Решение по делу № 2-1055/2024 от 18.06.2024

Дело                        

                                                                                                                                            копия

              

Решение

именем Российской Федерации

19 сентября 2024 года                                                                              адрес                                                                                      

Петушинский районный суд * адрес в составе:

председательствующего                                                                               Карташовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания                                                            *

с участием ст. помощника прокурора адрес                  *

представителя ответчика ГБУЗ ВО «адрес больница» *

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес в защиту интересов * к Министерству здравоохранения * адрес и ГБУЗ ВО «адрес больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, компенсации морального вреда и стоимости приобретения лекарственного препарата,

У С Т А Н О В И Л:

адрес, действуя в интересах * обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения * адрес и ГБУЗ ВО «адрес больница», в котором просит:

1.Обязать Министерство здравоохранения * адрес, ГБУЗ ВО «адрес больница» обеспечить * лекарственным препаратом «* в количестве необходимом для лечения.

2. Взыскать с Министерства здравоохранения * адрес, ГБУЗ ВО «адрес больница» в пользу * денежные средства в размере * рублей за приобретенный лекарственный препарат «регорафениб» («стиварга»).

3. Взыскать с Министерства здравоохранения * адрес, ГБУЗ ВО «адрес больница» в пользу * компенсацию морального вреда в размере * рублей за несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом «*

В обоснование иска указано, что в результате проведенной проверки выявлено, что * является *, обеспечивается лекарственными препаратами по льготным рецептам, страдает заболеванием - *

дата решением консилиума врачей * *, учитывая отрицательную динамику по данным МСКТ, рекомендовано проведение курсов ТТ следующей линии: * 160 мг. 1 раз в день внутрь в 1-21 дни, 1 неделя перерыва или 80 мг. в сутки внутрь - 1-я неделя, 120 мг. в сутки внутрь - 2-я неделя, 160 мг. в сутки внутрь - 3-я неделя, а затем - 1 неделя перерыва.

Вследствие ненадлежащего исполнения обязанности Министерством здравоохранения * адрес, ГБУЗ ВО «адрес больница» по организации своевременного обеспечения лекарственным препаратом, жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, в связи с чем, * были причинены нравственные страдания, моральный вред. Кроме того, истец вынуждена была приобретать лекарственный препарат за счет собственных средств.

Представитель заявителя иска старший помощник прокурора адрес * в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить.

Истец - *, будучи извещенной о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Указала, что в конце июня она получила одну упаковку препарата, «регорафениб» для дальнейшего лечения ей необходима еще одна упаковка, т.к. одну она приобрела за свой счет (на курс требуется три упаковки). Так как ее не обеспечили лекарством, она нервничала, переживала, из-за несвоевременного обеспечения она поздно начала курс лечения, не смогла поехать на обследование в адрес. Все это повлияло на ухудшение здоровья, т.к. она плохо себя чувствует, почти не ходит, участвовать в суде не может.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «адрес больница» - * просил отказать в удовлетворении иска к ГБУЗ ВО «адрес больница».

Ответчик - Министерство здравоохранения * адрес в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено, возражений относительно иска не представили. Ранее представители Министерства здравоохранения * адрес в судебных заседаниях возражали против удовлетворения иска, указывая на отсутствие в действиях ответчика нарушений прав истца.

Третье лицо - ООО «Медилон-Фармимэкс» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено.

Третье лицо - ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения * адрес» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено. Ранее в письменном отзыве указали, что учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей на основании приказов, распоряжений Министерства здравоохранения * адрес в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения * адрес министерством. Учреждению распределены соответствующие ассигнования на предоставление субсидии для своевременного обеспечения лекарственными средствами с дата.

Учитывая сведения о надлежащем извещении, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, огласив показания свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Федеральный закон от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1).

В силу статей 10 и 19 вышеуказанного федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются гражданину, в том числе предоставлением гарантированного объема медицинской помощи, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частью 3 статьи 80 указанного закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Согласно пункту 1 статьи 6.2 Федерального закона от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от дата № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Положениями статьи 13 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Постановлением * адрес от дата «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее - Положение).

Согласно пункту 1 данного Положения им устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения * адрес лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).

В силу подпункта 2.1 пункта 1.2.1 указанного Положения бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Так, в разделах Перечня «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано - «все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от дата "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" определен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно больным онкологическими заболеваниями.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пунктом 45 части 1 статьи 44 Федерального закона от дата № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

* адрес от дата утверждено Положение о Министерстве здравоохранения * адрес согласно которому Министерство здравоохранения * адрес, являясь правопреемником Департамента здравоохранения * адрес, осуществляет полномочия по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; организует предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством * адрес, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункты 2.1., 2.2., 2.11., 2.15 Положения).

Из вышеприведенных законоположений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание лицам, страдающим определенными заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами.

Организация такого обеспечения на территории * адрес относится к компетенции Министерства здравоохранения * адрес, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному и своевременному обеспечению определенной категории лиц теми лекарственными препаратами, которые им назначены лечебными учреждениями.

Министерство здравоохранения * адрес выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление деятельности Министерства.

Непринятие таких мер либо ненадлежащее исполнение обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями и лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.

Из материалов дела следует, что *, является инвалиадрес группы, обеспечивается лекарственными препаратами по льготным рецептам, страдает заболеванием - злокачественное новообразование сигмовидной кишки, 4 стадия.

Установлено, что решением консилиума врачей ГБУЗ ВО «ОКОД» от дата *, учитывая отрицательную динамику по данным МСКТ, рекомендовано проведение курсов ТТ следующей линии: Регорафениб 160 мг. 1 раз в день внутрь в 1-21 дни, 1 неделя перерыва или 80 мг. в сутки внутрь - 1-я неделя, 120 мг. в сутки внутрь - 2-я неделя, 160 мг. в сутки внутрь - 3-я неделя, а затем - 1 неделя перерыва.

Установлено что * обращалась в поликлинику адрес к участковому врачу терапевту.

дата * выписан рецепт серия 1724 на получение лекарственного препарата «регорафениб» (торговое наименование «стиварга») 40 мг., однако необходимый медикамент после поступления в аптеку «Медилон-Фармимекс» рецепта на лекарственный препарат, не выдан, рецепт поставлен в дефектуру.

Согласно сведениям полученным из ООО «Медилон-Фармимэкс» * за период с дата по дата выданы по рецептам препараты, в том числе, дата препарат «регорафениб» (рецепт серия 1724 ), рецепт серия 1724 от дата поставлен в дефектуру.

Препарат входит в стандарты лечения, в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также в перечень препаратов для федеральных льготников.

Согласно ответу ОСФР по * адрес от дата с дата на основании заявления * от дата о возобновлении получения набора социальных услуг в части предоставления лекарственных препаратов, выплата ЕДВ осуществляется без учета данной услуги. * имеет право с дата по дата на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из информации, поступившей из ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения * адрес» на 2023 года лекарственный препарат МНН «* централизованно не закупался. На 2024 год лекарственный препарат МНН «*» централизованно закупался в соответствии с приказом министерства здравоохранения * адрес от дата по государственному контракту от дата в количестве 92 упаковок. Лекарственный препарат МНН«регорафениб» был отпущен в ООО «Медилон-Фармимэкс», где распределялся по медицинским учреждениям и пациентам.

Исходя из приведенных выше норм действующего законодательства, истец вправе получать назначенные лекарственные препараты за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, установлено, что истец не был обеспечен необходимыми лекарственными препаратами, что нарушило ее право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Ввиду не обеспечения истца лекарственными препаратами, она не могла осуществить рекомендованное лечение своевременно и постоянно.

В результате не обеспечения льготными лекарственными препаратами нарушены права истца на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст. ст. 39, 41 Конституции РФ.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отсутствие или недостаточное финансирование не может являться основанием для невыполнения установленных Конституцией РФ и федеральными законами социальных гарантий.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд полагает заявленные требования в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами обоснованными.

Допрошенный в судебном заседании свидетель *, приходящийся истцу сыном, суду пояснил, что его мать * страдает онкологическим заболеванием. В связи с заболеванием ей было назначено лечение, в том числе, выписан рецепт на приобретение препарата регорафениб. На курс лечения необходимо 3 упаковки. Поскольку лекарства по рецепту не выдали, им пришлось его искать и приобретать за свой счет, занимать денежные средства, т.к. препарат дорогой. Лекарства долго искали, т.к. он не в каждой аптеке продается, приобрели дата, поскольку надо было начинать лечение. В связи с тем, что лекарственный препарат не выдали, его мать переживала, что противопоказано при ее диагнозе.

У суда отсутствуют основания не доверять показаниям свидетеля, так как они не противоречат другим материалам дела и в изложенной части соответствуют пояснениям сторон.          

Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимым лекарственным препаратом в течение длительного времени вследствие ненадлежащей реализации ответчиком своих полномочий нарушило право * на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, поставило под угрозу жизнь и здоровье, суд полагает, что в данном случае * причинены нравственные страдания, в связи с чем требование о взыскании компенсации морального вреда является обоснованным и подлежит удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела и принципа разумности, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей. При определении данной суммы суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и характер нарушенных прав, а также индивидуальные особенности *, ее возраст, тяжесть заболевания, нуждаемость в значительном количестве лекарственных препаратов, перерыв в лечении неблагоприятно сказывается на ее состоянии здоровья.

Установлено, что вследствие ненадлежащего и своевременного обеспечения лекарственным препаратом * дата вынуждена была самостоятельно приобретен препарат на общую сумму 124 950 рублей, что подтверждается представленными подлинными чеком и транспортной накладной.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании с Министерства здравоохранения * адрес в пользу * компенсации расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 124 950 рублей также подлежит удовлетворению.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд полагает заявленные требования в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами обоснованными.

При этом, данная обязанность в силу закона лежит на органе власти субъекта РФ - Министерстве здравоохранения * адрес, в связи с чем, обязанность по исполнению решения должна быть возложена судом на него. Оснований для удовлетворения иска ГБУЗ ВО «адрес больница» не имеется.

Нуждаемость истца в данном лекарственном препарате по жизненным показаниям установлена представленными в материалы дела документами и не отрицалась лицам, участвующим в деле, как и не отрицалось то обстоятельство, что обеспечение лекарственным препаратом * осуществляется с недопустимыми отсрочками, что приводит к прерыванию лечения, следовательно, негативным образом сказывается на здоровье истца.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на Министерство здравоохранения * адрес обеспечить истца лекарственным препаратом регорафениб (торговое наименование «стиварга») на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данного лекарственного препарата.

Довод Министерства здравоохранения * адрес о необходимости рассмотрения настоящих требований в порядке, предусмотренном КАС РФ, подлежит отклонению как основанный на неверном понимании норм процессуального права.

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора адрес - удовлетворить частично.

Куприянов А.В.">Обязать Министерство здравоохранения * адрес (ИНН ) обеспечить * лекарственным препаратом регорафениб (торговое наименование «стиварга») на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данного лекарственного препарата.

Куприянов А.В.">Взыскать в пользу * (СНИЛС ) с Министерства здравоохранения * адрес (ИНН ) компенсацию морального вреда в размере * рублей 00 копеек (*).

Куприянов А.В.">Взыскать в пользу * (СНИЛС ) с Министерства здравоохранения * адрес (ИНН компенсацию расходов на приобретение лекарственного препарата * в размере * рублей 00 копеек (сто *

В удовлетворении исковых требований к ГБУЗ ВО «адрес больница» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во * областной суд через Петушинский районный суд * адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

             Мотивированное решение составлено: дата

             Судья Петушинского районного суда подпись              Н.А. Карташова

Дело                        

                                                                                                                                            копия

              

Решение

именем Российской Федерации

19 сентября 2024 года                                                                              адрес                                                                                      

Петушинский районный суд * адрес в составе:

председательствующего                                                                               Карташовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания                                                            *

с участием ст. помощника прокурора адрес                  *

представителя ответчика ГБУЗ ВО «адрес больница» *

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес в защиту интересов * к Министерству здравоохранения * адрес и ГБУЗ ВО «адрес больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, компенсации морального вреда и стоимости приобретения лекарственного препарата,

У С Т А Н О В И Л:

адрес, действуя в интересах * обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения * адрес и ГБУЗ ВО «адрес больница», в котором просит:

1.Обязать Министерство здравоохранения * адрес, ГБУЗ ВО «адрес больница» обеспечить * лекарственным препаратом «* в количестве необходимом для лечения.

2. Взыскать с Министерства здравоохранения * адрес, ГБУЗ ВО «адрес больница» в пользу * денежные средства в размере * рублей за приобретенный лекарственный препарат «регорафениб» («стиварга»).

3. Взыскать с Министерства здравоохранения * адрес, ГБУЗ ВО «адрес больница» в пользу * компенсацию морального вреда в размере * рублей за несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом «*

В обоснование иска указано, что в результате проведенной проверки выявлено, что * является *, обеспечивается лекарственными препаратами по льготным рецептам, страдает заболеванием - *

дата решением консилиума врачей * *, учитывая отрицательную динамику по данным МСКТ, рекомендовано проведение курсов ТТ следующей линии: * 160 мг. 1 раз в день внутрь в 1-21 дни, 1 неделя перерыва или 80 мг. в сутки внутрь - 1-я неделя, 120 мг. в сутки внутрь - 2-я неделя, 160 мг. в сутки внутрь - 3-я неделя, а затем - 1 неделя перерыва.

Вследствие ненадлежащего исполнения обязанности Министерством здравоохранения * адрес, ГБУЗ ВО «адрес больница» по организации своевременного обеспечения лекарственным препаратом, жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, в связи с чем, * были причинены нравственные страдания, моральный вред. Кроме того, истец вынуждена была приобретать лекарственный препарат за счет собственных средств.

Представитель заявителя иска старший помощник прокурора адрес * в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить.

Истец - *, будучи извещенной о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Указала, что в конце июня она получила одну упаковку препарата, «регорафениб» для дальнейшего лечения ей необходима еще одна упаковка, т.к. одну она приобрела за свой счет (на курс требуется три упаковки). Так как ее не обеспечили лекарством, она нервничала, переживала, из-за несвоевременного обеспечения она поздно начала курс лечения, не смогла поехать на обследование в адрес. Все это повлияло на ухудшение здоровья, т.к. она плохо себя чувствует, почти не ходит, участвовать в суде не может.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «адрес больница» - * просил отказать в удовлетворении иска к ГБУЗ ВО «адрес больница».

Ответчик - Министерство здравоохранения * адрес в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено, возражений относительно иска не представили. Ранее представители Министерства здравоохранения * адрес в судебных заседаниях возражали против удовлетворения иска, указывая на отсутствие в действиях ответчика нарушений прав истца.

Третье лицо - ООО «Медилон-Фармимэкс» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено.

Третье лицо - ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения * адрес» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено. Ранее в письменном отзыве указали, что учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей на основании приказов, распоряжений Министерства здравоохранения * адрес в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения * адрес министерством. Учреждению распределены соответствующие ассигнования на предоставление субсидии для своевременного обеспечения лекарственными средствами с дата.

Учитывая сведения о надлежащем извещении, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, огласив показания свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Федеральный закон от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1).

В силу статей 10 и 19 вышеуказанного федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются гражданину, в том числе предоставлением гарантированного объема медицинской помощи, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частью 3 статьи 80 указанного закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Согласно пункту 1 статьи 6.2 Федерального закона от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от дата № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Положениями статьи 13 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Постановлением * адрес от дата «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее - Положение).

Согласно пункту 1 данного Положения им устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения * адрес лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).

В силу подпункта 2.1 пункта 1.2.1 указанного Положения бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Так, в разделах Перечня «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано - «все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от дата "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" определен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно больным онкологическими заболеваниями.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пунктом 45 части 1 статьи 44 Федерального закона от дата № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

* адрес от дата утверждено Положение о Министерстве здравоохранения * адрес согласно которому Министерство здравоохранения * адрес, являясь правопреемником Департамента здравоохранения * адрес, осуществляет полномочия по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; организует предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством * адрес, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункты 2.1., 2.2., 2.11., 2.15 Положения).

Из вышеприведенных законоположений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание лицам, страдающим определенными заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами.

Организация такого обеспечения на территории * адрес относится к компетенции Министерства здравоохранения * адрес, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному и своевременному обеспечению определенной категории лиц теми лекарственными препаратами, которые им назначены лечебными учреждениями.

Министерство здравоохранения * адрес выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление деятельности Министерства.

Непринятие таких мер либо ненадлежащее исполнение обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями и лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.

Из материалов дела следует, что *, является инвалиадрес группы, обеспечивается лекарственными препаратами по льготным рецептам, страдает заболеванием - злокачественное новообразование сигмовидной кишки, 4 стадия.

Установлено, что решением консилиума врачей ГБУЗ ВО «ОКОД» от дата *, учитывая отрицательную динамику по данным МСКТ, рекомендовано проведение курсов ТТ следующей линии: Регорафениб 160 мг. 1 раз в день внутрь в 1-21 дни, 1 неделя перерыва или 80 мг. в сутки внутрь - 1-я неделя, 120 мг. в сутки внутрь - 2-я неделя, 160 мг. в сутки внутрь - 3-я неделя, а затем - 1 неделя перерыва.

Установлено что * обращалась в поликлинику адрес к участковому врачу терапевту.

дата * выписан рецепт серия 1724 на получение лекарственного препарата «регорафениб» (торговое наименование «стиварга») 40 мг., однако необходимый медикамент после поступления в аптеку «Медилон-Фармимекс» рецепта на лекарственный препарат, не выдан, рецепт поставлен в дефектуру.

Согласно сведениям полученным из ООО «Медилон-Фармимэкс» * за период с дата по дата выданы по рецептам препараты, в том числе, дата препарат «регорафениб» (рецепт серия 1724 ), рецепт серия 1724 от дата поставлен в дефектуру.

Препарат входит в стандарты лечения, в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также в перечень препаратов для федеральных льготников.

Согласно ответу ОСФР по * адрес от дата с дата на основании заявления * от дата о возобновлении получения набора социальных услуг в части предоставления лекарственных препаратов, выплата ЕДВ осуществляется без учета данной услуги. * имеет право с дата по дата на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из информации, поступившей из ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения * адрес» на 2023 года лекарственный препарат МНН «* централизованно не закупался. На 2024 год лекарственный препарат МНН «*» централизованно закупался в соответствии с приказом министерства здравоохранения * адрес от дата по государственному контракту от дата в количестве 92 упаковок. Лекарственный препарат МНН«регорафениб» был отпущен в ООО «Медилон-Фармимэкс», где распределялся по медицинским учреждениям и пациентам.

Исходя из приведенных выше норм действующего законодательства, истец вправе получать назначенные лекарственные препараты за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, установлено, что истец не был обеспечен необходимыми лекарственными препаратами, что нарушило ее право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Ввиду не обеспечения истца лекарственными препаратами, она не могла осуществить рекомендованное лечение своевременно и постоянно.

В результате не обеспечения льготными лекарственными препаратами нарушены права истца на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст. ст. 39, 41 Конституции РФ.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отсутствие или недостаточное финансирование не может являться основанием для невыполнения установленных Конституцией РФ и федеральными законами социальных гарантий.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд полагает заявленные требования в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами обоснованными.

Допрошенный в судебном заседании свидетель *, приходящийся истцу сыном, суду пояснил, что его мать * страдает онкологическим заболеванием. В связи с заболеванием ей было назначено лечение, в том числе, выписан рецепт на приобретение препарата регорафениб. На курс лечения необходимо 3 упаковки. Поскольку лекарства по рецепту не выдали, им пришлось его искать и приобретать за свой счет, занимать денежные средства, т.к. препарат дорогой. Лекарства долго искали, т.к. он не в каждой аптеке продается, приобрели дата, поскольку надо было начинать лечение. В связи с тем, что лекарственный препарат не выдали, его мать переживала, что противопоказано при ее диагнозе.

У суда отсутствуют основания не доверять показаниям свидетеля, так как они не противоречат другим материалам дела и в изложенной части соответствуют пояснениям сторон.          

Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимым лекарственным препаратом в течение длительного времени вследствие ненадлежащей реализации ответчиком своих полномочий нарушило право * на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, поставило под угрозу жизнь и здоровье, суд полагает, что в данном случае * причинены нравственные страдания, в связи с чем требование о взыскании компенсации морального вреда является обоснованным и подлежит удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела и принципа разумности, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей. При определении данной суммы суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и характер нарушенных прав, а также индивидуальные особенности *, ее возраст, тяжесть заболевания, нуждаемость в значительном количестве лекарственных препаратов, перерыв в лечении неблагоприятно сказывается на ее состоянии здоровья.

Установлено, что вследствие ненадлежащего и своевременного обеспечения лекарственным препаратом * дата вынуждена была самостоятельно приобретен препарат на общую сумму 124 950 рублей, что подтверждается представленными подлинными чеком и транспортной накладной.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании с Министерства здравоохранения * адрес в пользу * компенсации расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 124 950 рублей также подлежит удовлетворению.

Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд полагает заявленные требования в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами обоснованными.

При этом, данная обязанность в силу закона лежит на органе власти субъекта РФ - Министерстве здравоохранения * адрес, в связи с чем, обязанность по исполнению решения должна быть возложена судом на него. Оснований для удовлетворения иска ГБУЗ ВО «адрес больница» не имеется.

Нуждаемость истца в данном лекарственном препарате по жизненным показаниям установлена представленными в материалы дела документами и не отрицалась лицам, участвующим в деле, как и не отрицалось то обстоятельство, что обеспечение лекарственным препаратом * осуществляется с недопустимыми отсрочками, что приводит к прерыванию лечения, следовательно, негативным образом сказывается на здоровье истца.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на Министерство здравоохранения * адрес обеспечить истца лекарственным препаратом регорафениб (торговое наименование «стиварга») на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данного лекарственного препарата.

Довод Министерства здравоохранения * адрес о необходимости рассмотрения настоящих требований в порядке, предусмотренном КАС РФ, подлежит отклонению как основанный на неверном понимании норм процессуального права.

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора адрес - удовлетворить частично.

Куприянов А.В.">Обязать Министерство здравоохранения * адрес (ИНН ) обеспечить * лекарственным препаратом регорафениб (торговое наименование «стиварга») на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данного лекарственного препарата.

Куприянов А.В.">Взыскать в пользу * (СНИЛС ) с Министерства здравоохранения * адрес (ИНН ) компенсацию морального вреда в размере * рублей 00 копеек (*).

Куприянов А.В.">Взыскать в пользу * (СНИЛС ) с Министерства здравоохранения * адрес (ИНН компенсацию расходов на приобретение лекарственного препарата * в размере * рублей 00 копеек (сто *

В удовлетворении исковых требований к ГБУЗ ВО «адрес больница» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во * областной суд через Петушинский районный суд * адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

             Мотивированное решение составлено: дата

             Судья Петушинского районного суда подпись              Н.А. Карташова

2-1055/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Петушинского района Сигаев В.М.
Деряжная Галина Александровна
Ответчики
ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница"
Министерство здравоохранения Владимирской области
Другие
ООО "Медилон-Фармимэкс"
ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранений Владимирской области "
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Карташова Нина Александровна
Дело на сайте суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
20.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.09.2024Судебное заседание
03.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее