РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2018 г г.Раменское
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего федерального судьи Землемеровой О.И.
при секретаре Ландыревой Т.С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Изотовой К. А. к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании осуществить государственную регистрацию,
установил:
Изотова К.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании осуществить государственную регистрацию. В обоснование заявленных требований в иске ссылается на то, что ей принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в виде доли в размере 1,3га, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 20 631 000кв.м., расположенного по адресу: относительно ориентира АОЗТ «Птицефабрика Бронницкая», расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, с/п Ганусовское. Основанием возникновения права общедолевой собственности является решение малого совета Раменского городского совета народных депутатов от <дата> <номер> «О предоставлении земельных участков в собственность коллективу АО «Птицефабрика Бронницкая». Пунктом 4 данного решения утверждена земельная доля каждого члена АО «Птицефабрика Бронницкая» в размере 1,51га. На основании данных документов были проведены кадастровые работы, осуществлен выдел в счет доли в праве общей долевой собственности и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 12 400кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 12 400кв.м., был поставлен на кадастровый учет 18.12.2013г. без нареканий со стороны Управления Росреестра. <дата> она обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 12 400кв.м. Решением Управления Росреестра от <дата> в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок было отказано в связи с несоответствием земельного участка минимальному размеру, установленному действующим законодательством. С данным отказом она не согласна. В связи с чем вынуждена была обратиться в суд.
В настоящем судебном заседании административный истец и ее представитель исковые требования поддержали, просили административный иск удовлетворить.
Административный ответчик- Управление Росреестра, представитель в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать, так как истец неоднократно обращалась в Управление с заявлением о государственной регистрации земельного участка в виде доли в размере 1,3 га, площадью 12 400 кв.м., с кадастровым номером <номер>. <адрес> от <дата> <номер>-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>» вступил в силу <дата>. Земельный участок истицы с кадастровым номером <номер> общей площадью 12 400кв.м. был сформирован <дата> и поставлен на кадастровый учет после вступления в силу закона <адрес> от <дата> <номер>-ОЗ. Спорный земельный участок относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеет разрешенное использование «для ведения сельскохозяйственного производства», что не соответствует требованиям п.1 ст.4 ФЗ РФ №101-ФЗ от <дата> «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Доказательств того, что спорный участок находится в пределах естественных границ на местности административным истцом не представлено. Таким образом, в настоящем случае подлежит применению п.1 ст.6 закона <адрес> от <дата> <номер>-ОЗ, устанавливающий минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения – 2,0га.
Суд, выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, полагает, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истице Изотовой К.А. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в виде доли в размере 1,3 Га, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 20 631 000кв.м., адрес объекта: установлено относительно ориентира: АОЗТ «Птицефабрика Бронницкая», расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>. (л.д.10)
Основанием возникновения права общедолевой собственности является Решение малого совета Раменского городского совета народных депутатов от <дата> <номер> «О предоставлении земельных участков в собственность коллективу АО «Птицефабрика Бронницкая».(л.д.12)
В п. 4 Решения малого совета Раменского городского совета народных депутатов от <дата> <номер> утверждена земельная доля каждого члена АО «Птицефабрика Бронницкая» в размере 1,51га. (л.д.12 оборот)
Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером <номер> видно, что площадь участка 24180000кв.м. и Изотова К.А. имеет общую долевую собственность в размере 1,3га в этом участке.(л.д.15)
На основании данных документов были проведены кадастровые работы и участок истицы поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 12 400кв.м./предыдущие номера <номер>, <номер>, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира: АОЗТ «Птицефабрика Бронницкая», расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, с/п Ганусовское.
<дата> Изотова К.А. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 12 400кв.м.
Решением Управления Росреестра от <дата> <номер> в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок было отказано в связи с несоответствием земельного участка минимальному размеру, установленному действующим законодательством.
С отказом Изотова К.А. не согласна.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Проверяя обоснованность заявленных требований Изотовой К.А. суд исходит из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Вступивший в силу с <дата> Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ.
Государственная регистрация прав по общему правилу носит заявительный характер и невозможна без предоставления заявителем заявления о регистрации прав и всех необходимых для этого документов, за исключением случаев, установленных статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества представляемые для государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям. установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Если представленные на государственную регистрацию документы не отвечают требованиям Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ или иных нормативных правовых актов, либо представленных документов недостаточно для проведения государственной регистрации, Управление обязано отказать в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона регистрации.
<дата> (вх.<номер>) заявителем были представлены документы на государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, образованный в результате выдела земельных долей из земельного участка с категорией земли - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером <номер>.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, ответчиком было выявлено, что выдел земельных долей произведен с нарушением требований к порядку образования земельного участка, установленного Федеральным законом от <дата> № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в связи с чем, <дата> государственная регистрация права собственности была приостановлена до <дата>.
В связи с неустранением приведенных в уведомлении о приостановлении причин, Изотовой К.А. было отказано в государственной регистрации, о чем <дата> было вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации.
Как усматривается из представленного уведомления, Изотовой К.А. было разъяснено, что в соответствии с ч. 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации №101 -ФЗ от <дата> «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно ч. 1 статьи 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ (ред. от 24.04.2017) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В п.2 и п.3 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ (ред. от 24.04.2017) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" указано, что предельный минимальный размер земельного участка, выделяемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель сельскохозяйственного назначения, составляет 40 гектаров. Нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются к земельным участкам: предоставленным для ведения сельского хозяйства либо сформированным в счет долей в праве общей собственности на земельный участок до вступления в силу настоящего Закона; в случае выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Федерального закона; если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Однако земельный участок, право собственности на который было заявлено административным истцом, имел площадь 12 400 кв.м.
Доказательств того, что к выделяемому земельному участку применимы правила пунктов 2 и 3 указанной статьи заявителем представлено не было.
<адрес> от <дата> N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>" вступил в законную силу <дата>.
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером <номер> был сформирован <дата> и поставлен на кадастровый учет после вступления в силу закона <адрес> от <дата> <номер>"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <адрес>".
Пункт 3, в частности, предусматривает, что нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются к земельным участкам в случае выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Федерального закона.
Однако толкование данной нормы не позволяет применить ее к спорному правоотношению, поскольку истец просит произвести регистрацию ей земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, который находится у неё в собственности не для ведения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование «для ведения сельскохозяйственного производства», что не соответствует требованиям п.1 ст. 4 ФЗ РФ №101-ФЗ от <дата> «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Доказательств того, что спорный земельный участок находится в пределах естественных границ на местности административным истцом не представлено.
В связи с этим для участка истицы применяются именно положения пункта 1 статьи <адрес> от <дата> <номер>, устанавливающий минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения - 2,0 гектара.
Изложенное свидетельствует о несоответствии представленных на регистрацию документов по содержанию требованиям законодательства, что явилось основанием для отказа в регистрации на основании статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком было правомерно принято решение об отказе Изотовой К.А. в государственной регистрации права на земельный участок.
На основании выше изложенного, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения от <дата> <номер> об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок следует отказать.
Руководствуясь гл.22 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Изотовой К. А. к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения от <дата> <номер> об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> общей площадью 12 400кв.м., категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельскохозяйственного производства, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Федеральный судья
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года.