Дело № 2-371/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2017 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Старцевой А.А.,
с участием помощника прокурора Нытвенского района Кривёнышевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Шерстюк И.М. о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
<адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Шерстюк И.М. с требованиями о признании бездействия ИП Шерстюк И.М. по обеспечению доступности инвалидов и иных маломобильных групп населения в аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения свода правил <данные изъяты> ("СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"):
- оборудовать вход в аптечный пункт тактильной информационной вывеской, в доступной для инвалидов по зрению форме (п.№);
- установить тактильно - контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой (п.№);
- оборудовать над входной площадкой навес и водоотвод (п.№);
- выделить цветом на маршруте движения до торгового зала дверные наличники и ручки в отличительные от дверного полотна контрастные цвета (п.№);
- оборудовать смотровые панели ударопрочным материалом (п. №);
- выделить цветом на прозрачном полотне второй входной двери контрастную маркировку (п. №);
- установить на путях движения инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями (на второй входной двери) доводчик с фиксатором в положении «открыто» продолжительностью не менее № секунд, на остальные двери по маршруту движения до торгового зала установить доводчики, обеспечивающие задержку закрывания дверей (п.№);
- оборудовать окно обслуживания посетителей в соответствии с требованиями <данные изъяты> (п.№);
- обеспечить для инвалидов по зрению в доступной форме информирование об аптечном пункте, лекарственных препаратах, а также схемы эвакуации (п. №);
- оборудовать при входе для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях здания (п.№);
- установить кнопку вызова персонала (п. №);
- установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства (п.№);
- обеспечить в доступной форме для инвалидов по зрению план эвакуации, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, световые и звуковые оповещатели (п.№).
В обоснование заявленных требований указано, что ИП Шерстюк И.М. осуществляет свою деятельность в аптечном пункте, расположенном по адресу <адрес>.
Учитывая цель использования помещения, в котором расположена аптека, оно относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населени.
В соответствии с требованиями Закона Пермского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Пермского края" установлен перечень условий и специальных приспособлений для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к которым, в частности, относятся условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В данном аптечном пункте выявлены нарушения требований, содержащихся в статьях 4, 6, 46 Градостроительного кодекса РФ, статьях 36, 46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», п.7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», постановления Правительства РФ №1521, вступившим в силу с 01.07.2015года, постановлением Правительства Российской Федерации №1521 от 26.12.2014г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», с учетом норм, содержащихся в п.47 ч.1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года №1081.
В частности выявлено несоответствие по <данные изъяты>:
- вход в аптечный пункт не оборудован тактильной информационной вывеской, в доступной для инвалидов по зрению форме, что не соответствует п.№;
- отсутствуют тактильно-контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой, что не соответствует п.№;
- над входной площадкой отсутствует навес и водоотвод, что не соответствует п.№;
- все двери (№ ед.) на маршруте движения до торгового зала не соответствуют требованиям п. № (отсутствует окраска дверных наличников и ручек в отличительные от дверного полотна контрастные цвета). Не предусмотрены смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; на входных дверях установлены ручки, форма которых не позволяет инвалиду управлять ими одной рукой и требует применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье, что не соответствует п. №;
- ширина второй двери № м., третьей двери, ведущей непосредственно в торговый зал - №., что не соответствует п.№;
- на прозрачном полотне второй входной двери отсутствует яркая контрастная маркировка, на третьей двери (где не предусмотрена смотровая панель) расположена контрастная маркировка на высоте № (круг диаметром № см), что не соответствует п. №
- на путях движения МГН на второй входной двери установлен доводчик, но без фиксаторов в положении «открыто» продолжительностью не менее № секунд, не установлены доводчики на первой и третьей двери, ведущих в торговый зал, обеспечивающие задержку закрывания дверей, что не соответствует п.№;
- вторые двери входной группы имеют высоту порога №., что не соответствует п.№;
- при выходе из торгового зала высота порога перед второй дверью составляет №., что не соответствует п.№ (на путях движения инвалидов и МГН может являться дополнительным препятствием и создает угрозу падения);
- окошко обслуживания посетителей расположено на высоте №., окошко обслуживания на высоте, доступной для инвалида на кресле-коляске, но отсутствует проем для ног для посетителя на кресле-коляске, и данные зоны обслуживания не обустроены для оказания услуг для инвалидов иных категорий, что не соответствует п.№;
- отсутствует информация в удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме, что не соответствует п.№;
- при входе в учреждение социального назначения для инвалида по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п.№;
- для оказания помощи в обеспечении доступа и получении услуг, не предусмотрена кнопка вызова персонала, что не соответствует п. № (персонал не подготовлен к работе с различными категориями инвалидов);
- для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что не соответствует п.№
- отсутствует план эвакуации аптечного пункта, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, световые и звуковые оповещатели, что не соответствует п.№.
В судебном заседании помощник прокурора Кривенышева Н.Г. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивает на их удовлетворении.
Ответчик ИП Шерстюк И.М. извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском согласна в полном объеме.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Как установлено статьей 2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ №1521, вступившим в силу с 01.07.2015года, мероприятия по формированию безбарьерной среды на объекте должны проводиться в соответствии с требованиями перечня частей сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части обеспечения безбарьерной среды. Таким сводом правил определен СП 59.13330.2012.Согласно п.47 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года №1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности. В соответствии с п.6 Положения под нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. «а-з» п.5 настоящего Положения. В соответствии с подп. «а» п.5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в частности, наличие у лицензиата помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1521 от 26.12.2014г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу 01.07.2015г., мероприятия по формированию безбарьерной среды на объекте должны проводиться в соответствии с требованиями перечня частей сводов и правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в части обеспечения безбарьерной среды. Таким сводом определен СП 59.13330.2012 ("СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Согласно Договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4, ФИО5 и ИП Шерстюк И.М. помещение площадью № кв.м расположенное на №-м этаже и находящееся по адресу: <адрес>, передано его собственниками в пользование ИП Шерстюк И.М. для организации фармацевтической деятельности, в частности розничной торговли, отпуска и хранения аптечными товарами.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с техническим экспертом <адрес> КО ВОС была проведена проверка о создании условий и обеспечении доступа в аптечные учреждения для лиц с ограниченными возможностями в аптечном пункте, принадлежащем ИП Шерстюк И.М., расположенном по адресу: <адрес>. В результате проверки выявлено, что аптечный пункт не оборудован специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к нему инвалидов и других маломобильных групп населения и не удовлетворяет требованиям безбарьерности для всех категорий инвалидов, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, отсутствие средств информирования и возможности эффективной ориентации в помещении учреждения (л.д. 8-11). С ИП Шерстюк И.М. взято объяснение (л.д. 18).
Факт осуществления ИП Шерстюк И.М. фармацевтической деятельности подтверждается Лицензией № № от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ и не опровергается ответчиком (л.д. 19-20).
Кроме того, в обоснование доводов, изложенных в исковом заявлении, истцом представлено Заключение по результатам обследования объекта – аптечного пункта ИП Шерстюк И.М., расположенного по адресу: <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ экспертом <данные изъяты>» ФИО6 (л.д. 12-17).
Согласно данного Заключения специалистом выявлены несоответствия по <данные изъяты>, в том числе:
1. вход в аптечный пункт не оборудован тактильной информационной вывеской, в доступной для инвалидов по зрению форме,
2. отсутствуют тактильно-контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой,
3. над входной площадкой отсутствует навес и водоотвод,
4. все двери (№ ед.) на маршруте движения до торгового зала не соответствуют требованиям п. № (отсутствует окраска дверных наличников и ручек в отличительные от дверного полотна контрастные цвета). Не предусмотрены смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; на входных дверях установлены ручки, форма которых не позволяет инвалиду управлять ими одной рукой и требует применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье, что не соответствует п. №;
5. ширина второй двери № м., третьей двери, ведущей непосредственно в торговый зал - №., что не соответствует п.№, что менее №,
6. на прозрачном полотне второй входной двери отсутствует яркая контрастная маркировка, на третьей двери (где не предусмотрена смотровая панель) расположена контрастная маркировка на высоте № (круг диаметром № см), что не соответствует п. №;
7. на путях движения МГН на второй входной двери установлен доводчик, но без фиксаторов в положении «открыто» продолжительностью не менее № секунд, не установлены доводчики на первой и третьей двери, ведущих в торговый зал, обеспечивающие задержку закрывания дверей, что не соответствует п.№
8. вторые двери входной группы имеют высоту порога №., что не соответствует п.№, что более № м. При выходе из торгового зала высота порога перед второй дверью составляет №., что не соответствует п.№ (на путях движения инвалидов и МГН может являться дополнительным препятствием и создает угрозу падения);
9. окошко обслуживания посетителей расположено на высоте №., окошко обслуживания на высоте, доступной для инвалида на кресле-коляске, но отсутствует проем для ног для посетителя на кресле-коляске, и данные зоны обслуживания не обустроены для оказания услуг для инвалидов иных категорий, что не соответствует п.№;
10. отсутствует информация в удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме, что не соответствует п.№;
11. при входе в учреждение социального назначения для инвалида по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п.№;
12. для оказания помощи в обеспечении доступа и получении услуг, не предусмотрена кнопка вызова персонала, что не соответствует п. № (персонал не подготовлен к работе с различными категориями инвалидов);
13. для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что не соответствует п.№
14.отсутствует план эвакуации аптечного пункта, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, световые и звуковые оповещатели, что не соответствует п.№.
Как видно из материалов дела и установлено судом, вход в помещение аптеки не приспособлен для проезда инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, поскольку высота дверного порога не соответствует установленным требованиям, кроме того, отсутствуют тактильно - контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой, отсутствует навес и водоотвод, отсутствует яркая контрастная маркировка на двери, окошко обслуживания посетителей расположено на высоте доступной для инвалида на кресле-коляске, но отсутствует проем для ног для посетителя на кресле-коляске и иные выявленные и не устраненные ответчиком в добровольном порядке несоответствия, указанные выше. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к вывод о том, что помещение аптеки по адресу: <адрес>, не в полном объеме соответствует требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края". Поскольку нарушения, выявленные прокурором, нарушают права инвалидов на реализацию ими своих прав на беспрепятственный доступ к лекарственным средствам, данные нарушения следует устранить, путем совершения необходимых мероприятий.
При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем, суд признает исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ,
решил:
Признать бездействие индивидуального предпринимателя Шерстюк И.М. по обеспечению и доступности инвалидов и иных маломобильных групп населения в аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать индивидуального предпринимателя Шерстюк И.М., в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения свода правил <данные изъяты> («СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»):
- оборудовать вход в аптечный пункт тактильной информационной вывеской, в доступной для инвалидов по зрению форме (п.№
- установить тактильно - контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой (п.№);
- оборудовать над входной площадкой навес и водоотвод (п.№);
- выделить цветом на маршруте движения до торгового зала дверные наличники и ручки в отличительные от дверного полотна контрастные цвета (п.№);
- оборудовать смотровые панели ударопрочным материалом (п. №);
- выделить цветом на прозрачном полотне второй входной двери контрастную маркировку (п. №);
- установить на путях движения инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями (на второй входной двери) доводчик с фиксатором в положении «открыто» продолжительностью не менее № секунд, на остальные двери по маршруту движения до торгового зала установить доводчики, обеспечивающие задержку закрывания дверей (п.№);
- оборудовать окно обслуживания посетителей в соответствии с требованиями <данные изъяты> (п.№);
- обеспечить для инвалидов по зрению в доступной форме информирование об аптечном пункте, лекарственных препаратах, а также схемы эвакуации (п. №);
- оборудовать при входе для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях здания (п.№);
- установить кнопку вызова персонала (п. №);
- установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства (п.№);
- обеспечить в доступной форме для инвалидов по зрению план эвакуации, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, световые и звуковые оповещатели (п.№).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 27 апреля 2017 года.
Судья Л.А. Пищикова