Решение по делу № 2-127/2023 от 18.04.2023

Дело № 2-127/2023                                                                                                       

УИД 27RS0017-01-2023-000146-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2023 года                                                                                           с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края,

в составе председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,

при секретаре Митрохиной Ю.С.,

с участие истца Кузьминой О.Н.,

представителя третьего заинтересованного лица Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьминой Ольги Николаевны к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району», Министерству социальной защиты Хабаровского края о восстановлении срока на подачу заявления на предоставление мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина О.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она проживает в селе Дубовый Мыс Нанайского района Хабаровского края по адресу: <адрес> на основании договора социального найма №60 от 01.08.2017 года заключенного между ней и администрацией Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края.

В 2019 и в 2020 году указанный дом и в том числе ее квартира, а также приусадебный участок попали в границы зоны затопления, возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края. Её квартира была включена в Постановление Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 11.09.2019 № 901 «Об определении границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края», а так же в Постановление Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 1049 «Об определении перечня объектов инфраструктуры и земельных участков, находящихся в границах зон затопления на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в период прохождения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды в реках Хабаровского края в августе-сентябре 2020 года».

<адрес>, является 4х квартирным, ее соседи: Шимина Галина Александровна (<адрес>), Нурутдинова Зоя Таскиевна (<адрес>), Кайкова Людмила Ивановна (<адрес>) являются собственниками своих квартир. Весной 2020 года после ЧС 2019 года они обратились в Администрацию Нанайского муниципального района об обследовании их жилых помещений, с целью признания их непригодными для проживания. Впоследствии они получили сертификаты и приобрели себе другие жилые помещения. В тот период она обратилась устно в администрацию села по поводу признания жилого помещения непригодным для проживания, и ей сказали, чтобы она подождала, что жилье по социальному найму будет обследоваться отдельно, такое объяснение ей дала глава сельского поселения Красильникова Т.В.

В итоге не дождавшись обследования, она весной 2021 года обратилась с заявлением в межведомственную комиссию администрации Нанайского муниципального района с заявлением об обследовании квартиры на предмет установления ее непригодности для проживания в результате ЧС.

Межведомственная комиссия обследовала жилье 28.04.2021 года, о чем был составлен акт обследования помещения № 3, согласно которому комиссия пришла к выводу о необходимости заключения специализированной организации.

Отчет специализированной - организации о техническом соответствии здания был получен 30.09.2022 года. Обследование проводилось за счет администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, длительность его ожидания администрация района на её обращения, отвечала отсутствием финансирования для оплаты обследования.

На основании полученного отчета по результатам технического обследования здания и акта обследования помещения межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 24.09.2020 № 980 вынесла заключение № 1 от 25.10.2022 года о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

Так как мера социальной поддержки по результатам ЧС 2019 года не была ей предоставлена, а в 2020 году ее адрес вновь попал в границы зоны затопления, считает, что ей положена мера социальной поддержки, предусмотренная постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2021 года №228-пр.

08.02.2023 года она обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в удовлетворении которого отказано со ссылкой на то, что сроки для подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки истекли, а так же указали, что заявителем не предоставлены следующие документы: копии документов, подтверждающих родство членов семьи, в том числе вступивших в законную силу решений судов о признании членом семьи собственника или нанимателя утраченного жилого помещения; документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации, или решение суда об установлении факта проживания по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации - для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и копия решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, при том, что заключение-ей не было предоставлено, комиссией поэтому она его не предоставила. Считает, что срок обращения за мерой социальной поддержки пропущен ею по уважительной причине, так как администрация не предоставила ей необходимые документы своевременно. Другого жилого помещения в собственности она не имеет.

05.05.2023 года к участию в деле в качестве третьего заинтересованного лица привлечена Администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании Кузьмина О.Н. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении, при этом пояснила, что она считала, что признавать жилое помещение непригодным для проживания должен был собственник квартиры.

В судебное заседание представитель ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центра социальной поддержки населения по Нанайскому муниципальному району» Зимина Е.В. в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснила, что с заявленными требованиями Кузьминой О.Н. не согласна в полном объеме, по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель ответчика - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, представив возражения на исковые требования Кузьминой О.Н. согласно которым Министерство социальной защиты края, считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего заинтересованного лица - администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, подтвердив, что данная квартира администрацией оставлена без внимания.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №1 подтвердила те обстоятельства, что Кузьмина О.Н. обращалась к ней для организации обследования жилого помещения, но на тот момент в первую очередь обследовались дома, которые были в собственности граждан. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 10.11.2020 года, 02.12.2020 года муниципальная собственность сельского поселения передавалась в район, и данная квартира осталась без внимания.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №2 пояснила, что она является депутатом сельского поселения. Дом, в котором проживает Кузьмина О.Н. попадал в зону подтопления как в 2019 году, так и в 2020 году. Дом многоквартирный, при этом 3 квартиры, которые были в собственности граждан признаны непригодными для проживания, вследствие ЧС 2019 года. Администрацией, как собственником квартиры, где проживает Кузьмина О.Н., работа о признании ее непригодной для проживания не велась и Кузьменой О.Н. не был разъяснён порядок. В 2021 году ею лично было разъяснено Кузьменой О.Н., что необходимо обращаться в межведомственную комиссию лично.

Изучив материалы дела, выслушав истца, изучив доводы представителей ответчиком, третьего заинтересованного лица, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Кузьмина О.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от 01.08.2017 года №60, заключенного между ней и администраций Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 года №623-рп, постановлением главы Нанайского муниципального района от 06.08.2019 года №783, постановлением главы Дубовомысского сельского поселения от 12.08.2019 года №42, в связи с выпадением обильных осадков и повышения уровня воды в реке Амур, на соответствующих территориях введен режим чрезвычайной ситуации. Датой введения данного режима является для Хабаровского края 29.07.2019 года, для Нанайского муниципального района 06.08.2019 года, для Дубовомысского сельского поселения 12.08.2019 года.

На основании постановления администрации Нанайского муниципального района от 11.09.2019 года №901 (в редакции от 06.03.2020 года №229) многоквартирный жилой <адрес> включен в границы зоны подтопления.

Квартиры собственниками которых являлись Шимина Галина Александровна (<адрес>), Нурутдинова Зоя Таскиевна (<адрес>), Кайкова Людмила Ивановна (<адрес>) признаны непригодными для проживания.

Квартира , где проживает Кузьминова О.Н., не обследовалась.

Кузьмина О.Н. не обращалась в межведомственную комиссию, по причине того, что главой администрации сельского поселения, ей было устно разъяснено, что в отношении квартиры по договору социального найма другой порядок, обследование будет проводиться позже. Но обследование так и не проводилось.

Согласно Постановлению Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 1049 «Об определении перечня объектов инфраструктуры и земельных участков, находящихся в границах зон затопления на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в период прохождения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды в реках Хабаровского края в августе-сентябре 2020 года» (в редакции от 01.02.2021 года и 29.09.2021 года), жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес> вновь внесено в границы зон затопления - затоплен приусадебный земельный участок.

Согласно постановлению Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 28.01.2021 года №63 в собственность Нанайского муниципального района принята недвижимое имущество с 02.12.2020 года, в том числе и жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес>, о чем сведения внесены в ЕГРН 28.04.2021 года.

06.04.2021 года Кузьмина О.Н. обратилась с заявлением к главе Администрации Нанайского муниципального района о проведении межведомственной комиссией обследование жилого помещения, <адрес> в с. Дубовый Мыс, поскольку все остальные квартиры в доме признаны непригодными для проживания.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Нанайского муниципального района от 24.09.2020 года №980 проведено обследование 28.04.2021 года <адрес> в с. Дубовый Мыс, о чем был составлен акт №3, из которого следует, что требуется заключение специализированной организации.

25.10.2022 года Межведомственной комиссией принято заключение с учетом отчета ООО «Инженерный центр ДВ» о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

11.11.2022 год постановлением Администрации Нанайского муниципального района №986 жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес> признано непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу в течение 2023 года.

Истец Кузьмина О.Н. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения 08.02.2023 года.

22.02.2023 года КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» уведомил истца об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, по причине несоблюдения сроков подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки, а так же в связи с не предоставлением документов подтверждающие родство членов семьи, в том числе вступившее в законную силу решения суда о признании членом семьи нанимателя утраченного жилого помещении, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или решение суда об установлении факта проживания и копию заключения межведомственной комиссии.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

В частности, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (пункта "л" части 1 статьи 11 названного закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ (пункт 2 этой же статьи закона).

Во исполнение данных норм Правительством Хабаровского края принято постановление от 11 июня 2021 №228-пр, которым утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 г. на территории Хабаровского края.

Данный Порядок разработан в целях реализации мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 г. на территории Хабаровского края, и определяет механизм ее предоставления.

В силу пункта 1.2 Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане РФ, в том числе являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 1 октября 2021 г. подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее также - Учреждение) по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку к которому прилагают следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет (в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации); документы, удостоверяющие личность членов семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет (в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации); копии документов, подтверждающих родство членов семьи, в том числе вступивших в законную силу решений судов о признании членом семьи собственника или нанимателя утраченного жилого помещения; документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации, или решение суда об установлении факта проживания по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации - для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями на условиях договора социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, и граждан, указанных в подпункте "б" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; сведения о документах, подтверждающих признание другого жилья утраченным, либо сведения (документы) о его общей площади, об общей площади, приходящейся на долю в праве общей собственности в нем (в отношении граждан, имеющих другое жилье). При этом Учреждение не вправе требовать у граждан представления документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления; решение суда, вступившее в законную силу, о признании за гражданином права на получение меры поддержки - при наличии такого решения; копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и копия решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания; обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения и о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания; обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность после осуществления государственной регистрации права собственности таких граждан на указанное жилое помещение (жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено) - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; заявление о согласии на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Кузьмина О.Н. являясь нанимателем квартиры расположенной по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес>, которая в 2020 году включена в зону подтопления, заблуждаясь по поводу своих прав на обращения за предоставлением мер социальной поддержки, обратилась в межведомственную комиссию 06.04.2021 года, при этом заключение межведомственной комиссией было принято 25.10.2022 года, суд пролагает, что данные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска срока для обращения в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки и данный срок подлежит восстановлению.

Доводы ответчиков, о том, что срок на подачу заявления в КГКУ «Центр социальной поддержки по Нанайскому району» не подлежит восстановлению, являются ошибочными, поскольку предусмотренный п.2.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительством Хабаровского края от 11 июня 2021 №228-пр не является пресекательным, поскольку Порядок не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих заявлений в иной срок, как и указания на отказ в предоставлении меры социальной поддержки, по причине несоблюдения сроков подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки.

Доводы представителей ответчиков о том, что отсутствует причинно-следственная связь повреждения жилого дома в результате паводка, произошедшего в сентябре 2020 года, не могут являться основаниям для отказа в удовлетворении требований о восстановлении срока для обращения за предоставлением меры социальной поддержки, поскольку истец не лишена права обжаловать заключение межведомственной комиссии, а так же представить доказательства.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кузьминой Ольги Николаевны - удовлетворить.

Восстановить срок для обращения за предоставлением меры социальной поддержки предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июня 2021 №228-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 года на териитории Хабаровского края».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено: 27 июня 2023 года.

Судья                                                                    Сосницкая Е.В.

Дело № 2-127/2023                                                                                                       

УИД 27RS0017-01-2023-000146-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2023 года                                                                                           с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края,

в составе председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,

при секретаре Митрохиной Ю.С.,

с участие истца Кузьминой О.Н.,

представителя третьего заинтересованного лица Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьминой Ольги Николаевны к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району», Министерству социальной защиты Хабаровского края о восстановлении срока на подачу заявления на предоставление мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина О.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она проживает в селе Дубовый Мыс Нанайского района Хабаровского края по адресу: <адрес> на основании договора социального найма №60 от 01.08.2017 года заключенного между ней и администрацией Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края.

В 2019 и в 2020 году указанный дом и в том числе ее квартира, а также приусадебный участок попали в границы зоны затопления, возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края. Её квартира была включена в Постановление Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 11.09.2019 № 901 «Об определении границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края», а так же в Постановление Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 1049 «Об определении перечня объектов инфраструктуры и земельных участков, находящихся в границах зон затопления на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в период прохождения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды в реках Хабаровского края в августе-сентябре 2020 года».

<адрес>, является 4х квартирным, ее соседи: Шимина Галина Александровна (<адрес>), Нурутдинова Зоя Таскиевна (<адрес>), Кайкова Людмила Ивановна (<адрес>) являются собственниками своих квартир. Весной 2020 года после ЧС 2019 года они обратились в Администрацию Нанайского муниципального района об обследовании их жилых помещений, с целью признания их непригодными для проживания. Впоследствии они получили сертификаты и приобрели себе другие жилые помещения. В тот период она обратилась устно в администрацию села по поводу признания жилого помещения непригодным для проживания, и ей сказали, чтобы она подождала, что жилье по социальному найму будет обследоваться отдельно, такое объяснение ей дала глава сельского поселения Красильникова Т.В.

В итоге не дождавшись обследования, она весной 2021 года обратилась с заявлением в межведомственную комиссию администрации Нанайского муниципального района с заявлением об обследовании квартиры на предмет установления ее непригодности для проживания в результате ЧС.

Межведомственная комиссия обследовала жилье 28.04.2021 года, о чем был составлен акт обследования помещения № 3, согласно которому комиссия пришла к выводу о необходимости заключения специализированной организации.

Отчет специализированной - организации о техническом соответствии здания был получен 30.09.2022 года. Обследование проводилось за счет администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, длительность его ожидания администрация района на её обращения, отвечала отсутствием финансирования для оплаты обследования.

На основании полученного отчета по результатам технического обследования здания и акта обследования помещения межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 24.09.2020 № 980 вынесла заключение № 1 от 25.10.2022 года о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

Так как мера социальной поддержки по результатам ЧС 2019 года не была ей предоставлена, а в 2020 году ее адрес вновь попал в границы зоны затопления, считает, что ей положена мера социальной поддержки, предусмотренная постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2021 года №228-пр.

08.02.2023 года она обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в удовлетворении которого отказано со ссылкой на то, что сроки для подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки истекли, а так же указали, что заявителем не предоставлены следующие документы: копии документов, подтверждающих родство членов семьи, в том числе вступивших в законную силу решений судов о признании членом семьи собственника или нанимателя утраченного жилого помещения; документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации, или решение суда об установлении факта проживания по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации - для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и копия решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, при том, что заключение-ей не было предоставлено, комиссией поэтому она его не предоставила. Считает, что срок обращения за мерой социальной поддержки пропущен ею по уважительной причине, так как администрация не предоставила ей необходимые документы своевременно. Другого жилого помещения в собственности она не имеет.

05.05.2023 года к участию в деле в качестве третьего заинтересованного лица привлечена Администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании Кузьмина О.Н. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении, при этом пояснила, что она считала, что признавать жилое помещение непригодным для проживания должен был собственник квартиры.

В судебное заседание представитель ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центра социальной поддержки населения по Нанайскому муниципальному району» Зимина Е.В. в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснила, что с заявленными требованиями Кузьминой О.Н. не согласна в полном объеме, по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель ответчика - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, представив возражения на исковые требования Кузьминой О.Н. согласно которым Министерство социальной защиты края, считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего заинтересованного лица - администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, подтвердив, что данная квартира администрацией оставлена без внимания.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №1 подтвердила те обстоятельства, что Кузьмина О.Н. обращалась к ней для организации обследования жилого помещения, но на тот момент в первую очередь обследовались дома, которые были в собственности граждан. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 10.11.2020 года, 02.12.2020 года муниципальная собственность сельского поселения передавалась в район, и данная квартира осталась без внимания.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №2 пояснила, что она является депутатом сельского поселения. Дом, в котором проживает Кузьмина О.Н. попадал в зону подтопления как в 2019 году, так и в 2020 году. Дом многоквартирный, при этом 3 квартиры, которые были в собственности граждан признаны непригодными для проживания, вследствие ЧС 2019 года. Администрацией, как собственником квартиры, где проживает Кузьмина О.Н., работа о признании ее непригодной для проживания не велась и Кузьменой О.Н. не был разъяснён порядок. В 2021 году ею лично было разъяснено Кузьменой О.Н., что необходимо обращаться в межведомственную комиссию лично.

Изучив материалы дела, выслушав истца, изучив доводы представителей ответчиком, третьего заинтересованного лица, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Кузьмина О.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от 01.08.2017 года №60, заключенного между ней и администраций Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 года №623-рп, постановлением главы Нанайского муниципального района от 06.08.2019 года №783, постановлением главы Дубовомысского сельского поселения от 12.08.2019 года №42, в связи с выпадением обильных осадков и повышения уровня воды в реке Амур, на соответствующих территориях введен режим чрезвычайной ситуации. Датой введения данного режима является для Хабаровского края 29.07.2019 года, для Нанайского муниципального района 06.08.2019 года, для Дубовомысского сельского поселения 12.08.2019 года.

На основании постановления администрации Нанайского муниципального района от 11.09.2019 года №901 (в редакции от 06.03.2020 года №229) многоквартирный жилой <адрес> включен в границы зоны подтопления.

Квартиры собственниками которых являлись Шимина Галина Александровна (<адрес>), Нурутдинова Зоя Таскиевна (<адрес>), Кайкова Людмила Ивановна (<адрес>) признаны непригодными для проживания.

Квартира , где проживает Кузьминова О.Н., не обследовалась.

Кузьмина О.Н. не обращалась в межведомственную комиссию, по причине того, что главой администрации сельского поселения, ей было устно разъяснено, что в отношении квартиры по договору социального найма другой порядок, обследование будет проводиться позже. Но обследование так и не проводилось.

Согласно Постановлению Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 1049 «Об определении перечня объектов инфраструктуры и земельных участков, находящихся в границах зон затопления на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в период прохождения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды в реках Хабаровского края в августе-сентябре 2020 года» (в редакции от 01.02.2021 года и 29.09.2021 года), жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес> вновь внесено в границы зон затопления - затоплен приусадебный земельный участок.

Согласно постановлению Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 28.01.2021 года №63 в собственность Нанайского муниципального района принята недвижимое имущество с 02.12.2020 года, в том числе и жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес>, о чем сведения внесены в ЕГРН 28.04.2021 года.

06.04.2021 года Кузьмина О.Н. обратилась с заявлением к главе Администрации Нанайского муниципального района о проведении межведомственной комиссией обследование жилого помещения, <адрес> в с. Дубовый Мыс, поскольку все остальные квартиры в доме признаны непригодными для проживания.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Нанайского муниципального района от 24.09.2020 года №980 проведено обследование 28.04.2021 года <адрес> в с. Дубовый Мыс, о чем был составлен акт №3, из которого следует, что требуется заключение специализированной организации.

25.10.2022 года Межведомственной комиссией принято заключение с учетом отчета ООО «Инженерный центр ДВ» о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

11.11.2022 год постановлением Администрации Нанайского муниципального района №986 жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес> признано непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу в течение 2023 года.

Истец Кузьмина О.Н. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения 08.02.2023 года.

22.02.2023 года КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» уведомил истца об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, по причине несоблюдения сроков подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки, а так же в связи с не предоставлением документов подтверждающие родство членов семьи, в том числе вступившее в законную силу решения суда о признании членом семьи нанимателя утраченного жилого помещении, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или решение суда об установлении факта проживания и копию заключения межведомственной комиссии.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

В частности, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (пункта "л" части 1 статьи 11 названного закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ (пункт 2 этой же статьи закона).

Во исполнение данных норм Правительством Хабаровского края принято постановление от 11 июня 2021 №228-пр, которым утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 г. на территории Хабаровского края.

Данный Порядок разработан в целях реализации мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 г. на территории Хабаровского края, и определяет механизм ее предоставления.

В силу пункта 1.2 Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане РФ, в том числе являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 1 октября 2021 г. подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее также - Учреждение) по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку к которому прилагают следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет (в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации); документы, удостоверяющие личность членов семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет (в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации); копии документов, подтверждающих родство членов семьи, в том числе вступивших в законную силу решений судов о признании членом семьи собственника или нанимателя утраченного жилого помещения; документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации, или решение суда об установлении факта проживания по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации - для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями на условиях договора социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, и граждан, указанных в подпункте "б" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; сведения о документах, подтверждающих признание другого жилья утраченным, либо сведения (документы) о его общей площади, об общей площади, приходящейся на долю в праве общей собственности в нем (в отношении граждан, имеющих другое жилье). При этом Учреждение не вправе требовать у граждан представления документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления; решение суда, вступившее в законную силу, о признании за гражданином права на получение меры поддержки - при наличии такого решения; копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и копия решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания; обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения и о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания; обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность после осуществления государственной регистрации права собственности таких граждан на указанное жилое помещение (жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено) - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; заявление о согласии на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Кузьмина О.Н. являясь нанимателем квартиры расположенной по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес>, которая в 2020 году включена в зону подтопления, заблуждаясь по поводу своих прав на обращения за предоставлением мер социальной поддержки, обратилась в межведомственную комиссию 06.04.2021 года, при этом заключение межведомственной комиссией было принято 25.10.2022 года, суд пролагает, что данные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска срока для обращения в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки и данный срок подлежит восстановлению.

Доводы ответчиков, о том, что срок на подачу заявления в КГКУ «Центр социальной поддержки по Нанайскому району» не подлежит восстановлению, являются ошибочными, поскольку предусмотренный п.2.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительством Хабаровского края от 11 июня 2021 №228-пр не является пресекательным, поскольку Порядок не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих заявлений в иной срок, как и указания на отказ в предоставлении меры социальной поддержки, по причине несоблюдения сроков подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки.

Доводы представителей ответчиков о том, что отсутствует причинно-следственная связь повреждения жилого дома в результате паводка, произошедшего в сентябре 2020 года, не могут являться основаниям для отказа в удовлетворении требований о восстановлении срока для обращения за предоставлением меры социальной поддержки, поскольку истец не лишена права обжаловать заключение межведомственной комиссии, а так же представить доказательства.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кузьминой Ольги Николаевны - удовлетворить.

Восстановить срок для обращения за предоставлением меры социальной поддержки предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июня 2021 №228-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 года на териитории Хабаровского края».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено: 27 июня 2023 года.

Судья                                                                    Сосницкая Е.В.

Дело № 2-127/2023                                                                                                       

УИД 27RS0017-01-2023-000146-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2023 года                                                                                           с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края,

в составе председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,

при секретаре Митрохиной Ю.С.,

с участие истца Кузьминой О.Н.,

представителя третьего заинтересованного лица Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьминой Ольги Николаевны к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району», Министерству социальной защиты Хабаровского края о восстановлении срока на подачу заявления на предоставление мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмина О.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она проживает в селе Дубовый Мыс Нанайского района Хабаровского края по адресу: <адрес> на основании договора социального найма №60 от 01.08.2017 года заключенного между ней и администрацией Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края.

В 2019 и в 2020 году указанный дом и в том числе ее квартира, а также приусадебный участок попали в границы зоны затопления, возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края. Её квартира была включена в Постановление Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 11.09.2019 № 901 «Об определении границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края», а так же в Постановление Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 1049 «Об определении перечня объектов инфраструктуры и земельных участков, находящихся в границах зон затопления на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в период прохождения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды в реках Хабаровского края в августе-сентябре 2020 года».

<адрес>, является 4х квартирным, ее соседи: Шимина Галина Александровна (<адрес>), Нурутдинова Зоя Таскиевна (<адрес>), Кайкова Людмила Ивановна (<адрес>) являются собственниками своих квартир. Весной 2020 года после ЧС 2019 года они обратились в Администрацию Нанайского муниципального района об обследовании их жилых помещений, с целью признания их непригодными для проживания. Впоследствии они получили сертификаты и приобрели себе другие жилые помещения. В тот период она обратилась устно в администрацию села по поводу признания жилого помещения непригодным для проживания, и ей сказали, чтобы она подождала, что жилье по социальному найму будет обследоваться отдельно, такое объяснение ей дала глава сельского поселения Красильникова Т.В.

В итоге не дождавшись обследования, она весной 2021 года обратилась с заявлением в межведомственную комиссию администрации Нанайского муниципального района с заявлением об обследовании квартиры на предмет установления ее непригодности для проживания в результате ЧС.

Межведомственная комиссия обследовала жилье 28.04.2021 года, о чем был составлен акт обследования помещения № 3, согласно которому комиссия пришла к выводу о необходимости заключения специализированной организации.

Отчет специализированной - организации о техническом соответствии здания был получен 30.09.2022 года. Обследование проводилось за счет администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, длительность его ожидания администрация района на её обращения, отвечала отсутствием финансирования для оплаты обследования.

На основании полученного отчета по результатам технического обследования здания и акта обследования помещения межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 24.09.2020 № 980 вынесла заключение № 1 от 25.10.2022 года о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

Так как мера социальной поддержки по результатам ЧС 2019 года не была ей предоставлена, а в 2020 году ее адрес вновь попал в границы зоны затопления, считает, что ей положена мера социальной поддержки, предусмотренная постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2021 года №228-пр.

08.02.2023 года она обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в удовлетворении которого отказано со ссылкой на то, что сроки для подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки истекли, а так же указали, что заявителем не предоставлены следующие документы: копии документов, подтверждающих родство членов семьи, в том числе вступивших в законную силу решений судов о признании членом семьи собственника или нанимателя утраченного жилого помещения; документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации, или решение суда об установлении факта проживания по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации - для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и копия решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, при том, что заключение-ей не было предоставлено, комиссией поэтому она его не предоставила. Считает, что срок обращения за мерой социальной поддержки пропущен ею по уважительной причине, так как администрация не предоставила ей необходимые документы своевременно. Другого жилого помещения в собственности она не имеет.

05.05.2023 года к участию в деле в качестве третьего заинтересованного лица привлечена Администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании Кузьмина О.Н. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении, при этом пояснила, что она считала, что признавать жилое помещение непригодным для проживания должен был собственник квартиры.

В судебное заседание представитель ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Центра социальной поддержки населения по Нанайскому муниципальному району» Зимина Е.В. в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснила, что с заявленными требованиями Кузьминой О.Н. не согласна в полном объеме, по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель ответчика - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, представив возражения на исковые требования Кузьминой О.Н. согласно которым Министерство социальной защиты края, считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего заинтересованного лица - администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, подтвердив, что данная квартира администрацией оставлена без внимания.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №1 подтвердила те обстоятельства, что Кузьмина О.Н. обращалась к ней для организации обследования жилого помещения, но на тот момент в первую очередь обследовались дома, которые были в собственности граждан. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 10.11.2020 года, 02.12.2020 года муниципальная собственность сельского поселения передавалась в район, и данная квартира осталась без внимания.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №2 пояснила, что она является депутатом сельского поселения. Дом, в котором проживает Кузьмина О.Н. попадал в зону подтопления как в 2019 году, так и в 2020 году. Дом многоквартирный, при этом 3 квартиры, которые были в собственности граждан признаны непригодными для проживания, вследствие ЧС 2019 года. Администрацией, как собственником квартиры, где проживает Кузьмина О.Н., работа о признании ее непригодной для проживания не велась и Кузьменой О.Н. не был разъяснён порядок. В 2021 году ею лично было разъяснено Кузьменой О.Н., что необходимо обращаться в межведомственную комиссию лично.

Изучив материалы дела, выслушав истца, изучив доводы представителей ответчиком, третьего заинтересованного лица, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Кузьмина О.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от 01.08.2017 года №60, заключенного между ней и администраций Дубовомысского сельского поселения Нанайского муниципального района.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 года №623-рп, постановлением главы Нанайского муниципального района от 06.08.2019 года №783, постановлением главы Дубовомысского сельского поселения от 12.08.2019 года №42, в связи с выпадением обильных осадков и повышения уровня воды в реке Амур, на соответствующих территориях введен режим чрезвычайной ситуации. Датой введения данного режима является для Хабаровского края 29.07.2019 года, для Нанайского муниципального района 06.08.2019 года, для Дубовомысского сельского поселения 12.08.2019 года.

На основании постановления администрации Нанайского муниципального района от 11.09.2019 года №901 (в редакции от 06.03.2020 года №229) многоквартирный жилой <адрес> включен в границы зоны подтопления.

Квартиры собственниками которых являлись Шимина Галина Александровна (<адрес>), Нурутдинова Зоя Таскиевна (<адрес>), Кайкова Людмила Ивановна (<адрес>) признаны непригодными для проживания.

Квартира , где проживает Кузьминова О.Н., не обследовалась.

Кузьмина О.Н. не обращалась в межведомственную комиссию, по причине того, что главой администрации сельского поселения, ей было устно разъяснено, что в отношении квартиры по договору социального найма другой порядок, обследование будет проводиться позже. Но обследование так и не проводилось.

Согласно Постановлению Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2020 № 1049 «Об определении перечня объектов инфраструктуры и земельных участков, находящихся в границах зон затопления на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в период прохождения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды в реках Хабаровского края в августе-сентябре 2020 года» (в редакции от 01.02.2021 года и 29.09.2021 года), жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес> вновь внесено в границы зон затопления - затоплен приусадебный земельный участок.

Согласно постановлению Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 28.01.2021 года №63 в собственность Нанайского муниципального района принята недвижимое имущество с 02.12.2020 года, в том числе и жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес>, о чем сведения внесены в ЕГРН 28.04.2021 года.

06.04.2021 года Кузьмина О.Н. обратилась с заявлением к главе Администрации Нанайского муниципального района о проведении межведомственной комиссией обследование жилого помещения, <адрес> в с. Дубовый Мыс, поскольку все остальные квартиры в доме признаны непригодными для проживания.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Нанайского муниципального района от 24.09.2020 года №980 проведено обследование 28.04.2021 года <адрес> в с. Дубовый Мыс, о чем был составлен акт №3, из которого следует, что требуется заключение специализированной организации.

25.10.2022 года Межведомственной комиссией принято заключение с учетом отчета ООО «Инженерный центр ДВ» о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

11.11.2022 год постановлением Администрации Нанайского муниципального района №986 жилое помещение по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес> признано непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу в течение 2023 года.

Истец Кузьмина О.Н. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения 08.02.2023 года.

22.02.2023 года КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» уведомил истца об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, по причине несоблюдения сроков подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки, а так же в связи с не предоставлением документов подтверждающие родство членов семьи, в том числе вступившее в законную силу решения суда о признании членом семьи нанимателя утраченного жилого помещении, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или решение суда об установлении факта проживания и копию заключения межведомственной комиссии.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

В частности, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (пункта "л" части 1 статьи 11 названного закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ (пункт 2 этой же статьи закона).

Во исполнение данных норм Правительством Хабаровского края принято постановление от 11 июня 2021 №228-пр, которым утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 г. на территории Хабаровского края.

Данный Порядок разработан в целях реализации мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 г. на территории Хабаровского края, и определяет механизм ее предоставления.

В силу пункта 1.2 Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане РФ, в том числе являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 1 октября 2021 г. подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее также - Учреждение) по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку к которому прилагают следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет (в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации); документы, удостоверяющие личность членов семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет (в случае регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации); копии документов, подтверждающих родство членов семьи, в том числе вступивших в законную силу решений судов о признании членом семьи собственника или нанимателя утраченного жилого помещения; документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации, или решение суда об установлении факта проживания по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченных жилых помещениях на территории края на день введения режима чрезвычайной ситуации - для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями на условиях договора социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, и граждан, указанных в подпункте "б" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; сведения о документах, подтверждающих признание другого жилья утраченным, либо сведения (документы) о его общей площади, об общей площади, приходящейся на долю в праве общей собственности в нем (в отношении граждан, имеющих другое жилье). При этом Учреждение не вправе требовать у граждан представления документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления; решение суда, вступившее в законную силу, о признании за гражданином права на получение меры поддержки - при наличии такого решения; копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и копия решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания; обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения и о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность гражданами - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания; обязательство о безвозмездном отчуждении утраченного жилого помещения (утраченного жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность после осуществления государственной регистрации права собственности таких граждан на указанное жилое помещение (жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено) - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка; заявление о согласии на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Кузьмина О.Н. являясь нанимателем квартиры расположенной по адресу: Хабаровский край Нанайский район с. Дубовый Мыс <адрес>, которая в 2020 году включена в зону подтопления, заблуждаясь по поводу своих прав на обращения за предоставлением мер социальной поддержки, обратилась в межведомственную комиссию 06.04.2021 года, при этом заключение межведомственной комиссией было принято 25.10.2022 года, суд пролагает, что данные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска срока для обращения в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки и данный срок подлежит восстановлению.

Доводы ответчиков, о том, что срок на подачу заявления в КГКУ «Центр социальной поддержки по Нанайскому району» не подлежит восстановлению, являются ошибочными, поскольку предусмотренный п.2.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительством Хабаровского края от 11 июня 2021 №228-пр не является пресекательным, поскольку Порядок не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих заявлений в иной срок, как и указания на отказ в предоставлении меры социальной поддержки, по причине несоблюдения сроков подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки.

Доводы представителей ответчиков о том, что отсутствует причинно-следственная связь повреждения жилого дома в результате паводка, произошедшего в сентябре 2020 года, не могут являться основаниям для отказа в удовлетворении требований о восстановлении срока для обращения за предоставлением меры социальной поддержки, поскольку истец не лишена права обжаловать заключение межведомственной комиссии, а так же представить доказательства.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кузьминой Ольги Николаевны - удовлетворить.

Восстановить срок для обращения за предоставлением меры социальной поддержки предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июня 2021 №228-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 года на териитории Хабаровского края».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено: 27 июня 2023 года.

Судья                                                                    Сосницкая Е.В.

2-127/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьмина Ольга Николаевна
Ответчики
КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району"
Министерство социальной защиты Хабаровского края
Другие
администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края
Межведомственная комиссия
Суд
Нанайский районный суд Хабаровского края
Судья
Сосницкая Елена Викторовна
Дело на странице суда
nanaysky.hbr.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Подготовка дела (собеседование)
15.05.2023Подготовка дела (собеседование)
15.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
21.08.2023Дело передано в архив
25.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.08.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.09.2023Судебное заседание
07.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее