Решение по делу № 2-5369/2024 от 20.08.2024

№ 2-5369/2024

УИД: 61RS0022-01-2024-006431-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«06» ноября 2024 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Рубановой К.О.,

с участием старшего помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.

представителя ответчика Администрации г. Таганрога Стороженко А.А., действующей на основании доверенности от <дата> года

представителя третьего лица МКУ «Благоустройство» Ирхина В.Н., действующего на основании доверенности от <дата>

при секретаре судебного заседания Беспаловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таганрога в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарного законодательства, третье лицо – МКУ «Благоустройство»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Таганрога обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и безопасности дорожного движения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Таганрога в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды. Согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов г. Таганрога, утвержденному приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога от 04.10.2019 № 53 «О внесении изменений в приказ УЖКХ г. Таганрога от 29.12.2018 № 70», ответственность за содержание контейнерных площадок по адресным ориентирам: <адрес> возложена на МКУ «Благоустройство», вместе с тем указанные контейнеры находятся на проезжей части, также по адресному ориентиру: <адрес> рядом с контейнером расположен свалочный очаг. Проверка с выходом на место показала, что в нарушение п.1, п.3 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ п. 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, п. 3 СанПин 2.1.3684-21, п. 1 ст. 20 Правил благоустройства, п.5.1.1., 7.1 ГОСТ Р 50597-2017 контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам не оборудованы, не оборудовано основание для установки контейнеров, также контейнеры размещены на проезжей части. По данному факту прокуратурой г. Таганрога в МКУ «Благоустройство» вносились представления, при этом, должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не принято. Экологическая безопасность населения является одним из приоритетных направлений государственной политики. Неисполнение Администрацией г. Таганрога требований действующего законодательства создает опасность причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде.

Истец просит суд обязать Администрацию г. Таганрога оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.3 СанПин 2.1.3684-21, п.1 ст. 20 Правил благоустройства, п. 5.1.1., 7.1 ГОСТ Р 50597-2017, ликвидировать свалочный очаг рядом с контейнерной площадкой по адресному ориентиру: <адрес>.

Определением суда от 23.09.2024 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МКУ «Благоустройство».

В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Таганрога ИщенкоИ.П. исковые требования поддержал в частьи. Поддержал иск в части возложения обязанности на Администрацию г. Таганрога оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.3 СанПин 2.1.3684-21, п.1 ст. 20 Правил благоустройства, п. 5.1.1., 7.1 ГОСТ Р 50597-2017. В части требований о возложении обязанности на Администрацию г. Таганрога ликвидировать свалочный очаг рядом с контейнерной площадкой по адресному ориентиру: <адрес> исковые требования не поддержал, пояснив, что в этой части ответчиком исполнено предписание прокурора.

Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Стороженко А.А., действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать, ссылаясь на то, что прямая обязанность по обустройству контейнерных площадок, расположенных на муниципальных земельных участках, возложена на МКУ «Благоустройство», в связи, с чем Администрация г. Таганрога является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Благоустройство» по доверенности Ирхин В.Н., действующий на основании доверенности от <дата>, пояснил, что собственником земельных участков является муниципальное образование «Город Таганрог», в связи, с чем бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. МКУ «Благоустройство» полномочия собственника по оборудованию и содержанию контейнерных площадок и мест по размещению контейнеров органом местного самоуправления не передавались.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратурой г. Таганрога в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей следы.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 4 ст. 13.4. Федерального закона №89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ, организация деятельности накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пункт 2 Правил, обращения с отходами определяет контейнерную площадку, как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.Согласно п. 1 и 3 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ, п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 1 ст. 20 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Таганрог», утвержденных решением Городской Думы г. Таганрога от 01.11.2017 №403 установлено, что контейнерные площадки должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие, ограниченное бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, иметь свободный подъездной путь для автотранспорта, освещение около площадок.

Согласно п. 3. СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В силу п. 5.1.1 ТОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства, за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов; за исключением киосков, расположенных на площадях, не включаемых в ширину пешеходной части тротуаров и дорожек по СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89». Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения; с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.

На основании п. 7.1 ГОСТ Р 50597-2017 для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений (кроме технических средств, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289, а также за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов) высотой более 0,5 м в зонах: треугольников видимости на регулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах.

Из представленных в материалы дела доказательств установлено, что согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов г. Таганрога, утвержденному приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога от 04.10.2019 №53 «О внесении изменений в приказ УЖКХ г. Таганрога от 29.12.2018 №70», внесены изменения к приказу в части перечня мест накопления твердых коммунальных отходов. Места сбора ТКО определены по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>.

Проведенной прокуратурой города с выходом на место установлено, что в нарушение п. 1, п. 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, п. 3 СанПин 2.1.3684-21, п. 1 ст. 20 Правил благоустройства, контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам не оборудованы, не оборудовано основание для установки контейнеров, также контейнеры размещены на проезжей части.

Кроме того, согласно материалам дела прокуратурой г. Таганрога <дата> вносилось представление в МКУ «Благоустройство», однако должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не исполнено.

Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, нарушает безопасность дорожного движения.

Доводы представителя Администрации г. Таганрога о том, что Администрация города является ненадлежащим ответчиком по делу, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Суд пришел к выводу, что Администрация г. Таганрога обязана совершить необходимые действия по устранению нарушений требований действующего законодательства для предотвращения опасности причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде, поскольку именно она определяет места расположения площадок для сбора ТКО, а также выделяет денежные средства на их оборудование и содержание.

Статьей 1065 ГК РФ, предусмотрена возможность предъявления требований, направленных на предупреждение причинения вреда.

Статьей 12 ГК РФ, предусмотрен такой способ защиты права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Возложение обязанности выполнить предусмотренные законом обязанности также является способом защиты права.

Таким образом, требования прокурора в части возложения обязанности на Администрацию г. Таганрога оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п.3 СанПин 2.1.3684-21, п.1 ст. 20 Правил благоустройства, п. 5.1.1., 7.1 ГОСТ Р 50597-2017, не устраненные на момент принятия решения по делу, являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

В связи, с тем, что истец в части требований о возложении обязанности на Администрацию г. Таганрога ликвидировать свалочный очаг рядом с контейнерной площадкой по адресному ориентиру: <адрес>, не поддержал, суд полагает необходимым в удовлетворении данных исковых требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки в соответствии с требованиями санитарного законодательства, третье лицо – МКУ «Благоустройство», удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Таганрога (ИНН 6154061491, ОГРН 1026102581350) оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес> в соответствие с требованиями санитарного законодательства.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий              К.О. Рубанова

В окончательной форме решение изготовлено 20 ноября 2024 г.

2-5369/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Таганрога
Ответчики
Администрация г.Таганрога
Другие
МКУ"Благоустройство"
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Рубанова Кристина Олеговна
Дело на странице суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
20.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2024Передача материалов судье
27.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2024Подготовка дела (собеседование)
23.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2024Судебное заседание
20.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее