Дело № 2а-2416/2020
РЈРР” 74RS0017-01-2020-002854-05
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
28 сентября 2020 года г.Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой Г.А,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„–21 РїРѕ Челябинской области Рє Васильеву Дмитрию Константиновичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ земельному налогу Рё транспортному налогу,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Межрайонная Рнспекция Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области (далее - Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области) обратилась СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Васильеву Р”.Рљ. Рѕ взыскании транспортного налога РІ размере 2 440 СЂСѓР±., земельного налога РІ размере 775 СЂСѓР±.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Васильев Д.К. является лицом, на которое в ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль ХУНДАЙ ЕЛАНТРА, гос. номер №, признаваемое объектом налогообложения. Кроме того, Васильев Д.К. являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес> признаваемого объектом налогообложения. Налоговым органом исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 723 руб. и налог на имущество в размере 538 руб., о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление с расчетом сумм, причитающихся уплате в бюджет. Надлежащим образом обязанность по оплате земельного налога, налога на имущество ответчик не исполнил. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налогов, были направлены требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено должнику. В добровольном порядке в установленный срок требования об уплате земельного налога и налога на имущество не исполнено. Просит восстановить пропущенный срок для предъявления иска в суд.
Представитель административного истца РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–21 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте слушания дела извещен надлежащим образом (Р».Рґ. 22).
Административный ответчик Васильев Д.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом (л.д. 21).
Согласно адресной справке (л.д. 20) Васильев Д.К. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Административному ответчику Васильеву Д.К. по указанному адресу направлялась судебная повестка на ДД.ММ.ГГГГ, которая возвращена в суд в связи с истечением срока хранения (л.д. 21).
Какие-либо данные об ином месте жительства Васильева Д.К. материалы дела не содержат.
РљСЂРѕРјРµ того, сведения Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела размещались РЅР° сайте Златоустовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РІ сети В«Рнтернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Суд полагает возможным в соответствии со ст.ст. 150,152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца и административного ответчика, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств об отложении дела не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ считает, что исковые требования РњРФНС в„– 21 РЅРµ подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена в п.1 ч.1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п.2 и п.3 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Челябинской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками данного налога, согласно ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками. Объектами налогообложения в силу ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Как установлено РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства, РїРѕ данным Межрайонной РФНС в„– 21 РїРѕ Челябинской области Васильев Р”.Рљ. является лицом, РЅР° которое РІ ДД.РњРњ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль ХУНДАЙ ЕЛАНТРА, РіРѕСЃ. номер в„–, признаваемое объектом налогообложения.
Кроме того, Васильев Д.К. являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес>, признаваемого объектом налогообложения.
В порядке ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом земельного налога в размере 775 руб. и транспортного налога в размере 2 440 руб. (л.д. 14).
Свою обязанность по уплате налогов административный ответчик своевременно не исполнил.
В соответствии с требованиями ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес Васильева Д.К. направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в размере 2 440 руб. и земельного налога в размере 775 руб. (л.д. 13).
Судом установлено, что в указанный в требовании срок задолженность по земельному налогу и транспортному налогу административным ответчиком не погашена.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07. 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 указанной статьи заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Положения вышеназванной ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают и допускают, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как неоднократно указывал Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, установление РІ законе общего СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, С‚.Рµ. СЃСЂРѕРєР° для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 ГК Р Р¤), начала его течения (статья 200 ГК Р Р¤) Рё последствий РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° такого СЃСЂРѕРєР° (статья 199 ГК Р Р¤) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота Рё РЅРµ может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения РѕС‚ 3 октября 2006 РіРѕРґР° N 439-Рћ, РѕС‚ 18 декабря 2007 РіРѕРґР° N 890-Рћ-Рћ, РѕС‚ 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2008 РіРѕРґР° N 823-Рћ-Рћ, РѕС‚ 24 сентября 2013 РіРѕРґР° N 1257-Рћ, РѕС‚ 29 января 2015 РіРѕРґР° N 212-Рћ Рё РґСЂ.). Рстечение СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, то есть СЃСЂРѕРєР°, РІ пределах которого СЃСѓРґ общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа РІ РёСЃРєРµ (РїСѓРЅРєС‚ 2 статьи 199 ГК Р Р¤).
Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Поскольку СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рѕ взыскании недоимки либо СЃ заявлением Рѕ взыскании судебного приказа РїРѕ требованию СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј исполнения РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области должна была обратиться РІ течение шести месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ истечения СЃСЂРѕРєР° исполнения данного требования, то есть РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° обращение последовало ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ. 4), СЃСѓРґ полагает, что СЃ административным РёСЃРєРѕРј налоговый орган обратился СЃ нарушением установленного СЃСЂРѕРєР°.
Административный истец просит восстановить срок подачи заявления в суд, указывая на то, что в процессе подготовки документов для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика произошел технический сбой, что привело к невозможности направления документов в установленный срок (л.д. 8).
Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут расцениваться как уважительные причины пропуска налоговым органом срока для обращения в суд, поскольку являются внутренними организационными причинами, а налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с иском и как следствие удовлетворения заявленных требований о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу и транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
В удовлетворении административных исковых требований к Васильеву Дмитрию Константиновичу о взыскании задолженности по земельному налогу и транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Г.А. Фролова
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2020 года
Дело № 2а-2416/2020
РЈРР” 74RS0017-01-2020-002854-05
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
28 сентября 2020 года г.Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой Г.А,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„–21 РїРѕ Челябинской области Рє Васильеву Дмитрию Константиновичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ земельному налогу Рё транспортному налогу,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Межрайонная Рнспекция Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области (далее - Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области) обратилась СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Васильеву Р”.Рљ. Рѕ взыскании транспортного налога РІ размере 2 440 СЂСѓР±., земельного налога РІ размере 775 СЂСѓР±.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Васильев Д.К. является лицом, на которое в ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль ХУНДАЙ ЕЛАНТРА, гос. номер №, признаваемое объектом налогообложения. Кроме того, Васильев Д.К. являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес> признаваемого объектом налогообложения. Налоговым органом исчислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 723 руб. и налог на имущество в размере 538 руб., о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление с расчетом сумм, причитающихся уплате в бюджет. Надлежащим образом обязанность по оплате земельного налога, налога на имущество ответчик не исполнил. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате налогов, были направлены требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено должнику. В добровольном порядке в установленный срок требования об уплате земельного налога и налога на имущество не исполнено. Просит восстановить пропущенный срок для предъявления иска в суд.
Представитель административного истца РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–21 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте слушания дела извещен надлежащим образом (Р».Рґ. 22).
Административный ответчик Васильев Д.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом (л.д. 21).
Согласно адресной справке (л.д. 20) Васильев Д.К. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Административному ответчику Васильеву Д.К. по указанному адресу направлялась судебная повестка на ДД.ММ.ГГГГ, которая возвращена в суд в связи с истечением срока хранения (л.д. 21).
Какие-либо данные об ином месте жительства Васильева Д.К. материалы дела не содержат.
РљСЂРѕРјРµ того, сведения Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела размещались РЅР° сайте Златоустовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РІ сети В«Рнтернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Суд полагает возможным в соответствии со ст.ст. 150,152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца и административного ответчика, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств об отложении дела не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ считает, что исковые требования РњРФНС в„– 21 РЅРµ подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги, закреплена в п.1 ч.1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п.2 и п.3 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Челябинской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В силу ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками данного налога, согласно ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками. Объектами налогообложения в силу ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Как установлено РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства, РїРѕ данным Межрайонной РФНС в„– 21 РїРѕ Челябинской области Васильев Р”.Рљ. является лицом, РЅР° которое РІ ДД.РњРњ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль ХУНДАЙ ЕЛАНТРА, РіРѕСЃ. номер в„–, признаваемое объектом налогообложения.
Кроме того, Васильев Д.К. являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес>, признаваемого объектом налогообложения.
В порядке ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом земельного налога в размере 775 руб. и транспортного налога в размере 2 440 руб. (л.д. 14).
Свою обязанность по уплате налогов административный ответчик своевременно не исполнил.
В соответствии с требованиями ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес Васильева Д.К. направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в размере 2 440 руб. и земельного налога в размере 775 руб. (л.д. 13).
Судом установлено, что в указанный в требовании срок задолженность по земельному налогу и транспортному налогу административным ответчиком не погашена.
В соответствии с п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07. 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.2 указанной статьи заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Положения вышеназванной ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают и допускают, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как неоднократно указывал Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, установление РІ законе общего СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, С‚.Рµ. СЃСЂРѕРєР° для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 ГК Р Р¤), начала его течения (статья 200 ГК Р Р¤) Рё последствий РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° такого СЃСЂРѕРєР° (статья 199 ГК Р Р¤) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота Рё РЅРµ может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения РѕС‚ 3 октября 2006 РіРѕРґР° N 439-Рћ, РѕС‚ 18 декабря 2007 РіРѕРґР° N 890-Рћ-Рћ, РѕС‚ 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2008 РіРѕРґР° N 823-Рћ-Рћ, РѕС‚ 24 сентября 2013 РіРѕРґР° N 1257-Рћ, РѕС‚ 29 января 2015 РіРѕРґР° N 212-Рћ Рё РґСЂ.). Рстечение СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, то есть СЃСЂРѕРєР°, РІ пределах которого СЃСѓРґ общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа РІ РёСЃРєРµ (РїСѓРЅРєС‚ 2 статьи 199 ГК Р Р¤).
Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Поскольку СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рѕ взыскании недоимки либо СЃ заявлением Рѕ взыскании судебного приказа РїРѕ требованию СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј исполнения РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области должна была обратиться РІ течение шести месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ истечения СЃСЂРѕРєР° исполнения данного требования, то есть РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° обращение последовало ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ. 4), СЃСѓРґ полагает, что СЃ административным РёСЃРєРѕРј налоговый орган обратился СЃ нарушением установленного СЃСЂРѕРєР°.
Административный истец просит восстановить срок подачи заявления в суд, указывая на то, что в процессе подготовки документов для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика произошел технический сбой, что привело к невозможности направления документов в установленный срок (л.д. 8).
Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут расцениваться как уважительные причины пропуска налоговым органом срока для обращения в суд, поскольку являются внутренними организационными причинами, а налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с иском и как следствие удовлетворения заявленных требований о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу и транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
В удовлетворении административных исковых требований к Васильеву Дмитрию Константиновичу о взыскании задолженности по земельному налогу и транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Г.А. Фролова
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2020 года