Решение по делу № 33-3591/2023 от 18.10.2023

    Дело №2-2894/2023 УИД 32RS0027-01-2023-000957-56 Председательствующий Склянная Н.Н.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3591/2023

г.Брянск                                                                          19 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего                    Сидоренковой Е.В.,

судей                                    Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,

при секретаре                                     Шалатоновой Т.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Макаренкова В.С., апелляционному представлению прокурора Филоновой Н.И. на решение Советского районного суда г. Брянска от 03 августа 2023 г. по гражданскому делу по иску Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» о признании бездействия незаконным, обязании направить сведения на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Сидоренковой Е.В., объяснения прокурора Пахомовой Н.А., представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области Захаровой Т.В., судебная коллегия

установила:

    Макаренков В.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 26.01.2023 года направил заявление в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» для передачи сведений в санаторно-курортное учреждение для предоставления ему санаторно-курортной путевки. В связи с неполучением ответа на обращение, Макаренков В.С. обратился в Департамент здравоохранения Брянской области. 16.02.2023 года истцу даны ответчиком разъяснения о том, что для получения указанной государственной услуги следует обратиться в Социальный Фонд РФ.

    Полагая нарушенным свое право на санаторно-курортное лечение, указывая на неправомерное неисполнение ответчиком обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение согласно приказу Минздрава РФ от 12.05.2010 -Н, истец с учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным неисполнение ответчиком обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение Минздрава РФ <адрес> «КМВ»; обязать ответчика направить сведения для предоставления ему санаторно-курортного лечения на основании медицинской справки; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере стоимости санаторно – курортной путевки, проезда к месту лечения и обратно.

    Решением Советского районного суда г. Брянска от 03 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований Макаренкова В.С. отказано.

В апелляционной жалобе Макаренков В.С. просит решение Советского районного суда г. Брянска от 03 августа 2023 года отменить, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что судом неверно применены нормы материального права.

В апелляционном представлении прокурор Филонова Н.И. также просит решение Советского районного суда г. Брянска от 03 августа 2023 года отменить, указывая, что ответчиком обязанность по направлению сведений в санаторно – курортное учреждение в отношении истца не исполнена.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика – главный врач ГАУЗ «Брянский клинико – диагностический центр» Силенок А.В. просит решение Советского районного суда г. Брянска от 03 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор Пахомова Н.А. в судебном заседании поддержала доводы представления по изложенным в нем основаниям.

Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области Захарова Т.В. в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения.

Представителями ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области», УМВД России по Брянской области представлены заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Заявленное Макаренковым В.С. ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью супруги и неознакомлением с материалами данного гражданского дела судебной коллегией отклонено, поскольку ранее рассмотрение апелляционной жалобы было отложено по ходатайству истца; доказательств уважительности неявки в судебное заседание к заявлению не приложено. Невозможность ознакомления с материалами гражданского дела объективно не исключает возможности участия в деле.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду не сообщали об уважительных причинах неявки.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу и представление прокурора в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").

Обжалуемое решение требованиям законности и обоснованности не отвечает.

    Из материалов дела следует, что Макаренков В.С. является инвалидом в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

    26.01.2023 года истец обратился с заявлением в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» о выделении путевки в санатории здравоохранения Российской Федерации как инвалиду и участнику последствий ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с медицинской справкой формы 072/у ГАУЗ «Брянская городская поликлиника ». Предпочтительное место лечения в справке указано – санатории <адрес> и <адрес>.

    При повторном обращении истцу был направлен ответ от 16.02.2023 года за подписью главного врача ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», в котором разъяснено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в настоящее время в Брянской области обеспечиваются санаторно-курортным лечением в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Для получения государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение Макаренков В.С. может подать заявление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту получения ежемесячной денежной выплаты либо в уполномоченный орган.

Отказывая в удовлетворении требований Макаренкова В.С., суд первой инстанции исходил из того, что обращение истца рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ему дан мотивированный ответ, а несогласие Макаренкова В.С. с содержанием ответа не является основанием для признания действия (бездействия) учреждения незаконным. Суд указал в решении, что Макаренков В.С. имеет право на санаторно-курортное лечение согласно очередности по дате подачи заявления.

    Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 10).

В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право на получение государственной социальной помощи, набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.

    Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации.

    Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в медицинской организации по месту жительства справку для получения санаторно-курортной путевки по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н.

    При наличии справки для получения санаторно-курортной путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) по месту получения ежемесячной денежной выплаты либо в уполномоченный орган (пункты 21,23,27,28 Порядка).

    При направлении больных на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортное учреждение из учреждения здравоохранения медицинский отбор больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а при отсутствии заведующего отделением - главный врач (заместитель главного врача) учреждения здравоохранения. Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления. Согласно пунктам 4.5. и 4.6. Порядка сведения о больном, нуждающемся в санаторно-курортном лечении, направляются в санаторно- курортное учреждение на согласование. Санаторно-курортная путевка оформляется и выдается в случае положительного решения санаторно-курортного учреждения о принятии больного на санаторно-курортное лечение.

    Возражая против доводов иска в суде первой инстанции, представитель ответчика пояснил, что истец ежегодно использует свое право на санаторно-курортное лечение; в направлении сведений в медицинское учреждение на получение санаторной путевки истцу не отказано, поскольку в ответе учреждения ему разъяснен порядок получения путевки в ОСФР по Брянской области, где он и состоял в очереди на получение путевки. Также представитель ответчика пояснил, что полномочия по направлению на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России, нормативно переданы ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» приказом департамента здравоохранения Брянской области от 01 марта 2023 года , т.е. после обращения истца с заявлением 26 января 2023 года.

    Суд первой инстанции, отказывая в иске, согласился с данной позицией ответчика, и, кроме того, указал, что истец имеет право на предоставление данной социальной услуги по одному из оснований и в порядке очередности.

    Однако, с учетом заявленных Макаренковым В.С. исковых требований, предметом рассмотрения в рамках данного спора является не вопрос по внеочередному обеспечению истца санаторной путевкой, а вопрос принятия его заявления ответчиком к рассмотрению для направления на согласование в санаторно-курортное учреждение для возможности выделения такой путевки.

    Между тем, как следует из оспариваемого истцом ответа ответчика от 16 февраля 2023 года, Макаренкову В.С. разъяснено, что для получения данной государственной услуги ему следует обратиться в территориальный орган СФР, либо в уполномоченный орган, при этом в какой именно орган- в ответе не указано.

    Судебная коллегия полагает, что на территории Брянской области таким уполномоченным органом является как в настоящее время, так и на день обращения истца с заявлением к ответчику- ГАУЗ «Брянский областной клинико-диагностический центр», при этом коллегия исходит из следующего.

Согласно ответу Департамента здравоохранения Брянской области от 30.11.2023 г., полученному по запросу суда апелляционной инстанции, направление пациентов в санаторно – курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения РФ, осуществлялось до 01 марта 2023 г. и осуществляется в настоящее время путем создания департаментом здравоохранения Брянской области заявки в Единый государственной информационной системе здравоохранения Министерства здравоохранения РФ «Подсистема санаторно – курортного лечения» при наличии медицинских показаний и отсутствии показаний. Внесение данных в ЕГИСЗ до 01 марта 2023 г. осуществлялось ГАУЗ «Брянский областной клинико – диагностический центр». В настоящее время, учитывая важность обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, санаторно – курортным лечением, на региональном уровне урегулирован порядок направления вышеуказанных граждан на санаторно - курортное лечение приказом департамента здравоохранения Брянской области от 01 марта 2023 г. №246 «О направлении на санаторно- курортное лечение в санаторно – курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России» посредством создания заявки в Единой государственной информационной системе здравоохранения Министерства здравоохранения РФ «Подсистема санаторно – курортного лечения» сотрудниками ГАУЗ «Брянский областной клинико-диагностический центр».

    Кроме того, как верно указано в апелляционной жалобе, информация о том, что ГАУЗ «Брянский областной клинико – диагностический центр» проводит работу по направлению пациентов на санаторно – курортное лечение в профильные санатории, размещена в статье, посвященной 35 годовщине аварии на ЧАЭС (т.1 л.д.119-121).

    Также Макаренков В.С. неоднократно обращался в суды с исками к данному ответчику о предоставлении санаторно-курортного лечения (судебные акты имеются в общем доступе в сети «интернет»), при этом ответчик ГАУЗ «Брянский областной клинико – диагностический центр» в рамках данных дел не оспаривал свои правомочия по данному вопросу.

Как следует из приведенных выше норм права, законодателем установлен альтернативный вариант обращения граждан за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение: как в отделение Социального Фонда России, так и в уполномоченный орган. В данном случае истец реализовал свое право на обращение в уполномоченный орган- ГАУЗ «Брянский областной клинико – диагностический центр».

Довод представителя ответчика в суде первой инстанции о том, что истцу в ответе на его заявление разъяснен порядок получения путевки в ОСФР, где он и состоял на очереди, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку информации о том, что истец состоит в очереди на предоставление путевки в ОСФР, обжалуемый ответ не содержит. Кроме того, коллегия приходит к выводу о том, что ответчик на день направления ответа истцу информацией о том, состоит ли ответчик в очереди на предоставление путевки в ОСФР, не обладал, поскольку представленные ответчиком материалы по заявлению Макаренкова В.С. такой информации не содержат; данная информация истребована судом по запросу представителя ответчика из ОСФР только в ходе рассмотрения дела.

    Установив приведенные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что все условия истцом при обращении с заявлением о предоставлении путевки были соблюдены, при этом, заявление Макаренкова В.С. фактически не принято к рассмотрению, руководствуясь указанными выше нормами материального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания действий Государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянский областной клинико-диагностический центр», выразившиеся в неисполнении обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение на согласование для выделения путевки, незаконными. В этой связи, решение суда подлежит отмене в указанной части.

    Разрешая заявленные требования истца в части взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия исходит из следующего.

    В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

    Незаконные действия ответчика повлекли нарушение личных неимущественных прав истца, связанных с предоставлением социальной помощи государства отдельным категориям граждан, к числу которых относится истец как инвалид- участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Учитывая, что впоследствии права истца были восстановлены, Макаренкову В.С. выделена ответчиком 04 октября 2023 года санаторно – курортная путевка в СКУ Санаторий Кавказ на период с 21 ноября 2023 г. по 11 декабря 2023 г., коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

    С учетом выделения истцу в 2023 году путевки на санаторно-курортное лечение, оснований для возложения на ответчика обязанности по направлению сведений для предоставления санаторно-курортного лечения не имеется, следовательно, решение в указанной части подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 03 августа 2023 г. – отменить в части.

    Признать действия Государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр», выразившиеся в неисполнении обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение на согласование для выделения путевки незаконными.

    Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» в пользу Макаренкова Владимира Семеновича компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

    В остальной части решение суда оставить без изменения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через Советский районный суд г. Брянска.

    Председательствующий     Е.В. Сидоренкова
Судьи С.А. Алейникова
И.М. Фролова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.12.2023 г.

33-3591/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Советского района г. Брянска
Макаренков Владимир Семенович
Ответчики
ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр»
Другие
УМВД России по Брянской области
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области
Департамент Здравоохранения Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
18.10.2023Передача дела судье
28.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Передано в экспедицию
19.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее