УИД 91RS0012-01-2024-001016-88
Дело №2-1207/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 июня 2024 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,
при секретаре – Лебединской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Керченский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>), в котором просит признать бездействие ОСФР по <адрес> относительно рассмотрения заявления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать ОСФР по <адрес> рассмотреть указанное заявление ФИО1 Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику посредством почтового отправления заявление о назначении страховой пенсии по старости и копии необходимых документов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», которое было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, однако ответ о назначении пенсии на данное заявление истцу представлен не был. Указанное бездействие ответчика истец полагает нарушающим его право на назначение пенсии, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца ФИО1 – адвокат ФИО4, действующий на основании ордера, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие его доверителя, в котором также просил удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ОСФР по <адрес>, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела его отсутствие, в котором также просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частями 1, 5 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно статье 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ определено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу положений статьи 21 Федерального закона №400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 августа 2021 года №546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил граждане подают заявление об установлении пенсии непосредственно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по своему выбору.
Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по почте.
Заявление об установлении пенсии может быть подано в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в случае, если между территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Форма такого заявления об установлении пенсии предусмотрена приложением №1 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года №16п (пункт 20 Административного регламента).
Вышеуказанный Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее соответственно - ПФР, пенсия, государственная услуга, Административный регламент) определяет порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги (пункт 1 Административного регламента).
В соответствии с положениями пунктов 2, 10, 12 Административного регламента, государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации (далее - граждане).
Государственную услугу предоставляет ПФР через свои территориальные органы.
Результатом предоставления государственной услуги в зависимости от поданного заявления является: назначение пенсии либо отказ в назначении пенсии; перевод с одной пенсии на другую либо отказ в переводе с одной пенсии на другую; перерасчет размера пенсии либо отказ в перерасчете размера пенсии.
Рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе (пункт 13 Административного регламента).
Пунктом 19 Административного регламента установлено, что для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 22 - 38, 40 - 42, 48 Административного регламента.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ гола ФИО1 направил в адрес Клиентской службы (на правах отдела) в <адрес> с заявлением в произвольной форме о назначении и доставке страховой пенсии с приложением копий следующих документов: паспорт, СНИЛС, реквизиты для доставки пенсии (л.д.50, 52-53). Данное заявление было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50, 53 об., 54).
Вместе с тем данное заявление ФИО1 не соответствует форме заявления об установлении пенсии, предусмотренной приложением № к вышеприведенному Административному регламенту.
На данное заявление истца ОСФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ гола дан ответ (л.д.49-49 об.), согласно которому истцу разъяснено, что ранее он ДД.ММ.ГГГГ обращался в клиентскую службу (на правах отдела) в <адрес> с заявлением о заблаговременной подготовке документов на пенсию согласно статье 8 Федерального закона №400-ФЗ и формирования макета выплатного дела с целью дальнейшего назначения страховой пенсии по старости. К заявлению были предоставлены следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации; диплом об обучении; военный билет; трудовая книжка. Распиской-уведомлением ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уведомлен о подаче заявления на назначение пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ через электронный сервис «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте СФР, либо путем обращения в клиентскую службу предварительно записавшись на прием с обязательным указанием темы приема. Также истец был уведомлен об открытии счета в банке для перечисления пенсии на банковскую карту. Заявление о назначении страховой пенсии по старости, заявление о доставке пенсии установленного образца, в ОСФР по <адрес> от ФИО1 не поступало. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> истцу были направлены вызовы о необходимости подачи заявлений о назначении и доставке пенсии. Дополнительно разъяснено истцу, что заявление, направленное в ОСФР по <адрес> в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не может быть принято во внимание для назначения и доставки страховой пенсии.
Таким образом, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, поданное им в ОСФР по <адрес> в произвольной форме, было рассмотрено ответчиком в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на него был дан ответ. Заявление об установлении пенсии по форме, предусмотренной приложением № к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №п, от ФИО1 в ОСФР по <адрес> не поступало, доказательств обратного суду не представлено и судом в ходе рассмотрения настоящего дела не добыто.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных истцом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А. Киселевич