Дело № 2-295/2014 18 апреля 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Невской Н.С.,
при секретаре судебного заседания Эйдус Н.В.,
с участием истицы Кошкиной Л.Г., ее представителя Тихонова С.Ю.,
представителя ответчика Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Сапачук С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошкиной Л.Г. к Комитету социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, Федеральной службе по труду и занятости об обязании выплатить компенсацию в счет возмещения вреда здоровью,
У С Т А Н О В И Л:
Кошкина Л.Г. обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области и Федеральной службе по труду и занятости, указывая на то, что является вдовой ветерана подразделений особого риска, то есть ее (истицы) умершего мужа К., который являлся инвалидом первой группы с установленной причинной связью инвалидности. Кошкин Н.Е. имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи радиационным воздействием при исполнении служебных обязанностей в составе подразделений особого риска. 12.07.1999 К. умер. Поскольку она (истица) ко дню смерти супруга находилась на его иждивении, просит обязать Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области выплатить ей компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в размере, установленном постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1189, с последующей компенсацией (л.д. 1-2, 44-48).
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования, просила обязать ответчиков назначить ей компенсацию с момента смерти супруга (л.д. 108).
Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Сапачук С.П. в судебном заседании исковые требования не признала, указывая на то, что на данный момент у истицы нет никаких прав на получение льготы, поскольку льгота если и выплачивалась, то только самим ветеранам, каковым истица не является.
Представитель ответчика Федеральной службе по труду и занятости в судебное заседание не явился, о слушание дела извещен, в заявлении в адрес суда просил рассматривать дело в его отсутствие. Исковые требования Кошкиной Л.Г. не признал (л.д. 116, 117).
Определением суда от 10.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет социальной защиты населения Ленинградской области (л.д. 84), представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, в письменном отзыве возражал против удовлетворения требований Кошкиной Л.Г. (л.д. 113, 118).
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела К. являлся инвалидом первой группы с установлением причины инвалидности «увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действия подразделений особого риска» (л.д. 4-5, 6, 7, 57-65).
12 июля 1999 года К. умер (л.д. 8).
Кошкина Л.Г. является супругой К. с 08.01.1973 (л.д. 12)
Согласно пункту 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года № 385-0 приведена правовая позиция, согласно которой, предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС либо ее последствий, и, не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 было распространено действие положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше Постановление Верховного Совета Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия.
В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, перечисленных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.
Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также конституционной обязанности государства на признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 1 января 2005 года, также являются законными и обоснованными, независимо от времени развития заболевания (установления инвалидности) и времени обращения пострадавших в соответствующие органы за возмещением вреда (статьи 1, 2, 7, 19 (часть 1), 42, 55 (часть 2), 53, 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 2005 года № 385-0, неприменима к возникшим правоотношениям, поскольку предметом рассмотрения в указанном определении являлось право самих граждан из подразделений особого риска, а не членов их семей.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.
Согласно пункту 2 данного Постановления лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 этого же Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 названного Закона.
Абзацем 4 пункта 2 названного Постановления установлены меры социальной поддержки для семей, потерявших кормильца из числа граждан подразделений особого риска, предусмотренные пунктами 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 как в его первоначальной редакции, так и в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предусматривает предоставления членам семей умерших инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска ежемесячной денежной компенсации, установленной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Кошкиной Л.Г. основаны на неправильном толковании норм права.
Кроме того, следует отметить, что предоставление льгот и компенсаций, предусмотренных вышеуказанными нормативными актами, осуществляется на основании удостоверений установленного образца.
Из материалов дела следует, что Кошкина Л.Г. обратилась выдачей удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, указанных в подпунктах «а»-«д» пункта 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2123, 15 июня 2010 года (л.д. 103-105), а за предоставлением льгот – 25 ноября 2013 года, то есть в период действия вышеуказанных нормативных актов в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Следовательно, истица решила воспользоваться своим правом на льготы в период действия закона в новой редакции.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Кошкиной Л.Г.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░