Дело № 2а-11327/2021
УИД 35RS0010-01-2021-018079-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 28 декабря 2021 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зайцевой М.В.,
при секретаре Комине В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шаталова А. С. к призывной комиссии города Вологды и Вологодского района, Военному комиссариату Вологодской области об оспаривании решения о призыве на военную службу,
установил:
Шаталов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии города Вологды, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Вологодской области» (далее ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области») об оспаривании решения о призыве на военную службу от 11 ноября 2021 года.
В обоснование требований указал, что в рамках осеннего призыва 2021 года он явился в призывную комиссию для прохождения медицинского освидетельствования.
При прохождении медицинского освидетельствования предъявлял жалобы <данные изъяты>, при этом его жалобы на состояние здоровья врачом-терапевтом не были учтены, на дополнительное обследование врачом-терапевтом, несмотря на предъявленные жалобы, он направлен не был.
Считает, что надлежащее исследование состояния его здоровья врачами призывной комиссии произведено не было, в связи с чем ему неверно была выставлена категория годности к военной службе.
Просит признать решение призывной комиссии города Вологды незаконным и отменить.
В судебное заседание административный истец Шаталов А.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Докучаева О.В. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Суд, заслушав представителя административного ответчика Докучаеву О.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
В силу пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу статьи 22 Закона № 53-ФЗ, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно статье 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом стоматологом и в случае необходимости – врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565.
Обязанность по организации медицинского освидетельствования при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагается на призывную комиссию. По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает одно из решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (часть 1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ).
Согласно пункту 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Как следует из материалов дела, административный истец Шаталов А.С. состоит на воинском учете в Военном комиссариате города Вологды и Вологодского района с 30 января 2012 года.
30 августа 2021 года административному истцу была вручена под личную роспись повестка о явке 25 октября 2021 года для прохождения призывной комиссии, выдано направление для проведения лабораторных и диагностических обследований.
Явившись на призывную комиссию 25 октября 2021 года, Шаталов А.С. документы о прохождении им лабораторных и диагностических обследований не представил. Предъявил жалобы на <данные изъяты>. Из медицинских документов Шаталова А.С. усматривается, что в связи с наличием <данные изъяты> наблюдается у <данные изъяты>, установлен диагноз <данные изъяты>. При этом документов, подтверждающих <данные изъяты>, призывной комиссии Шаталов А.С. не представил. При осмотре Шаталова А.С. были исследованы все имеющиеся в личном деле призывника медицинские документы, а именно: выписной эпикриз из истории болезни стационарного больного ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» от 15 июня 2021 года с установлением диагноза <данные изъяты>; справки, выданные врачом-неврологом БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №3» от 21 сентября 2021 года и от 27 октября 2021 года.
На основании пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывной комиссией было принято решение о направлении Шаталова А.С. на дополнительное медицинское обследование в БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 3».
Согласно Медицинскому заключению БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника № 3» от 02.11.2021 года Шаталову А.С. выставлен диагноз <данные изъяты>
11 ноября 2021 года Шаталовым А.С. пройдено повторное медицинское освидетельствование, он осмотрен врачом – терапевтом призывной комиссии города Вологды, с учетом исследованных медицинских документов Шаталову А.С. выставлен диагноз <данные изъяты>, при этом врачом – терапевтом были учтены все предъявленные Шаталовым А.С. жалобы на состояние здоровья. По результатам освидетельствования Шаталов А.С. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, выставлена категория годности «Б-4».
Решением призывной комиссии города Вологды от 11 ноября 2021 года Шаталов А.С. призван на военную службу в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Шаталов А.С. в своем административном исковом заявлении ссылается на то, что у него имеется заболевание <данные изъяты> однако, документов, подтверждающих у него наличие данного заболевания не представил.
Как следует из статьи 43 Расписания болезней, наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давлении.
В каждом случае гипертонической болезни проводится дифференциальная диагностика с симптоматическими гипертензиями. Освидетельствование лиц с симптоматической артериальной гипертензией проводится по основному заболеванию.
Материалами дела установлено, что Шаталов А.С. не производил суточное мониторирование артериального давления. В стационарных условиях мониторирование артериального давления также не производилось.
Сведений о диспансерным наблюдением в связи с наличием заболевания <данные изъяты> в материалы дела Шаталовым А.С. не представлено.
Довод административного истца Шаталова А.С. относительно того, что ему не было выдано направление на дополнительное обследование ввиду наличия у него заболевания <данные изъяты> следует расценивать как неосновательный, поскольку оснований для выдачи ему направления на дополнительное обследование установлено не было. Документов, подтверждающих наличие у Шаталова А.С. указанного выше заболевания им не представлено.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно – врачебной экспертизе, в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
Направление выдается лицу, подлежащему призыву на военную службу, в том случае, если вынесение медицинского заключения о годности к военной службе невозможно, либо в том случае, если у врачей имеются сомнения относительно состояния здоровья освидетельствуемого лица.
В данном случае, врачами призывной комиссии города Вологды таких оснований не выявлено.
В соответствии с положениями пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Шаталов А.С. с требованием о проведении независимой экспертизы к призывной комиссии города Вологды не обращался. Вынесенное в отношении него решение призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссии не обжаловал.
Медицинское освидетельствование проведено в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства, оспариваемое административным истцом решение о призыве на военную службу принято в установленном законом порядке, установленная Шаталову А.С. по результатам проведенного медицинского освидетельствования категория годности к военной службе «Б-4», подтверждена медицинскими документами.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд
решил:
Шаталову А. С. в удовлетворении административных исковых требований к Призывной комиссии города Вологды и Вологодского района, Военному комиссариату Вологодской области об оспаривании решения о призыве на военную службу от 11 ноября 2021 № отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М. В. Зайцева
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года.