Решение по делу № 2-371/2017 от 13.03.2017

Дело № 2-371/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2017 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,

при секретаре Старцевой А.А.,

с участием помощника прокурора Нытвенского района Кривёнышевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Шерстюк И.М. о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

<адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Шерстюк И.М. с требованиями о признании бездействия ИП Шерстюк И.М. по обеспечению доступности инвалидов и иных маломобильных групп населения в аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным и возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения свода правил <данные изъяты> ("СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"):

- оборудовать вход в аптечный пункт тактильной информационной вывеской, в доступной для инвалидов по зрению форме (п.);

- установить тактильно - контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой (п.);

- оборудовать над входной площадкой навес и водоотвод (п.);

- выделить цветом на маршруте движения до торгового зала дверные наличники и ручки в отличительные от дверного полотна контрастные цвета (п.);

- оборудовать смотровые панели ударопрочным материалом (п. );

- выделить цветом на прозрачном полотне второй входной двери контрастную маркировку (п. );

- установить на путях движения инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями (на второй входной двери) доводчик с фиксатором в положении «открыто» продолжительностью не менее секунд, на остальные двери по маршруту движения до торгового зала установить доводчики, обеспечивающие задержку закрывания дверей (п.);

- оборудовать окно обслуживания посетителей в соответствии с требованиями <данные изъяты> (п.);

- обеспечить для инвалидов по зрению в доступной форме информирование об аптечном пункте, лекарственных препаратах, а также схемы эвакуации (п. );

- оборудовать при входе для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях здания (п.);

- установить кнопку вызова персонала (п. );

- установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства (п.);

- обеспечить в доступной форме для инвалидов по зрению план эвакуации, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, световые и звуковые оповещатели (п.).

В обоснование заявленных требований указано, что ИП Шерстюк И.М. осуществляет свою деятельность в аптечном пункте, расположенном по адресу <адрес>.

Учитывая цель использования помещения, в котором расположена аптека, оно относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населени.

В соответствии с требованиями Закона Пермского края "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Пермского края" установлен перечень условий и специальных приспособлений для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, к которым, в частности, относятся условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В данном аптечном пункте выявлены нарушения требований, содержащихся в статьях 4, 6, 46 Градостроительного кодекса РФ, статьях 36, 46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», п.7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», постановления Правительства РФ №1521, вступившим в силу с 01.07.2015года, постановлением Правительства Российской Федерации №1521 от 26.12.2014г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», с учетом норм, содержащихся в п.47 ч.1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года №1081.

В частности выявлено несоответствие по <данные изъяты>:

- вход в аптечный пункт не оборудован тактильной информационной вывеской, в доступной для инвалидов по зрению форме, что не соответствует п.;

- отсутствуют тактильно-контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой, что не соответствует п.;

- над входной площадкой отсутствует навес и водоотвод, что не соответствует п.;

- все двери ( ед.) на маршруте движения до торгового зала не соответствуют требованиям п. (отсутствует окраска дверных наличников и ручек в отличительные от дверного полотна контрастные цвета). Не предусмотрены смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; на входных дверях установлены ручки, форма которых не позволяет инвалиду управлять ими одной рукой и требует применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье, что не соответствует п. ;

- ширина второй двери м., третьей двери, ведущей непосредственно в торговый зал - ., что не соответствует п.;

- на прозрачном полотне второй входной двери отсутствует яркая контрастная маркировка, на третьей двери (где не предусмотрена смотровая панель) расположена контрастная маркировка на высоте (круг диаметром см), что не соответствует п.

- на путях движения МГН на второй входной двери установлен доводчик, но без фиксаторов в положении «открыто» продолжительностью не менее секунд, не установлены доводчики на первой и третьей двери, ведущих в торговый зал, обеспечивающие задержку закрывания дверей, что не соответствует п.;

- вторые двери входной группы имеют высоту порога ., что не соответствует п.;

- при выходе из торгового зала высота порога перед второй дверью составляет ., что не соответствует п. (на путях движения инвалидов и МГН может являться дополнительным препятствием и создает угрозу падения);

- окошко обслуживания посетителей расположено на высоте ., окошко обслуживания на высоте, доступной для инвалида на кресле-коляске, но отсутствует проем для ног для посетителя на кресле-коляске, и данные зоны обслуживания не обустроены для оказания услуг для инвалидов иных категорий, что не соответствует п.;

- отсутствует информация в удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме, что не соответствует п.;

- при входе в учреждение социального назначения для инвалида по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п.;

- для оказания помощи в обеспечении доступа и получении услуг, не предусмотрена кнопка вызова персонала, что не соответствует п. (персонал не подготовлен к работе с различными категориями инвалидов);

- для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что не соответствует п.

- отсутствует план эвакуации аптечного пункта, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, световые и звуковые оповещатели, что не соответствует п..

В судебном заседании помощник прокурора Кривенышева Н.Г. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивает на их удовлетворении.

Ответчик ИП Шерстюк И.М. извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском согласна в полном объеме.

Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как установлено статьей 2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №1521, вступившим в силу с 01.07.2015года, мероприятия по формированию безбарьерной среды на объекте должны проводиться в соответствии с требованиями перечня частей сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части обеспечения безбарьерной среды. Таким сводом правил определен СП 59.13330.2012.Согласно п.47 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года №1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности. В соответствии с п.6 Положения под нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подп. «а-з» п.5 настоящего Положения. В соответствии с подп. «а» п.5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в частности, наличие у лицензиата помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1521 от 26.12.2014г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу 01.07.2015г., мероприятия по формированию безбарьерной среды на объекте должны проводиться в соответствии с требованиями перечня частей сводов и правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в части обеспечения безбарьерной среды. Таким сводом определен СП 59.13330.2012 ("СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Согласно Договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4, ФИО5 и ИП Шерстюк И.М. помещение площадью кв.м расположенное на -м этаже и находящееся по адресу: <адрес>, передано его собственниками в пользование ИП Шерстюк И.М. для организации фармацевтической деятельности, в частности розничной торговли, отпуска и хранения аптечными товарами.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с техническим экспертом <адрес> КО ВОС была проведена проверка о создании условий и обеспечении доступа в аптечные учреждения для лиц с ограниченными возможностями в аптечном пункте, принадлежащем ИП Шерстюк И.М., расположенном по адресу: <адрес>. В результате проверки выявлено, что аптечный пункт не оборудован специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к нему инвалидов и других маломобильных групп населения и не удовлетворяет требованиям безбарьерности для всех категорий инвалидов, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, отсутствие средств информирования и возможности эффективной ориентации в помещении учреждения (л.д. 8-11). С ИП Шерстюк И.М. взято объяснение (л.д. 18).

Факт осуществления ИП Шерстюк И.М. фармацевтической деятельности подтверждается Лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ и не опровергается ответчиком (л.д. 19-20).

Кроме того, в обоснование доводов, изложенных в исковом заявлении, истцом представлено Заключение по результатам обследования объекта – аптечного пункта ИП Шерстюк И.М., расположенного по адресу: <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ экспертом <данные изъяты>» ФИО6 (л.д. 12-17).

Согласно данного Заключения специалистом выявлены несоответствия по <данные изъяты>, в том числе:

1. вход в аптечный пункт не оборудован тактильной информационной вывеской, в доступной для инвалидов по зрению форме,

2. отсутствуют тактильно-контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой,

3. над входной площадкой отсутствует навес и водоотвод,

4. все двери ( ед.) на маршруте движения до торгового зала не соответствуют требованиям п. (отсутствует окраска дверных наличников и ручек в отличительные от дверного полотна контрастные цвета). Не предусмотрены смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; на входных дверях установлены ручки, форма которых не позволяет инвалиду управлять ими одной рукой и требует применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье, что не соответствует п. ;

5. ширина второй двери м., третьей двери, ведущей непосредственно в торговый зал - ., что не соответствует п., что менее ,

6. на прозрачном полотне второй входной двери отсутствует яркая контрастная маркировка, на третьей двери (где не предусмотрена смотровая панель) расположена контрастная маркировка на высоте (круг диаметром см), что не соответствует п. ;

7. на путях движения МГН на второй входной двери установлен доводчик, но без фиксаторов в положении «открыто» продолжительностью не менее секунд, не установлены доводчики на первой и третьей двери, ведущих в торговый зал, обеспечивающие задержку закрывания дверей, что не соответствует п.

8. вторые двери входной группы имеют высоту порога ., что не соответствует п., что более м. При выходе из торгового зала высота порога перед второй дверью составляет ., что не соответствует п. (на путях движения инвалидов и МГН может являться дополнительным препятствием и создает угрозу падения);

9. окошко обслуживания посетителей расположено на высоте ., окошко обслуживания на высоте, доступной для инвалида на кресле-коляске, но отсутствует проем для ног для посетителя на кресле-коляске, и данные зоны обслуживания не обустроены для оказания услуг для инвалидов иных категорий, что не соответствует п.;

10. отсутствует информация в удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме, что не соответствует п.;

11. при входе в учреждение социального назначения для инвалида по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п.;

12. для оказания помощи в обеспечении доступа и получении услуг, не предусмотрена кнопка вызова персонала, что не соответствует п. (персонал не подготовлен к работе с различными категориями инвалидов);

13. для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, что не соответствует п.

14.отсутствует план эвакуации аптечного пункта, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, световые и звуковые оповещатели, что не соответствует п..

Как видно из материалов дела и установлено судом, вход в помещение аптеки не приспособлен для проезда инвалидов-колясочников и других маломобильных граждан, поскольку высота дверного порога не соответствует установленным требованиям, кроме того, отсутствуют тактильно - контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой, отсутствует навес и водоотвод, отсутствует яркая контрастная маркировка на двери, окошко обслуживания посетителей расположено на высоте доступной для инвалида на кресле-коляске, но отсутствует проем для ног для посетителя на кресле-коляске и иные выявленные и не устраненные ответчиком в добровольном порядке несоответствия, указанные выше. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к вывод о том, что помещение аптеки по адресу: <адрес>, не в полном объеме соответствует требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Пермской области от 27.12.2004 N 1957-424 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края". Поскольку нарушения, выявленные прокурором, нарушают права инвалидов на реализацию ими своих прав на беспрепятственный доступ к лекарственным средствам, данные нарушения следует устранить, путем совершения необходимых мероприятий.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем, суд признает исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ,

решил:

Признать бездействие индивидуального предпринимателя Шерстюк И.М. по обеспечению и доступности инвалидов и иных маломобильных групп населения в аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать индивидуального предпринимателя Шерстюк И.М., в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить следующие нарушения свода правил <данные изъяты> («СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»):

- оборудовать вход в аптечный пункт тактильной информационной вывеской, в доступной для инвалидов по зрению форме (п.

- установить тактильно - контрастные средства, выполняющие предупредительную функцию, на покрытии пешеходных путей перед входной группой (п.);

- оборудовать над входной площадкой навес и водоотвод (п.);

- выделить цветом на маршруте движения до торгового зала дверные наличники и ручки в отличительные от дверного полотна контрастные цвета (п.);

- оборудовать смотровые панели ударопрочным материалом (п. );

- выделить цветом на прозрачном полотне второй входной двери контрастную маркировку (п. );

- установить на путях движения инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями (на второй входной двери) доводчик с фиксатором в положении «открыто» продолжительностью не менее секунд, на остальные двери по маршруту движения до торгового зала установить доводчики, обеспечивающие задержку закрывания дверей (п.);

- оборудовать окно обслуживания посетителей в соответствии с требованиями <данные изъяты> (п.);

- обеспечить для инвалидов по зрению в доступной форме информирование об аптечном пункте, лекарственных препаратах, а также схемы эвакуации (п. );

- оборудовать при входе для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях здания (п.);

- установить кнопку вызова персонала (п. );

- установить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства (п.);

- обеспечить в доступной форме для инвалидов по зрению план эвакуации, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, световые и звуковые оповещатели (п.).

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 27 апреля 2017 года.

Судья Л.А. Пищикова

2-371/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нытвенского района Пермского края
Ответчики
Индивидупльный предприниматель Шерстюк Ирина Михайловна
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
nytva.perm.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2017Передача материалов судье
16.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2017Судебное заседание
27.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее