Дело № 12-93/2015
РЕШЕНИЕ
20 октября 2015 года с. Турочак
Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Долматова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Турочакского района Республики Алтай на постановление административной комиссии муниципального образования «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» от 24 июня 2003 года № 12-8, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения,
установил:
Прокурор Турочакского района обратился в суд с протестом на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 указывая, что данным постановлением по делу об административном правонарушении ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» от 24 июня 2003 года № 12-8, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения. Данное постановление прокурор считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, в связи с нарушением процессуальных требований, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении. В нарушение ч. 2 ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 не был своевременно извещен о месте и времени рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении, в связи с чем, нарушены его права, предусмотренные ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. В нарушение п. 3 ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении ФИО1, его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, не разъяснены, соответствующая запись в протоколе отсутствует. В нарушение п. 4 ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 не представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. В нарушение п. 4.1 ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 не извещен о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении в течение трех дней со дня составления указанного протокола ФИО1 не направлена. Также главой МО «<данные изъяты>» ФИО2 незаконно составлен протокол в отношении ФИО1, так как МО «<данные изъяты>» государственными полномочиями в данной сфере не наделено, администрация МО «<данные изъяты>» не подчиняется МО «<данные изъяты>». Данные полномочия относятся к ведению МО «<данные изъяты>». В протесте прокурор просит вышеуказанное постановление отменить и материалы по делу об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением, не известил суд об уважительных причинах неявки в судебное заседание, не просил об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель административной комиссии муниципального образования «<данные изъяты>» ФИО3 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, согласно поступившим до начала судебного заседания заявления просил о рассмотрении дела в его отсутствие, протест прокурора Турочакского района признал в полном объеме.
Судья, с учетом мнения прокурора Турочакского района Республики Алтай, полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие надлежащим образом извещенных, неявившихся лиц.
Прокурор Турочакского района Республики Алтай Устюгов Р.В. в судебном заседании поддержал протест по основаниям, указанным в нем.
Заслушав прокурора Турочакского района Республики Алтай, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Алтай «Об административных комиссиях», принятого Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24 июня 2003 года № 12-11, задачами административных комиссий являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение дела в точном соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» от 24 июня 2003 года № 12-8, порядок привлечения к административной ответственности, производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Важными условиями обеспечения законности при рассмотрении административного дела, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания являются соблюдение требований ст. ст. 3.1., 3.3., 3.5., 4.1., 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ч. 1 ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, являющийся собственником домашнего крупнорогатого скота (коровы) с биркой <данные изъяты>, допустил нахождение купно-рогатого скота ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 13 минут на территории <данные изъяты> в <адрес>, чем нарушил п. 5.2.7., п. 5.2.9. Правил содержания домашних животных, скота и птицы на территории муниципального образования «<данные изъяты>», запрещающие производить выпас домашнего скота на улицах, газонах, дворовых площадках, местах отдыха населения; устанавливающие осуществление перегона животных на индивидуальные места выпаса владельцами этих домашних животных.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6. настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В представленных материалах дела об административном правонарушении отсутствуют данные о надлежащем извещении лица, в отношении которого рассматривалось дело об административном правонарушении, ФИО1, чем нарушено право последнего на участие при рассмотрении дела об административном правонарушении.
На основании ч. 1 ст. 25.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о направлении по месту жительства ФИО1 по адресу: <адрес>, извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Также из оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, административной комиссией не разрешался вопрос о надлежащем или ненадлежащем извещении ФИО1, кроме того, вопрос о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие лица, в отношении которого рассматривалось дело об административном правонарушении, административной комиссией не разрешался.Иных доказательств, подтверждающих, что ФИО1 был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении каким-либо способом, предусмотренным законодательством, обеспечивающим фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, в судебное заседание представлено не было.
В соответствии с ст. 4.1 Закона Республики Алтай «Об административных комиссиях», принятого Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24 июня 2003 года № 12-11 количественный и персональный состав административных комиссий утверждается решением представительных органов городского округа и муниципальных районов. Административные комиссии создаются на срок полномочий представительных органов местного самоуправления.
Согласно ст. 5 Закона Республики Алтай «Об административных комиссиях», принятого Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24 июня 2003 года № 12-11 административные комиссии образуются в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и не менее четырех членов административной комиссии. Председатель, заместитель председателя и секретарь административной комиссии избираются членами административной комиссии. К полномочиям председателя административной комиссии относится подписание постановления и определения по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции комиссии настоящим Законом.
Оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ подписано исполняющим обязанности председателя административной комиссией муниципального образования «<адрес>» ответственным секретарем комиссии ФИО4 Однако в судебное заседание не были представлены доказательства, подтверждающие, что ФИО4 была избрана членами административной комиссией как исполняющая обязанности председателя и наделена полномочиями на подписание постановления и определения по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно п. 4 ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе предоставить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с п. 4.1 ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не разъяснены, соответствующая запись в протоколе отсутствует. ФИО1 не предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. ФИО1 не извещен о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, копия протокола об административном правонарушении в течение трех дней со дня составления ФИО1 не направлена.
Согласно ст. 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1. и частями 2 и 3 статьи 19.20. в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 104 Закона Республики Алтай от 24.06.2003 № 12-8 «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» протоколы об административных правонарушениях, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, составляют должностные лица органов местного самоуправления в Республике Алтай, перечень которых определяется муниципальными правовыми актами представительных органов городского округа и муниципальных районов Республики Алтай.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Таким образом, главой МО «<данные изъяты>» ФИО2 незаконно составлен протокол в отношении ФИО1, так как МО «<данные изъяты>» государственными полномочиями в данной сфере не наделено, администрация МО «<данные изъяты>» не подчиняется МО «<данные изъяты>». Данные полномочия относятся к ведению МО «<данные изъяты>».
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются не устранимыми при рассмотрении жалобы на постановление. При изложенных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что постановление административной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным и подлежащим отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2,9, 24,5 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что постановление административной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отмене, административное правонарушение было совершено ДД.ММ.ГГГГ, на момент вынесения данного решения срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ст. 9 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» от 24 июня 2003 года № 12-8, истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Протест прокурора Турочакского района Республики Алтай удовлетворить.
Постановление административной комиссии муниципального образования «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» от 24 июня 2003 года № 12-8, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» от 24 июня 2003 года № 12-8, в отношении ФИО1, прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в порядке и в сроки установленные статьями 30.2.-30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.И. Долматова