дело № 2а-1036/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 года г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Авраменко О.В.,
при помощнике Федорчук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов города Орла Алехиной Юлии Олеговне, судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов города Орла Горохову Дмитрию Владимировичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области о признании незаконным бездействия судебного пристава,
установил:
ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» (далее ООО «СААБ») обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов города Орла (далее Железнодорожный РОСП г. Орла) Горохову Д.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области (далее УФССП России по Орловской области) о признании незаконным бездействия судебного пристава, указывая, что с целью принудительного исполнения судебного решения о взыскании задолженности в пользу ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» в Железнодорожный РОСП г. Орла был предъявлен исполнительный документ № 2-75/19, выданный мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Орла о взыскании задолженности в размере 88 360,28 руб. с должника Гаруля П.К.
17.05.2019 г. судебным приставом-исполнителем Гороховым Д.В. возбуждено исполнительное производство № 25060/19/57003-ИП.
По состоянию 23.06.2021 г. задолженность перед ООО «СААБ» должником Гаруля П.К. не погашена и составляет 88 360,28 руб.
13.05.2020 г. судебным приставом-исполнителем Гороховым Д.В. на основании ст.ст.6, 14, 68, 98, 99 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» было вынесено постановление об удержании из доходов должника и копия исполнительного документа направлена по месту предполагаемых удержаний.
В соответствии с ч. 3 ст.98 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», лица, выплачивающие должнику заработанную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю.
Однако, в нарушение ч. 3 ст. 98 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», денежные средства из доходов не удерживаются, на расчетный счет взыскателя не поступают.
Считает, что судебный пристав-исполнитель Железнодорожный РОСП г. Орла Горохов Д.В. проявляет бездействие в реализации предоставленных ему полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 12 ФЗ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», которая наделяет его правом проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств. Указанное право пристава корреспондирует с ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», п. 16 ч. 1 ст. 64 которого относит подобные проверки к числу исполнительных действий, уточняя, что они могут проводиться не то по заявлению взыскателя, но и по инициативе судебного пристава-исполнителя.
Тем самым, судебный пристав-исполнитель допускает факт волокиты при исполнении судебного решения, что привело к нарушению прав взыскателя ООО «СААБ» на своевременное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренных ст.2 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», задолженность должника Гаруля П.К. не погашена и составляет 88 360,28 руб.
Бездействие судебного пристава носит длящийся характер, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ, срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек.
Жалоба в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу по то же предмету, указанному в подаваемом административном исковом заявлении не подавалась, действия, направленные на примирение, не предпринимались.
Просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава -исполнителя Железнодорожный РОСП г. Орла Горохова Д.В. в рамках исполнительного производства №-ИП, выраженное в непринятии мер принудительного исполнения, направленных на своевременное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренных ст.68, ч.1 ст.98 и ч.2 ст. 99 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», а именно: отсутствие контроля за правильностью удержания и перечисления денежных средств из доходов должника. В целях восстановления нарушенных прав ООО «СААБ» просит обязать судебного пристава -исполнителя Железнодорожный РОСП г.Орла Горохова Д.В. принять меры принудительного исполнения для своевременного и полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренных п.16 ч.1 ст.64 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», а именно: провести проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу; в случае выявления факта нарушения порядка правильности удержания и перечисления денежных средств из доходов должника и в целях восстановления нарушенных прав административного истца обязать судебного пристава -исполнителя Железнодорожного РОСП г.Орла Горохова Д.В. произвести мероприятия по перечислению денежных средств взыскателю, удержанных из ежемесячных доходов должника.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве административного соответчика был привлечен судебный пристав-исполнитель Алехина Ю.О., в качестве заинтересованных лиц ООО «Газпром межрегионгаз Орел», ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала «Квадра» - «Орловская генерация», ООО «ЖЭУ № 27».
Представитель административного истца ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав -исполнитель Железнодорожного РОСП г. Орла Алехина Ю.О. исковые требования не признала.
Заинтересованное лицо Гаруля П.К. в судебном заседании при разрешении спора полагался на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, в котором также просил в удовлетворении требований отказать.
Представители заинтересованных лиц ООО «Газпром межрегионгаз Орел», ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала «Квадра» - «Орловская генерация», ООО «ЖЭУ № 27» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава -исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями),если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи,-на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).В судебном заседании установлено следующее.
На основании исполнительного документа-судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Орла ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом -исполнителем Железнодорожного РОСП г. Орла возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Гаруля П.К., взыскатель по которому ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности», предмет исполнения-задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 88360,28 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Орла Алехиной Ю.О. исполнительные производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, объединены в сводное с присвоением №-ИП -СД.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В силу п. 1 ст.13 Федерального закона 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах " судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с п. 1 ст.12 ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Исходя из положений ч.1, ч.8 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом -исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Закон наделяет судебного пристава-исполнителя широким кругом полномочий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, примерный перечень которых содержится в данной статье и не является исчерпывающим; судебный пристав -исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов; принятие решений о видах и последовательности исполнительных действий относится к усмотрению и исключительной компетенции судебного пристава -исполнителя, зависит от обстоятельств конкретного исполнительного производства.
Статьей 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены меры принудительного исполнения.
Как усматривается из материалов дела, в рамках сводного исполнительного производства в отношении должника Гаруля П.К., с целью установления имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись запросы в банки о наличии лицевых, расчетных, депозитных, ссудных и иных счетов, о наличии денежных средств и иных ценностей на указанных счетах, запросы в ГИБДД, ГУВМ МВД России, Пенсионный фонд на получение сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица, Росреестр о предоставлении сведений о зарегистрированных за должником Гаруля П.К. объектах недвижимого имущества, получены ответы.
07.07.2021 г. было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (обращения взыскания на заработную плату).
Административный истец в административном иске указывает, что судебным приставом-исполнителем было допущено бездействие, а именно: отсутствие контроля за правильностью удержания и перечисления денежных средств из доходов должника.
В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Доказательства соблюдения этих требований закона административным ответчиком представлены. Материалами дела подтверждено, что необходимые действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а также меры принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем совершались.
Согласно положениям ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом, выбор мер принудительного воздействия, а также период времени для совершения исполнительных действий предоставлен самому судебному приставу-исполнителю, действующим законодательством не предусмотрен период времени, когда и какие исполнительные действия судебному приставу следует совершать.
Из сведений, представленных судебным приставом-исполнителем следует, что Гаруля П.К. находился в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области и полученный доход за период с января по март 2021 года составил 8 127,60 руб. Иных доходов у должника установлено не было.
Следовательно, оснований для проведения судебным приставом - исполнителем проверки правильности удержания и перечисления денежных средств взыскателю в порядке п. 16 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» не имелось.
Решение о признании решений, действий (бездействия) незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В данном случае, не проведение судебным приставом-исполнителем проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту в соответствии с п.16 ч.1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве», не свидетельствует о бездействии судебного пристава -исполнителя, поскольку оснований для проведения такой проверки судебным приставом -исполнителем не установлено, взыскатель к судебному приставу -исполнителю с ходатайством о проведении указанной проверки, как следует из материалов исполнительного производств, не обращался. Выбор мер принудительного воздействия, а также период времени для совершения исполнительных действий предоставлен самому судебному приставу-исполнителю, действующим законодательством не предусмотрен период времени, когда и какие исполнительные действия судебному приставу следует совершать. В процессе рассмотрения дела установлено, что судебный пристав-исполнитель не бездействовал.
Необходимо отметить, что недостижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата не свидетельствует о его бездействии, также не свидетельствует и о бездействии пристава нарушение двухмесячного срока по исполнению решения суда, поскольку данный срок не является пресекательным, а служит лишь организационной процедурой для должностных лиц службы судебных приставов-исполнителей в целях быстрейшего исполнения исполнительных документов. Исполнительные действия проводятся и по истечении данного срока, в соответствии со ст. 47ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено, а административным истцом суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе ООО «СААБ» в удовлетворении административного иска, а в отношении судебного пристава-исполнителя Горохова Д.В. по тем основаниям, что у него на исполнении исполнительное производство не находилось с 17 мая 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов города Орла Алехиной Юлии Олеговне, судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов города Орла Горохову Дмитрию Владимировичу Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области о признании незаконным бездействия судебного пристава, - отказать
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 20 сентября 2021 года.
Судья О.В. Авраменко