которым возможен только по вышеуказанному мосту.

В результате бездействия со стороны должностных лиц администрации Чухломского муниципального района на искусственном сооружении - мосту через реку Ножига образовались препятствия, не позволяющие осуществить проезд транспортным средствам жителям деревни Красная Нива и иным гражданам, в том числе автомобилям специальных служб в случае необходимости оказания первой медицинской помощи, помощи в пожаротушении, ликвидации последствий проявления терроризма. Также ввиду ненадлежащего технического состояния моста через реку дорожным службам в указанной части деревни (на правом берегу реки) невозможно произвести расчистку дорожного покрытия от снега, лишает жителей возможности добраться автомобильным транспортом до расположенного в четырех километрах от деревни кладбища. Существует реальная опасность падения транспортного средства в реку, что угрожает жизни и здоровью граждан.

По данному факту прокуратурой района 25.01.2019 года в адрес главы Чухломского муниципального района Костромской области внесено представление об устранении нарушения законодательства. Из ответа на представление от 21.02.2019 года № 482 следует, что в срок до 01.03.2019 года произойдет сход граждан д. Красная Нива с целью дальнейшего определения порядка действий и организации переправы через реку Ножига. Жители деревни Красная Нива пояснили, что мост им необходим для повседневной жизнедеятельности.

Таким образом, работы по приведению автопешеходного моста через реку Ножига в нормативное состояние не производятся, требования, изложенные в представлении прокурора, не выполнены. В результате бездействия должностных лиц администрации Чухломского муниципального района Костромской области нарушены права неопределенного круга лиц в части обеспечения безопасности дорожного движения, противодействию терроризму и пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил признать незаконным бездействие, выразившегося в непринятии мер по приведению в нормативное состояние автопешеходного деревянного моста через реку Ножига, расположенного на 12 км. автодороги Введенское - Красная Нива Чухломского муниципального района Костромской области и возложении обязанности в срок до 01.01.2021 года привести данный мост в нормативное состояние.

По делу постановлено решение суда, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе глава администрации Чухломского муниципального района Костромской области Бахвалов В.В., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить. В обоснование жалобы приводит следующие доводы. Прокурором в ходе проверки был проведен лишь визуальный осмотр моста, заключения строительно-технической экспертизы, подтверждающего факт ненормативного состояния моста, представлено не было. Выводы суда о том, что техническое состояние моста через реку Ножига является неудовлетворительным, основаны на неподтвержденных фактах. Ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы прокурор не заявлял, не смог конкретизировать, необходим ли капитальный ремонт моста или новое строительство. Судом не приняты показания свидетеля Волкова С.А. о сроках подготовки документации, предполагаемой стоимости моста, в то же время из объяснений сотрудника прокуратуры и показаний свидетелей Кострова В.П. и Кузнецова В.С. суд усмотрел доказательства, необходимые для вынесения решения. Ремонт и содержание дорожной сети, а также мостовых сооружений осуществляется за счет средств дорожного фонда Чухломского муниципального района, объем дорожного фонда определяется при формировании бюджета района на очередной финансовый год. На 2019 год бюджет данного дорожного фонда составил 7460 тыс. руб. Бюджет муниципального района является дотационным, собственных источников дохода недостаточно для строительства капитального объекта инфраструктуры. Суд не принял во внимания данные обстоятельства, не рассмотрел возможность установления более разумного срока для исполнения решения суда, не рассмотрел альтернативные варианты обеспечения доступа граждан на оба берега реки Ножига, а также доводы административного ответчика о доступе к населенному пункту Красная Нива через переправу лесозаготовителей и объездную дорогу.

На апелляционную жалобу главы администрации Чухломского муниципального района Костромской области Бахвалова В.В. прокурором Чухломского района Костромской области Лукьяновым В.А. поданы возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Принимая решение об удовлетворении заявленного прокурором административного иска, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию Чухломского муниципального района Костромской области, допустившей бездействие в непринятии мер по приведению в нормативное состояние принадлежащего муниципальному образованию Чухломский муниципальный район Костромской области на праве собственности моста, обязанности в принятии таких мер.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям действующего законодательства, основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (пункт 4 статьи 6).

В силу статьи 2 Федерального закона № 196-ФЗ дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 1.1 «СНиП 2.05.03-84* Строительные нормы и правила. Мосты и трубы», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 30.11.1984 года № 200, предусмотрена необходимость выполнения требования по обеспечению надежности, долговечности и бесперебойности эксплуатации сооружений, а также безопасности и плавности движения транспортных средств, безопасности для пешеходов и охране труда рабочих в периоды строительства и эксплуатации.

Как видно из материалов дела, деревянный мост через реку Ножига, Чухломский район, автодорога Введенское-Красная Нива, протяженностью 35п.м. на основании постановления главы Чухломского муниципального района Костромской области от 27.03.2006 года № 213 включен в реестр муниципального имущества муниципального образования Чухломский муниципальный район Костромской области, является муниципальной собственностью (л.д.61).

Прокуратурой Чухломского района Костромской области на основании обращения жителей деревни Красная Нива Чухломского муниципального района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на названному мосту.

В ходе проверки выявлено, что состояние моста требованиям безопасности дорожного не отвечает, при этом администрация Чухломского муниципального района Костромской области мер по приведению моста в нормативное состояние не принимает.

В судебном заседании доводы прокурора о неудовлетворительном состоянии деревянного моста через реку Ножига, Чухломский район автодорога Введенское-Красная Нива протяженностью 35п.м. нашли свое подтверждение

Вопреки доводам апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о ненормативном состоянии моста обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии моста требованиям безопасности дорожного движения, судом установлены на основании совокупной оценки доказательств, представленных сторонами, в том числе акта прокурорской проверки от 20 мая 2019 года, фототаблицы к акту проверки, показаний свидетелей - жителей деревни Красная Нива, обращений администрации Чухломского муниципального района Костромской области к Собранию депутатов Чухломского муниципального района Костромской области с ходатайствами о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта деревянного моста через реку Ножига.

Представители администрации Чухломского муниципального района Костромской области в суде первой инстанции не оспаривали данный факт, ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы не предмет соответствия моста требованиям строительных норм и правил не заявляли. Доказательства соответствия моста нормативным требованиям в суд апелляционной инстанции не представили, не отрицали, что за период нахождения моста в муниципальной собственности администрация Чухломского муниципального района мер по поддержанию моста в работоспособном состоянии не принимала.

Определяя срок, необходимый для приведения моста в нормативное состояние, суд учел все обстоятельства дела, оценил доводы всех участников процесса, изложил мотивы, по которым пришел к изложенным в решении выводам.

При этом судебная коллегия отмечает, что администрация Чухломского муниципального района Костромской области не лишена возможности обратиться в порядке статьи 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в части возложения обязанности по приведению моста в нормативное состояние.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не рассмотрены альтернативные варианты обеспечения доступа граждан к деревне Красная Нива, не являются основанием для отмены постановленного судом решения, так как предметом рассмотрения административного дела указанное обстоятельство не являлось.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой доказательств, исследованных судом, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Чухломского районного суда Костромской области от 26 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Чухломского муниципального района Костромской области Бахвалова В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2316/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Чухломского района
Прокуратура Чухломского района
Ответчики
Администрация Чухломского муниципального района
Другие
Управление по правовым, земельным и имущественным вопросам
Суд
Костромской областной суд
Судья
Кулакова Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
15.10.2019[Адм.] Передача дела судье
13.11.2019[Адм.] Судебное заседание
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
28.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2019Передано в экспедицию
13.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее