Дело № 2-876/2021
55RS0007-01-2021-000813-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2021 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Мотроховой А.А., при секретаре судебного заседания Банновой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева А.А. к Министерству имущественных отношений Омской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Васильев А.А. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование указал, что на основании договора социального найма жилого специализированного жилого помещения № от 31.12.2014 года истцу предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
С 30.03.2016 года истец зарегистрирован в указанно жилом помещении.
По распоряжению Министерства имущественных отношений Омской области от 15.10.2019 года №2287-р в связи с истечением срока данный договор прекращен, указанное жилое помещение исключено из специализированного жилищного фонда Омской области и включено в жилищный фонд социального использования Омской области.
На основании договора социального найма жилого помещения № от 24.03.2020 года указанная квартира передана истцу в бессрочное владение и пользование.
Иных жилых помещений истец не имеет, ранее в приватизации жилых помещений не участвовал.
Просил признать за истцом право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Васильев А.А. участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.
Представитель истца Баянов А.Я., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Представил в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что для подтверждения того факта, что лицо не воспользовалось правом на приватизацию жилого помещения БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» запрашивает справку о регистрации лица по месту жительства или пребывания за соответствующий период. В связи с тем, что истцом не предоставлены документы о регистрации по месту пребывания или месту жительства, БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» правомерно отказало в приватизации спорного жилого помещения.
Представитель третьего лица КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» Добшиков Д.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда. Представил в материалы дела возражения на исковое заявление, согласно которым спорное жилое помещение за КУ «ЦУС» не закреплено ни на праве хозяйственного ведения, ни на праве оперативного управления, а передавалось на баланс как объект казны Омской области для заключения соответствующего договора найма по поручению собственника – Минимущества Омской области. Кроме того, у КУ «ЦУС» отсутствуют полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающихся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст.4 поименованного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Исходя из изложенного следует, что право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права.
Судом установлено, что 31.12.2014 года на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения от 17.12.2014 года №3240-р между истцом Васильевым А.А и КУ Омской области «Центр учета содержания собственности Омской области» заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, по условиям которого истцу предоставлено во владение и пользование за плату жилое помещение, находящееся в собственности Омской области и расположенное по адресу: <адрес>, площадью 33,8 кв. м (л.д.66-69,70).
24.03.2020 года между истцом (наниматель) и КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области», действующим на основании распоряжения Министерства имущественных отношений от 15.10.2019 года №2287-р, (наймодатель) заключен договор социального найма жилого помещения №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение общей площадью 33,8 кв.м., находящееся в собственности Омской области, состоящее из одной комнаты, расположенное по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и иные услуги) (л.д.73-76).
24.03.2020 года сторонами договора составлен и подписан акт приема-передачи данного жилого помещения (л.д.77).
19.08.2020 года истец обратился в БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» с заявлением о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В ответе от 07.09.2020 года на обращение истца БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» указано на отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца по месту жительства или месту пребывания в период с 20.08.2013 года по 19.11.2014 года (л.д.9).
Полагая свои права нарушенными таким отказом, Васильев А.А. обратился в суд с иском о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 33,8 кв. м.
По данным, предоставленным отделом адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Омской области, Васильев А.А. с 18.11.2005 года по 20.08.2013 года значился зарегистрированным по адресу: <адрес>; с 11.03.2014 года по 11.03.2019 года был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>; с 03.04.215 года по 03.04.2020 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>; с 30.03.2016 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.104).
Согласно копии лицевого счета Васильев А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> 03.04.2015 года временно, с 30.03.2016 года постоянно (л.д.95).
С момента вселения и по настоящее время истец проживает в жилом помещении, имеет постоянную регистрацию по месту жительства, добросовестно и открыто пользуется жилым помещением, несет бремя его содержания.
По сведениям БУ «Омский центр КО и ТД» истец в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовал (л.д.39,80).
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Омской области (л.д.38).
Согласно положениям ст.217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения Гражданского кодекса РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Приватизация жилых помещений относится к сделкам, оформляемым в простой письменной форме, без нотариального удостоверения.
В соответствии со ст.7 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В силу ст.6 данного закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Сведения о нахождении занимаемого истцом жилого помещения в аварийном состоянии, а также об отнесении данного жилого помещения к служебным материалы дела на содержат.
В силу ст.8 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
В соответствии с п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам статьей 11 названного закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Васильев А.В. прав на иное жилое помещение не имеет, право приватизации не использовал. Истец предоставил суду допустимые доказательства, подтверждающие наличие за спорный период временной регистрации, постоянной регистрации и проживание на территории Омской области. Поскольку в спорном жилом помещении зарегистрирован и проживает Васильев А.А. на условиях социального найма, суд полагает, что он имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных Законом РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Принимая во внимание изложенные выше положения закона, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о признании за ним права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Васильевым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 33,8 кв.м, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Мотрохова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2021 года.