Решение по делу № 2-586/2022 от 02.11.2022

         УИД 29RS0011-01-2022-000882-24    

Дело №2-586/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск              14 декабря 2022 года

    Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Беляковой Е.С.,

при секретаре Смеловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Рейн Т.С. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании назначить страховую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Рейн Т.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ГУ ОПФ) об обязании назначить страховую пенсию.

В обоснование требований указано, что __.__.______г. истец обратилась в ГУ ОПФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет на основании п. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», как родившей двух и более детей, при наличии страхового стажа не менее 20 лет и стажа в приравненных к районам Крайнего Севера местностям не менее 17 лет. Решением ГУ ОПФ от __.__.______г. истцу отказано в назначении пенсии по причине того, что при назначении пенсии по данному основанию учитываются дети, рожденные и воспитанные в России, тогда как дети Рейн Т.С. ФИО2, __.__.______г. года рождения и ФИО3, __.__.______г. года рождения были рождены на территории Эстонской ССР, входившей в состав СССР. Отказ пенсионного органа истец считает незаконным, поскольку ее дети имеют гражданство Российской Федерации, а действующее законодательство не содержит ограничений для принятия решения о назначении пенсии по заявленному ФИО1 основанию от места рождения детей.

Истец Рейн Т.С. участия в судебном заседании не приняла, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.

Ответчик представитель ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Архангельской области и НАО в судебном заседании не участвовал, в направленном в суд отзыве просили в удовлетворении иска Рейн Т.С. отказать.

Поскольку стороны извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 39 ч. 1 и 2 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

При определении права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 1 - 2 части 1 настоящей статьи не учитываются дети, в отношении которых застрахованное лицо было лишено родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление (ч. 3 ст. 32 Закона №400-ФЗ).

На основании ч. 3 ст. 35 Закона №400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Рейн Т.С. является матерью ФИО2, родившейся __.__.______г. в ЭССР, ФИО3, родившегося __.__.______г. в ЭССР и ФИО4, родившегося __.__.______г. в Харьковской области Украина.

Дети истца являются гражданами Российской Федерации на основании п. «а» ст. 18 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от __.__.______г., что подтверждается документами, выданными __.__.______г. паспортно-визовой службы к свидетельствам о рождении.

__.__.______г. Рейн Т.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет.

Решением ГУ ОПФ от __.__.______г. истцу отказано в назначении страховой пенсии.

Отказывая Рейн Т.С. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона №400-ФЗ ответчик исходил из недостижения ею установленного законом возраста и стажа для назначения такой пенсии; отказывая в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона - исходил из того, что международный договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой не содержит специальных норм, предусматривающих назначение досрочных пенсий с учетом наличия детей. Учитывая, что дети Рейн Т.С. __.__.______г. года рождения и __.__.______г. года рождения родились в Эстонской Республике, права на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона истец не имеет, так как такое право может быть осуществлено только с учетом детей, родившихся на территории Российской Федерации.

Между тем, с таким решением ответчика согласиться нельзя.

Юридически значимым обстоятельством по делу является факт рождения у истца детей во взаимосвязи с достижением установленного законом возраста и с имеющимся страховым стажем и стажем работы в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Для определения права на указанную пенсию место рождения детей (Российская Федерация или другое государство) значения не имеет, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение лиц, пенсионные права которых приобретены на территориях Российской Федерации, Эстонской Республики и Украины, регулируются Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

На основании Договора от 14.07.2011 за периоды стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Сторона назначает и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории.

В соответствии с нормами Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Таким образом, положениями заключенного 14.07.2011 между Российской Федерацией и Эстонской Республикой Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 31.01.2012 №1-ФЗ и вступившего в силу с 01.04.2012, не установлено каких-либо особенностей в признании права на пенсионное обеспечение лиц в зависимости от рождения детей на территории той или иной страны, в связи с чем при разрешении вопроса о назначении истцу пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона в части выполнения условия о рождении истцом двух и более детей оснований для применения норм международного договора у ответчика не имелось.

Закон РФ «О страховых пенсиях» также не ставит право женщины на назначение пенсии по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона, в зависимость от места рождения и воспитания детей.

Кроме того, для определения права Рейн Т.С. на досрочную пенсию ответчиком принят к зачету стаж, приобретенный истцом на территории Эстонской ССР, в том числе период, в который родились ее дети.

Доказательств, свидетельствующих о лишении истца родительских прав в отношении детей, как и доказательств, что в отношении ее детей было отменено усыновление, в материалы дела не представлено.

По сведениям индивидуального персонифицированного учета страховой стаж Рейн Т.С. составляет 28 лет 8 месяцев 3 дня, при требуемом стаже 20 лет, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет 19 лет 1 месяц 26 дней, при требуемом стаже не менее 17 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента 32.809.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом признаваемого ответчиком страхового стажа истца суд находит исковые требования о признании незаконным решения ГУ ОПФ РФ по Архангельской области и НАО от 20.10.2022 и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган с 07.10.2022 подлежащими удовлетворению.

При подаче искового заявления Рейн Т.С. уплачена государственная в размере 300 рублей.

    В порядке, предусмотренном ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Рейн Т.С. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об обязании назначить страховую пенсию удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от __.__.______г. № *** об отказе в установлении (выплате) пенсии.

Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) назначить Рейн Т.С. (паспорт РФ *** досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с __.__.______г..

Взыскать с государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) в пользу Рейн Т.С. (паспорт РФ ***) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.

*** порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Белякова

2-586/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рейн Татьяна Сергеевна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по Архангельской области и НАО
Суд
Красноборский районный суд Архангельской области
Судья
Белякова Елена Сергеевна
Дело на странице суда
krasnsud.arh.sudrf.ru
02.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2022Передача материалов судье
09.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее