УИД 59RS0011-01-2023-004679-24
Дело № 33-7557/2024
(номер дела в суде первой инстанции 2-825/2024)
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 08 августа 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Пермь 01 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л.Н.,
судей Хузяхралова Д.О., Братчиковой М.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березники к администрации города Березники, Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Березники о признании результатов аукциона незаконными, об истребовании государственного имущества из чужого незаконного владения, о возложении обязанности,
по апелляционным жалобам управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники, Березниковского городской Думы Пермского края, администрации города Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 6 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Хузяхралова Д.О., выслушав пояснения представителя истца Захарова Е.В., представитель ответчиков администрация города Березники, Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники Холодкова А.В., представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Бородулина Д.С., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
установила:
прокурор г. Березники в интересах Российской Федерации прав, защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом его уточнения (л.д.131), к администрации г.Березники, УИЗО администрации г.Березники, в котором просил:
истребовать из незаконного владения администрации г.Березники Пермского края в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства с кадастровыми номерами **:1530; **:1531, входящие в состав лесного фонда Березниковского лесничества, Романовского участкового лесничества, квартала **;
обязать администрацию **** инициировать мероприятия по внесению изменений в решение Березниковской городской Думы Пермского края от 28 июля 2021 года №123 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Город Березники» Пермского края», а также в постановление администрации г. Березники от 13 августа 2021 года № 01-02-1044 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Березники» Пермского края», исключив из границ с. Романово МО «Город Березники» земельные участки, входящие в состав лесного фонда Березниковского лесничества, Романовского участкового лесничества, с кадастровыми номерами **:1530, **:1531, с последующими внесением сведений об этом в регистрирующем органе;
признать результаты проведенного 15 мая 2023 года аукциона, по итогам которых со З1. заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами **:1530 и **:1531, недействительными.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Березники проведена проверка исполнения администрацией г. Березники требований законодательства об общих принципах местного самоуправления, земельного, градостроительного и лесного законодательства. В рамках проведенной проверки по формированию и предоставлению в аренду земельных участков с кадастровыми номерами **:1530 и **:1531 установлено, что 15 мая 2023 года органом местного самоуправления проведены торги в электронной форме на площадке «Сбербанк АСТ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Участие в торгах приняли З1. и Т., по результатам которых победителем торгов (как предложивший наибольший годовой размер арендной платы), признан З1. с которым заключены договоры аренды земельных участков. Установлено, что граница населенного пункта **** с находящимися в настоящее время в его границах земельными участками с кадастровыми номерами **:1530 и **:1531 утверждена решением Совета депутатов Романовского сельского поселения от 25.07.2011 № 141. На кадастровом учете состоит с реестровым номером **. Из представленных ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Березниковское лесничество сведений следует, что по материалам лесоустройства 2018 года, введенного в действие 30 мая 2022 года и по регламенту Березниковского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.10.2022 № 30-01-02-1293 (в редакции приказа от 18.01.2023 № 30-01-02-18), вступившем в действие с 1 января 2023 года, участки с кадастровыми номерами **:7, **:1459, **:1530, **:1531, **:1461 входят в состав лесного фонда Березниковского лесничества, Романовского участкового лесничества, квартала **, **. По материалам лесоустройства 1999 года вышеперечисленные участки также входили в состав лесного фонда Березниковского лесничества, Романовского участкового лесничества (Романовское), квартала 236, 237. Перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в данных кварталах не было. Рослесхоз специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений. Несоблюдение установленной процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой являются лесные ресурсы, в связи с чем необходимо принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 6 февраля 2024 года (в дате решения допущена описка, указано 06 февраля 2023 года) исковые требования прокурора города Березники Пермского края удовлетворены частично. Из незаконного владения администрации г.Березники Пермского края в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства с кадастровыми номерами **:1530; **:1531, входящие в состав лесного фонда Березниковского лесничества, Романовского участкового лесничества, квартала 264. Результаты проведенного 15 мая 2023 года аукциона, по итогам которых со З1. заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами **:1530 и **:1531, признаны недействительными. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, управление имущественных и земельных отношений администрации г. Березники, Березниковая городская Дума, администрация г. Березники обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят постановленное решение отменить.
В обоснование доводов апелляционных жалоб управления имущественных и земельных отношений администрации г. Березники, администрации г. Березники указано, что требование прокурора города Березники о признании недействительными результатов проведенного 15 мая 2023 года аукциона, по итогам которого со З1. заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами **:1530 и **:1531 является производным от требования об истребовании у администрации **** из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами **:1530 и **:1531 и в качестве самостоятельного требования привести к восстановлению нарушенного права или к реальной защите законного интереса не может. Кроме того, в соответствии с пунктами 1,2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в течении одного года. Полагает, что выводы Березниковского городского суда Пермского края в отношении сроков исковой давности по требованию Прокурора города Березники являются неверными. Считает, что течение срока исковой давности по заявленным требованиям исчисляется не с момента, когда собственнику земель лесного фонда стало известно о постановке на учет спорных земельных участков, а с момента, когда Рослесхозу стало известно о включении земель на кадастровый учет. Ссылается на то, что граница с. Романово не изменялась и соответствует постановлению Правительства Пермского края от 23 декабря 2020 года № 95 «Об утверждении предложений комиссии по определению границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков, а также определению местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов на территории МО образования «Город Березники» относительно поселка Расцветаево, села Романово, поселка Дзержинец, деревни Турлавы, деревни Пешково, села Березовка, села Пыскор, поселка Лемзер, поселка Вогулка, поселка Лысьва, поселка Шемейный, поселка Орел». С даты утверждения Романовского сельского поселения Решением Совета депутатов Романовского сельского поселения от 25 июля 2011 № 41 до момента вынесения решения Березниковского городского суда Пермского края 6 февраля 2023 года по делу **/2024 прошло более 12 лет. В указанный период спорные земельные участки входили в границы населенного пункта с. Романово, населенный пункт с. Романово в составе со спорными земельными участками вошел в состав муниципального образования «Город Березники», в отношение земельных участков осуществлялось владение, пользование и распоряжение, осуществлялось их содержание, МО «Город Березники» принимались документы территориального планирования, документация по планированию территории, осуществлялись кадастровые работы, устанавливались территориальные зоны, заключены договоры аренды спорных земельных участков, на спорных земельных участках построены и зарегистрированы объекты индивидуального жилищного строительства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Березниковская городская Дума указывает, что судом не дана оценка доводам заявителя о том, что иск предъявлен ненадлежащим ответчиком. При отказе в удовлетворении ходатайства о пропуск истцом срока исковой давности не применены положения пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», согласно которым в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества. Обращает внимание на то, что при удовлетворении иска в части самостоятельного требования о признания результатов аукциона недействительным в нарушение части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не указаны нормы материального права, которые подлежали применению к данным правоотношениям. Судом не дана оценка доказательствам о подтверждении воли истца на переход и нахождение во владении ответчика спорных участков (документам о согласовании проекта Генерального плана муниципального образования «Город Березники» Пермского края и вносимых в него изменений путем утверждения новой редакции), представленных ответчиками в обоснование возражений по требованию об истребовании государственного имущества из незаконного владения; в судебном решении не приведены фактические обстоятельства дела по действиям ответчиков в части проведения согласительных процедур, предусмотренных частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установленные судом, не указаны мотивы, по которым суд отверг приведенные ответчиками доводы.
Относительно доводов апелляционных жалоб от прокурора г. Березники, министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поступили возражения, в которых заявлено об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам жалоб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 16 июля 2024 года, объявлен перерыв до 01 августа 2024 года.
Представитель ответчиков администрации города Березники, Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники Холодков А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции на удовлетворении апелляционных жалоб настаивал по доводам, изложенным в них; в свою очередь, представитель истца Захаров Е.В., представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Бородулин Д.С. возражали против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 15 мая 2023 года органом местного самоуправления проведены торги в электронной форме на площадке «Сбербанк АСТ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.54).
Победителем торгов, с которым заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами **:1530, **:1531 стал З1. (л.д.55-57).
Граница населенного пункта с. Романово Усольского района Пермского края с находящимися в настоящее время в его границах земельными участками с кадастровыми номерами **:1530 и **:1531 утверждена решением Совета депутатов Романовского сельского поселения от 25 июля 2011 года № 141. На кадастровом учете состоит с реестровым номером **.
В соответствии с Законом Пермского края от 21 июня 2018 года № 252-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Усольского муниципального района, путем объединения с муниципальным образованием «Город Березники» г.Березники объединился с Усольским муниципальным районом (4 поселения: Усольское городское поселение, Орлинское, Романовское и Троицкое сельские поселения (далее - СП) в одно муниципальное образование «Город Березники» Пермского края (с сохранением статуса 75 населенных пунктов).
Документы по согласованию и утверждению границ с. Романово Усольского района с Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз), а также подтверждающие согласование с Рослесхозом включение в границы данного населенного пункта земельных участков из земель лесного фонда на момент объединения с Усольским муниципальным районом в администрацию г.Березники не передавались.
Из представленных ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» Березниковское лесничество сведений следует, что по материалам лесоустройства 2018 года, введенного в действие 30 мая 2022 года и по регламенту Березниковского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25 октября 2022 года № 30-01-02-1293 (в редакции приказа от 18.01.2023 № 30-01-02- 18), вступившем в действие с 1 января 2023 года, участки с кадастровыми номерами **:7, **:1459, **:1530, **:1531, **:1461 входят в состав лесного фонда Березниковского лесничества, Романовского участкового лесничества, квартала 263, 264.
По материалам лесоустройства 1999 года вышеперечисленные участки
также входили в состав лесного фонда Березниковского лесничества, Романовского участкового лесничества (Романовское), квартала **, **. Перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в данных кварталах не было (л.д.34).
Включение лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы с. Романово, входящего в состав муниципального образования «Город Березники», в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, существляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.
26 июля 2023 года прокуратурой г. Березники выдано предписание Главе города Березники – главе администрации г. Березники об устранении нарушений федерального законодательства, которое не устранено (л.д.67).
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Романовского участкового лесничества Березниковского лесничества зарегистрировано в 2004 году (кварталы **, ** в нумерации предыдущего лесоустройства Романовского участкового лесничества Березниковского лесничества 1998), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.124).
По материалам лесоустройства 2018 года кварталы, указанные выше имеют нумерацию квартал № **, квартал № ** Романовского участкового лесничества Березниковского лесничества Пермского края.
Согласно выпискам ЕГРН об объекте недвижимости от 28 сентября 2023 года, земельный участок с кадастровым номером **:1530 поставлен на кадастровый учет 27 февраля 2023 года; земельный участок с кадастровым номером **:1531 поставлен на кадастровый учет 1 марта 2023 года, с отнесением к категории земель населенных пунктов (л.д. 203-220).
На указанных земельных участках с кадастровыми номерами **:1531, **:1530, зарегистрированы жилые дома (**:1547, **:1546), принадлежащие на праве собственности К., дата регистрации – 4 декабря 2023 года, З2., дата регистрации – 14 августа 2023 года, соответственно (л.д. 233-237, 215-218).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции, исходил из того, что земельные участки **:1530, **:1531 лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, были неправомерно включены в границы с.Романово и предоставлены органом местного самоуправления на аукционе, поскольку включение в границы с. Романово генеральным планом муниципального образования «Город Березники» Пермского края осуществлено в нарушение требований действующего федерального законодательства, предусматривающих обязательное согласование такого проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора сторонами не оспаривается, в связи с чем не подлежит проверке в силу диспозитивности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражения на них, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации протокол о результатах торгов имеет силу договора. При рассмотрении споров о признании недействительными торгов, суд руководствуется правилами о признании недействительными сделок.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не требует признания ее таковой в судебном порядке.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском послужил вывод об отнесении арендованных З1. земельных участков с кадастровыми номерами 59:37:0890101:1530 и 59:37:0890101:1531 к землям лесного фонда и отсутствие у администрации полномочий на предоставление данных участков в его пользование.
В соответствии со статьей 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с нормами земельного законодательства органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3.3 Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером **:1530 поставлен на кадастровый учет 27 февраля 2023 года; земельный участок с кадастровым номером **:1531 поставлен на кадастровый учет 1 марта 2023 года, с отнесением к категории земель населенных пунктов (л.д. 203-220).
Факт расположения земельных участков, переданных в аренду З1. по договора аренды, заключенным по результатам проведенного 15 мая 2023 года аукциона, в границах лесного фонда подтверждается материалами дела и фактически сторонами не оспаривается.
Из материалов дела следует, что перевод земель лесного фонда в квартале № 264 Романовского участкового лесничества Березниковского лесничества Пермского края в «земли населённых пунктов» не согласовывался федеральном агентством лесного хозяйства (Рослесхоз), уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений.
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что включение в границы с. Романово генеральным планом муниципального образования «Город Березники» Пермского края осуществлено в нарушение требований действующего федерального законодательства, предусматривающих обязательное согласование такого проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), что подтверждается Постановлением Конституционного суда Российской Федерации 22 сентября 2023 года № 45-П по делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как верно отметил суд первой инстанции, одной из целей согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является проверка соответствия его содержания в части включения в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда законодательству в сфере лесных отношений. Данная процедура согласования соответствует особенностям правового режима лесного фонда, вытекающим из его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом.
Таким образом, если предполагается изменение территории населенного пункта путем включения в нее земель лесного фонда, необходимо согласовывать это с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, поскольку утверждение генерального плана влечет перевод земель из одной категории в другую. В связи с этим орган местного самоуправления не вправе приступить к утверждению проекта генерального плана без положительного заключения на проект. При неполучении в установленный срок положительного заключения он обязан проявлять инициативу в получении сведений относительно подготовки заключения на проект, направленный на согласование в уполномоченный орган государственной власти. Этому корреспондирует обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти отправить соответствующее заключение ненаправленный ему проект генерального плана в установленный законом срок.
Учитывая пересечение границ, перечисленных выше спорных земельных участков с границами земель лесного фонда, указанные земельные участки не могут быть отнесены к категории земель «Земли населённых пунктов» без соблюдения установленной законом процедуры их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, включая обязательное согласование Рослесхоза.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал, что земельные участки **:1530, **:1531 лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, были неправомерно включены в границы с.Романово и предоставлены органом местного самоуправления на аукционе.
Доводы апелляционных жалоб, со ссылкой на постановление Конституционного суда Российской Федерации 22 сентября 2023 года № 45-П по делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда не являются. Из материалов дела следует, что З1. осуществлял строительство объектов на данных земельных участках в период проведения прокурором проверки, о которой ему было известно. Спорная территория (лесной фонд) представляет для жителей населенного пункта существенное значение, о чем свидетельствуют проводимые пикеты и подписи жителей в пользу сохранения леса.
То обстоятельство, что спорная территория длительное время входила в состав населенного пункта, само по себе основанием для отказа в удовлетворении требований не является. Спорные земельные участки сформированы впервые в 2023 году в целях проведения спорного аукциона; указанная территория, как следует из представленных фотоматериалов, покрыта лесными насаждениями.
Доводы апелляционных жалоб о том, что администрацией г.Березники разработан проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Город Березники» Пермского края; 29 июня 2023 года указанный проект размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для прохождения процедуры согласования; 16 августа 2023 года в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования Министерством экономического развития РФ размещено сводное заключение о согласии с проектом внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Город Березники» Пермского края от 14.08.2023 № 29067-СН/Д27и, в том числе на основании заключения Рослесхоза; решением Березниковской Думы в генеральный план муниципального образования «Город Березники» от 16 ноября 2023 года №508 внесены изменения, были предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно отклонены, судом апелляционной инстанции установлено, что в настоящее время перевод спорных земельных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов Рослесхозом не согласован.
Довод заявителя апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд с настоящим иском, который необходимо исчислять не с даты формирования земельных участок, а с издания приказа Федерального агентства лесного хозяйства 31 июля 2018 года № 627 «Об установлении границ Березниковского лесничества в Пермском крае», отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями статей 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Как установлено судом первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами **:1530, **:1531 поставлены на учет 27 февраля 2023 года и 01 марта 2023 года, соответственно, аукцион по спорным земельным участкам проведен в мае 2023 года, зарегистрированы на З1. в июне 2023 года, прокурор обратился суд с иском в сентябре 2023 года, то есть в срок, не превышающий исковую давность, в связи с чем суд первой инстанции пришел правильному выводу об отсутствии оснований считать пропуск истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении в части требований прокурора. При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не усматривает.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом не допущено. Изложенные в обжалуемом решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на положениях действующего законодательства.
Оценка представленных в дело доказательств в совокупности, произведенная судом апелляционной инстанции в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и доводов сторон, не позволила суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 6 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники, Березниковской городской Думы Пермского края, администрации города Березники – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.
Председательствующий: /подпись/.
Судьи: /подписи/.