Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тулун 20 июля 2022 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Мурашовой А.П., с участием представителя истца Тулунского межрайонного прокурора – заместителя Тулунского межрайонного прокурора Леонтьева Л.Л., ответчика Милехина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1061/2022 (УИД 38RS0023-01-2022-001494-43) по иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Тулунский район» к Милехину Андрею Владимировичу о возмещении ущерба, причиненного объектам животного мира,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Тулунский район» к ответчику Милехину Андрею Владимировичу о возмещении ущерба, причиненного объектам животного мира, указав в обоснование иска, что 16.10.2021 Милехин А.В. в нарушение требований ст.30 Лесного кодекса Российской Федерации совершил незаконную рубку 10 сырорастущих дерева породы сосна до степени прекращения их роста в квартале № 7 выделах № 3, 7 технического участка №7 Тулунского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, объем незаконно спиленной древесины составил 6,12 куб.м. Факт незаконной рубки леса и причинения ущерба подтверждается постановлением о прекращении уголовного преследования по результатам предварительного слушания Тулунского городского суда от 28.04.2022, согласно которому установлена вина Милехина А.В. в совершении предусмотренном п.«г» ч.2 ст.260 УК РФ. Вред, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты и среде их обитания в результате рубки лесных насаждений и уничтожения среды обитания, охотничьих ресурсов, Милехиным А.В. не возмещен. Просит суд взыскать с Милехина Андрея Владимировича, родившегося 25.02.1987 в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной вырубки лесных насаждений на участке лесных охотничьих угодий, расположенном в квартале №7 выделах №3,7 технического участка №7 Тулунского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, размере 139940,91 рублей в пользу бюджета муниципального района муниципального образования «Тулунский район».
Представитель истца Тулунского межрайонного прокурора – заместитель Тулунского межрайонного прокурора Леонтьев Л.Л в судебном заседании требования иска по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме, предоставив суду новые реквизиты распорядителя денежными средствами – службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, для осуществления выплат ответчиком в счет погашения ущерба по иску.
Ответчик Милехин А.В. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в иске подтвердил, после разъяснения права на признание иска и последствий признания иска, предусмотренных ст.39,173 ГПК РФ, заявленные исковые требования признал в полном объеме, указав, что права и последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39,173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. Дополнительно пояснил, что подтверждает факт незаконной рубки лесных насаждений, при рассмотрении в суде уголовного дела вину признал, раскаялся, возместил причиненный лесному фонду ущерб. С представленным прокурором в обоснование иска расчетом ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной вырубки лесных насаждений он ознакомился, с расчетом и размером ущерба согласен и не оспаривает.
Представитель третьего лица Администрации Тулунского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, о чем в деле имеются доказательства. Согласно поступившему заявлению, просили суд рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме.
Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, уведомленных судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, изучив исковое заявление, заявление ответчика о признании иска, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признания иска ответчиком, если оно противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре и т.д.
Согласно положениям ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 №138 (Приложение №. 1).
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 №948.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» министерство лесного комплекса Иркутской области реорганизовано в форме присоединения к нему службы по охране и использованию животного мира Иркутской области.
В соответствии с Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Задачами министерства лесного комплекса Иркутской области являются, в том числе осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области.
Согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 948, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия).
Статьёй 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Как установлено в судебном заседании из представленного акта о лесонарушении №49 от 18.10.2021 Милехин А.В. 25.02.1987г.р. 16.10.2021 в квартале №7 выделах №3,7 технического участка №7 Тулунского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству совершил незаконную рубку лесных насаждений: 10 сырорастущих деревьев породы сосна до степени прекращения их роста в лесном массиве, площадь лесонарушения 0,5 га, объем древесины 6,12 м/куб. В судебном заседании ответчик содержание акта подтвердил.
В силу п.1 ст.4 Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: в том числе и леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об охоте») определено, что охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты.
Согласно положениям Федерального закона «Об охоте» (ст.1,7) охотничьими угодьями являются территории в границах, которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, то есть к охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (или могут обитать) дикие звери, и которые могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства.
Согласно ст.4 Федерального закона «О животном мире» в пределах территории РФ является государственной собственностью.
В соответствии с законодательством о животном мире компенсации подлежит вред, причиненный объектам животного мира и среде обитания животных. Законодательство о животном мире не содержит характеристики вреда, причинение которого дает право на получение компенсации в установленном порядке. Следовательно, противоправным может быть признано любое воздействие на животный мир, совершенное с нарушением установленного порядка пользования животным миром и повлекшее качественное изменение его состояния. Нарушение среды обитания животных выражается в форме уничтожения кормовых баз, загрязнения водных объектов и иного ухудшения среды обитания, которое может повлечь причинение вреда животному миру.
В силу ч.1 ст.1064 ГК РФ причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Частью 1 ст.56 Федерального закона «О животном мире» установлено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст.58 Федерального закона «Об охоте» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов,
В силу ч.1 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Положениями ст.101 ЛК РФ определено, что споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
Постановлением Тулунского городского суда Иркутской области от 28.04.2022, вступившим в законную силу 12.05.2022 по уголовному делу №1-66/2022 (УИД 38RS0023-01-2021-002850-33) в отношении Милехина Андрея Владимировича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.«г» ч.2 ст.260 УК РФ уголовное преследование и уголовное дело прекращено, Милехин А.В. освобожден от уголовной ответственности в соответствии со ст.75 УК РФ и ст.28 УПК РФ в связи с деятельным раскаянием. В ходе рассмотрения уголовного дела судом установлено, что Милехин А.В., 16.10.2021, находясь на участке лесного массива, расположенного на расстоянии 4 километров в северо-восточном направлении от д.**** в квартал № 7 выдел №3,7 технический участок №7 Тулунского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, географические координаты 54°27*43 с.ш., 100?45*51 в.д., категории – эксплуатационные леса, равнинная часть, в период времени с 20 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, незаконно, умышленно при помощи бензопилы марки «Штиль МС 180» спилил до прекращения роста 10 сырорастущих деревьев породы сосна, а именно: 2 дерева диаметром 20 см., 6 пней диаметром 24 см., 2 пня диаметром 32 см. и произвёл первичную обработку. Суд установил, что Милехин А.В. совершил незаконную рубку лесных насаждений породы «сосна» общим объемом 6,12 кубических метра, причинив государственному лесному фонду ущерб в крупном размере на сумму 50040 рублей 18 копеек. При рассмотрении уголовного дела Милехин А.В. в судебном заседании вину в предъявленном обвинении признал полностью, раскаялся в содеянном, в ходе предварительного расследования добровольно возместил причиненный преступлением ущерб.
В соответствии с ч.2 ст.100 ЛК РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Суду представлен расчет ущерба (вреда) охотничьим ресурсам, причиненный в результате незаконной рубки лесных насаждений Милехиным А.В. в квартале № 7 выделах №3,7 технический участок №7 Тулунского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, размер которого составил 139940,91 рублей. Судом представленный расчет проверен, признается правильным, ответчиком не оспорен. Расчет составлен уполномоченном лицом – начальником Нижнеудинского межрайонного отдела службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, выполнен по Методике исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 №948.
Требованиям ст.333.1 НК РФ определено, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе - плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Таким образом, судом в судебном заседании установлено, что Милехин А.В. причинил ущерб лесному фонду на 139940,91 рублей, что подтверждается расчетом ущерба (вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания причиненного в результате незаконной рубки лесных насаждений, который был направлен ответчику, проверен судом и признается верным (возражений на расчет ущерба ответчиком не представлено).
Добровольно Милехин А.В. причиненный ущерб не возместил, что подтвердил суду в судебном заседании, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о взыскании с ответчика суммы причиненного ущерба.
Часть 1 ст.46 БК РФ регулирует вопросы зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации штрафов и сумм принудительного изъятия, к которым относятся административные платежи и штрафы, неустойки, пени, сборы, санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе и лесного законодательства, то есть тех, которые назначены в качестве меры наказания (санкции) за правонарушение.
Вопросы же зачисления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, регулируются частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой они подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
С учетом изложенного, сумма ущерба, причиненного ответчиком Милехиным А.В. объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной вырубки лесных насаждений в размере 139940,91 рублей, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования «Тулунский район».
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от её уплаты. С учетом подлежащей взысканию с ответчика суммы ущерба, с учетом положений ч.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит уплате госпошлина в размере 3999 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Тулунский район» к Милехину Андрею Владимировичу о возмещении ущерба, причиненного объектам животного мира – удовлетворить.
Взыскать с Милехина Андрея Владимировича, родившегося ...... в ****, зарегистрированного по адресу: ****, ущерб, причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной вырубки лесных насаждений на участке лесных охотничьих угодий, расположенном в квартале №7 выделах №3,7 технического участка №7 Тулунского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству, размере 139940,91 рублей в пользу бюджета муниципального района муниципального образования «Тулунский район».
Взыскать с Милехина А.В. в местный бюджет государственную пошлину в размере 3999 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.
Судья А.О. Мицкевич
Мотивированное решение суда составлено 20.07.2022
Судья А.О. Мицкевич