Председательствующий по делусудья Гусманова И.С. | Дело № 33-3776/2024(дело в суде 1 инст. № 2-1115/2024) УИД 75RS0001-02-2023-009902-52 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.
судей краевого суда Погореловой Е.А. и Радюк С.Ю.
при секретаре Истоминой Т.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 ноября 2024 г. гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов К.Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности предоставить техническое средство реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Центрального районного суда г. Читы от 26 февраля 2024 г., которым постановлено:
Исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (ИНН 7536008244) обеспечить К.Е.А., <Дата> г.р. (СНИЛС №) техническим средством реабилитации противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором), противопролежневой подушкой воздушной в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (ИНН 7536008244) в пользу К.Е.А., <Дата> г.р. (СНИЛС №) компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор 27 декабря 2023 г. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на результаты проверки информации, поступившей из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о гражданах с инвалидностью, в том числе несовершеннолетних, необеспеченных техническими средствами реабилитации. В ходе проверки было установлено, что К.Е.А., <Дата> г.р., ребенок-инвалид, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации №<Дата>/2023 от 17 марта 2023 г. является получателем государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе в виде: туторов на лучезапястный сустав, локтевой сустав, на всю руку, коленный сустав, голеностопный сустав, на всю ногу, комплекта функционально-эстетической одежды для инвалидов, в том числе с парной ампутацией верхних конечностей, противопролежневого матраца воздушного с компрессором, ортопедической обуви сложной на утепленной подкладке и ортопедической обуви без утепленной подкладки. 31 августа 2023 г. в Отделении фонда пенсионного и социального страхования по Забайкальскому краю законный представитель истца Петрякова И.С. оформила заявление о предоставлении вышеуказанных технических средств реабилитации, однако до настоящего времени К.Е.А. не обеспечена вышеуказанными техническими средствами реабилитации ввиду длительного проведения процедуры закупки с целью заключения государственного контракта. Несвоевременное обеспечение К.Е.А. техническими средствами реабилитации приводит к ухудшению состояния её здоровья и не позволяет пройти комплексную программу реабилитации, что отрицательно сказывается на процессе восстановления здоровья и социальной адаптации, нарушает право на социальную защиту инвалида, охрану здоровья, защиту прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем несовершеннолетней причинен моральный вред. Прокурор просил обязать ОСФР по Забайкальскому краю незамедлительно обеспечить К.Е.А. техническими средствами реабилитации, а именно: тутором на лучезапястный сустав, локтевой сустав, на всю руку, коленный сустав, голеностопный сустав, на всю ногу, комплектом функционально-эстетической одежды для инвалидов, в том числе с парной ампутацией верхних конечностей, противопролежневым матрацем воздушным с компрессором, ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке и ортопедической обувью без утепленной подкладки. Взыскать с ответчика пользу К.Е.А. компенсацию морального вреда 300 000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласился ответчик, представитель по доверенности Баранчугова И.В. в апелляционной жалобе просит решение суда в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда отменить. Ссылаясь на нормы постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» указывает, что оснований для возложения на ОСФР по Забайкальскому краю обязанности по компенсации К.Е.А. компенсации морального вреда не имеется. Каких-либо нарушений её прав со стороны ответчика в части обеспечения техническими средствами реабилитации, не выявлено. Отделение принимает все необходимые меры по обеспечению К.Е.А. техническими средствами реабилитации. Судом не учтен характер деятельности ответчика, поскольку денежные средства Фонда находятся в федеральной собственности, являются частью бюджета России, имеют строго целевое назначение и направленность. Следовательно, использование бюджетных средств Фонда не по целевому назначению, в том числе на выплату морального вреда, приведут к прямому нарушению бюджетного регулирования.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Рыжкина Е.И. указывает, что К.Е.А. 5 мая 2024 г. обеспечена противопролежневой подушкой воздушной, противопролежневым матрацем воздушным(с компрессором), что подтверждается соответствующими документами.
В возражениях на апелляционную жалобу межрайонный прокурор Бундаев Б.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» Забайкальского края, где находится материальный истец К.Е.А. – Петрякова И.С., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, об отложении дела не просила.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
После принятия апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции и до вынесения апелляционного определения от Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Бундаева Б.А., а также от директора ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» Забайкальского края Петряковой И.С. поступили заявления об отказе от иска в части обеспечения несовершеннолетней К.Е.А. техническими средствами реабилитации.
Обсудив заявленные ходатайства, выслушав прокурора Чадову Е.А., поддержавшую заявленные ходатайства об отказе от части исковых требований, представителя ОСФР по Забайкальскому краю Баранчугову М.В., не возражавшую против принятия судом апелляционной инстанции отказа от иска в части, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с абзацем 5 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (пункт 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
При принятии отказа от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Поскольку отказ от иска в части, выраженный Петровск-Забайкальским межрайонным прокурором Бундаевым Б.А., а также от директором ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» Забайкальского края Петряковой И.С. в письменной форме не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа от иска прокурору и директору учреждения, где находится несовершеннолетняя понятны, судебная коллегия не находит оснований к его отклонению.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
С учетом приведенных норм процессуального закона, производство по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов К.Е.А. к ОСФР по Забайкальскому краю в части возложения обязанности предоставить техническое средство реабилитации, подлежит прекращению, а в части взыскания компенсации морального вреда дело подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Проверяя решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для её взыскания в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К.Е.А. является ребенком-инвалидом, в связи с чем, согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации № 317,11.75/2023, разработанной 21.08.2023, нуждается в технических средствах реабилитации в виде: туторов на лучезапястный сустав, локтевой сустав, на всю руку, коленный сустав, голеностопный сустав, на всю ногу, комплекта функционально-эстетической одежды для инвалидов, в том числе с парной ампутацией верхних конечностей, противопролежневого матраца воздушного с компрессором, ортопедической обуви сложной на утепленной подкладке и ортопедической обуви без утепленной подкладки (л.д.12-20).
Законным представителем Костроминой – Петряковой И.С. 31 августа 2023 г. направлено ответчику заявление об обеспечении его указанными техническими средствами реабилитации (л.д.21).
По состоянию на 27 декабря 2023 г. материальный истец не была обеспечена техническими средствами реабилитации: противопролежневым матрацем воздушным с компрессором, противопролежневой подушкой воздушной.
Полагая нарушенными права материального истца на социальную защиту как инвалида, охрану здоровья, прокурор обратился в интересах К.Е.А. с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению материального истца техническими средствами реабилитации: противопролежневым матрацем воздушным с компрессором, противопролежневой подушкой воздушной, не обеспечена. Учитювая данное обстоятельства, исходя из длительности необеспечения техническими средствами реабилитации, посчитал возможным частично удовлетворить требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами, приведенными в судебном решении, об удовлетворении исковых требований о взысканиии компенсации морального вреда по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В пункте 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктами «а» и «д» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил (абзац 4 пункта 5 Правил).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (абзац 6 пункта 5 Правил).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
По выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть пятнадцатая статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. №57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Аналогичные положения предусмотрены в пункте 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. №603н, вступившего в силу 27 октября 2023 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (с 1 января 2023 г. Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. №57н (действовавшим на дату обращения с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации – 31 июля 2023 г.), приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. №603н (действующим с 27 октября 2023 г.).
Таким образом, в случае необеспечения К.Е.А. по каким-либо причинам техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. №57н, а, начиная с 27 октября 2023 г., в порядке, предусмотренном приказом Минтруда России от 26 июля 2023 г. №603н.
Суду апелляционной инстанции ответчик представил пояснения и дополнительные доказательства, из содержания которых следует, что К.Е.А. на основании заявления от 31.08.2023 г. и в соответствии с ИПРА №<Дата>/2023 от 21.08.2023 г. являлась получателем государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе в виде противопролежневой подушки воздушной, противопролежневого матраца воздушного (с компрессором).
На дату подачи представителем К.Е.А. заявления весь объем данных технических средств реабилитации в рамках ранее заключенного государственного контракта №243/23 от 9 марта 2023 г. на поставку противопролежневых матрацев, противопролежневых подушек (исполнен 5 сентября 2023 г.) был распределен между ранее обратившимися получателями.
Закупки технических средств реабилитации ОСФР по Забайкальскому краю осуществляются в соответствии с планом-графиком, согласно п.1 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В целях проведения процедур закупок 16.03.2023, 14.04.2023 ОСФР по Забайкальскому краю в адрес Центрального Аппарата Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации направлялись письма с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
07.06.2023, 01.09.2023 ОСФР по Забайкальскому краю доведены дополнительные бюджетные ассигнования, после чего проведена работа по внесению изменений в план-график закупок, сбору ценовой информации, расчету и обоснованию НМЦК проведению процедур закупок (данный факт подтверждается скриншотом размещенного аукциона на официальном сайте закупок) по результатам которых заключен государственный контракт №722/23 от 05.10.2023. Согласно календарному плану товар должен быть поставлен в течение 20 дней с даты заключения Государственного контракта. 25 октября 2023 г. К.Е.А. разработана новая ИПРА №.101.Э.75/2023, ввиду этого обеспечение противопролежневой подушкой воздушной, противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором) на основании заявления от 31 августа 2023 г. и в соответствии с ИПРА №<Дата>/2023 от 21 августа 2023 г. в рамках заключенного государственного контракта №722/23 от 5 октября 2023 г. не представлялось возможным.
15 января 2024 г. в адрес ОСФР по Забайкальскому краю поступило заявление от законного представителя К.Е.А. на предоставление государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе в виде противопролежцевой подушки воздушной, противопролежневого матраца воздушного (с компрессором) в соответствии с ИПРА №. 26 февраля 2024 г. ОСФР по Забайкальскому краю размещен запрос цен № 029110000Q424000112. Для проведения закупки на поставку противопролежневых матрацев, противопродежневых подушек ОСФР по Забайкальскому краю опубликован заказ №7426567 от 13 марта 2024 г. в электронном магазине rts-tender.ru. 20 марта 2024г. ОСФР по Забайкальскому краю заключен государственный контракт №163/24 на их поставку. Согласно календарному плану товар должен быть поставлен с даты заключения Государственного контракта в течение 30 дней. 22 апреля 2024 г. ОСФР по Забайкальскому краю проведена выборочная проверкапоставляемого товара. Согласно отчетной документации Костромина Е.А. обеспечена 5 мая 2024г. противопролежневой подушкой воздушной, противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором) (л.д.145-146).
Таким образом, уполномоченный орган предпринял все необходимые действия, направленные на обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации, а сторона истца, в свою очередь, не была лишена права, в соответствии с действующим порядком, самостоятельно приобрести необходимые технические средства реабилитации, обратившись впоследствии к уполномоченному органу за компенсацией расходов, то есть, права материального истца на социальное обеспечение и охрану здоровья нарушены не были.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (пункт 1).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (абзац 1 пункта 2).
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основания взыскания компенсации морального вреда определяются главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из заявлений прокурора и законного представителя несовершеннолетней К.Е.А., ОСФР по Забайкальскому краю предприняло все необходимые действия, направленные на обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации.
Исходя их имеющихся в деле доказательств, сроки предоставления технических средств реабилитации были обусловлены их предоставлением в порядке очередности поступающих заявлений, заключением и исполнением соответствующих государственных контрактов.
Из изложенного следует, что права материального истца на социальное обеспечение и охрану здоровья ответчиком нарушены не были.
При отсутствии нарушений ответчиком личных неимущественных прав либо посягательств на нематериальные блага истца, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с отказом в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 321, 326.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Принять отказ Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора, законного представителя ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» Забайкальского края Петряковой И.С., действующей в интересах К.Е.А. от части исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации - противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором), противопролежневой подушкой воздушной.
Решение Центрального районного суда г. Читы 26 февраля 2024 г. в указанной части отменить.
Производство по гражданскому делу по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов К.Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности предоставить техническое средство реабилитации - противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором), противопролежневой подушкой воздушной прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Это же решение в части удовлетворения исковых требований прокурора в интересах К.Е.А. о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю компенсации морального вреда отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2024 г.