Решение по делу № 2а-599/2020 от 06.05.2020

<данные изъяты>

№ 2а-599/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск                                           26 июня 2020 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области,

в составе: председательствующего судьи – Петелиной М.С.,

при секретаре – Сириной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела № 2а-599/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области к Барсукову Дмитрию Владимировичу о взыскании транспортного налога, земельного налога, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России №8 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском к Барсукову Д.В. о взыскании транспортного налога, земельного налога, пени.

Заявленные требования мотивированы тем, что согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области Барсуков Д.В. в 2015 г. являлся собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 28.12.1992 г.; по адресу: <адрес> кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 01.01.1993 г., дата утраты права 27.05.2015 г.

    Налоговой инспекцией Барсукову Д.В. был начислен земельный налог за 2015 г. в сумме 191 рубль ОКТМО 71715000 в сумме 30 рублей, ОКТМО 71656435 и пени в сумме 45 копеек и 0,07 копеек, на уплату земельного налога направлено налоговое уведомление №63658359 от 25.08.2016 г.

В связи с неуплатой в установленный срок земельного налога, в адрес Барсукова Д.В. направлено требование от 09.12.2016г. №21859. До настоящего времени земельный налог Барсуковым Д.В. не оплачен.

Согласно сведениям ГИБДД Барсуков Д.В. в 2015 г. являлся собственником транспортных средств: автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 21.01.2004 г.; автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN:, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 05.06.1996 г.; автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN:<данные изъяты>, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 26.10.2001 г.; автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN:, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 14.06.2007 г.

Налоговой инспекцией Барсукову Д.В. был начислен транспортный налог за 2015г. в сумме 5600 рублей и пени в сумме 13 рублей 07 копеек, на уплату налога и пени направлено налоговое уведомление №63658359 от 25.08.2016 г. В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога, в адрес Барсукова Д.В. направлено требование от 09.12.2016г. №21859. До настоящего времени транспортный налог и пени Барсуковым Д.В. не оплачен.

04.02.2020г. налоговой инспекцией было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Барсукова Д.В. транспортного налога за 2015 г. в сумме 5600 рублей и пени в сумме 13 рублей 07 копеек, земельного налога ОКТМО 71715000 за 2015 г. в сумме 191 рубля и пени в сумме 0,45 копеек, земельного налога ОКТМО 71656435 за 2015 г. в сумме 30 рублей и пени в сумме 0,07 копеек, общая сумма задолженности составляет 5834 рубля 59 копеек.

10.02.2020г. мировым судьей судебного участка №3 Ялуторовского судебного района Тюменской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Барсукова Д.В. транспортного налога за 2015 г. в сумме 5600 рублей и пени в сумме 13 рублей 07 копеек, земельного налога ОКТМО 71715000 за 2015 г. в сумме 191 рубля и пени в сумме 0,45 копеек, земельного налога ОКТМО 71656435 за 2015 г. в сумме 30 рублей и пени в сумме 0,07 копеек, общая сумма задолженности составляет 5834 рубля 59 копеек, в связи с истечением срока, установленного ст.48 НК РФ.

Указывает, что налоговым органом был пропущен срок подачи заявления в суд по причине большого объема работы, сокращенных сроков на обращение в суд установленных законом, времени, требуемого для подготовки административного иска и выполнения обязательных процессуальных действий.

В связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 8 по Тюменской области просит признать причину пропуска срока на обращение в суд уважительной и восстановить пропущенный срок, взыскать с Барсукова Д.В. транспортный налог за 2015 г. в сумме 5600 рублей и пени в сумме 13 рублей 07 копеек, земельного налога ОКТМО 71715000 за 2015 г. в сумме 191 рубля и пени в сумме 0,45 копеек, земельного налога ОКТМО 71656435 за 2015 г. в сумме 30 рублей и пени в сумме 0,07 копеек, общая сумма задолженности составляет 5834 рубля 59 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлены о времени, месте и дате рассмотрения дела, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Суд признаёт неявку представителя административного истца не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Административный ответчик Барсуков Д.В. в судебное заседание не явился, место его нахождения неизвестно. В этой связи, в соответствии с положениями ч.3 ст. 54 КАС РФ, для защиты его интересов судом назначен адвокат Романов А.А.

Представитель административного ответчика Барсукова Д.В. – адвокат Романов А.А., выступающий на основании ордера № 001885 от 26.06.2020 г., с административным иском Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Барсукову Д.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, пени, не согласен. Указывает, что, несмотря на то, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие доводы истца, место нахождения ответчика неизвестно, а достаточных доказательств розыска Барсукова Д.В. суду не представлено.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд находит требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений указанной статьи.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст.388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, согласно п. 3 ст. 396 НК РФ, исчисляется налоговыми органами.

В силу п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

        Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктов 1, 5 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что Барсуков Д.В. с 28.12.1992г. по настоящее время является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка с 01.01.1993 г. по 27.05.2015 г., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями об имуществе налогоплательщика – физического лица Барсукова Д.В., представленными налоговым органом. (л.д. 33).

В связи с тем, что Барсуков Д.В. является плательщиком земельного налога и налога на имущество, ему был начислен налог на имущество 2015 г. в сумме 191 рубль ОКТМО 71715000 в сумме 30 рублей, ОКТМО 71656435 и пени в сумме 45 копеек и 0,07 копеек, на уплату земельного налога направлено налоговое уведомление №63658359 от 25.08.2016 г. со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 г.

В связи с неуплатой указанных налогов в установленный в налоговом уведомлении срок, Барсукову Д.В. (согласно представленному расчету) были начислены пени по земельному налогу за 2015 г. в сумме 45 копеек и 0,07 копеек (л.д.19-20).

09.10.2016 административному ответчику выставлено требование №21859 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.12.2016 – об уплате в срок до 13.02.2017 г. недоимки по земельному налогу за 2015 г. в сумме 221 рубля 00 копеек, которое направлено налогоплательщику заказным письмом (л.д. 28,37).

Судом установлено, что административный ответчик является собственником транспортных средств: автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 21.01.2004 г.; автомобиля <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 05.06.1996 г.; автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN:<данные изъяты>, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 26.10.2001 г.; автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска, VIN:, государственный регистрационный знак , дата регистрации права 14.06.2007 г. (л.д.32).

    В соответствии с установленными ставками налогоплательщику Барсукову Д.В. начислен транспортный налог и направлено налоговое уведомление №63658359 от 25.08.2016 г. о начислении транспортного налога за 2015 г. в сумме 5 600 рублей со сроком уплаты до 01.12.2016 г. (л.д.24).

    Сведения о направлении Барсукову Д.В. указанного налогового уведомления в материалах дела не имеется.

В связи с неуплатой транспортного налога в установленный в налоговом уведомлении срок, Барсукову Д.В. (согласно представленному расчету) были начислены пени по транспортному налогу за 2015 г. в сумме 13 рублей 07 копеек (л.д.20).

09.12.2016 г. административному ответчику выставлено требование №21859 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.12.2016 – об уплате в срок до 13.02.2017 г. недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в сумме 5 600 рублей 00 копеек, которое направлено налогоплательщику заказным письмом (л.д. 28,37).

Согласно абз. 1 п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие направление ответчику требования по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога за 2014 г.

В силу п. 1 ст. 397 и п. 1 ст. 409 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 393, ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Исходя из этого, начисленный административному ответчику транспортный налог и земельный налог за 2015 г. год подлежал уплате до 13.02.2017г.

Доказательств уплаты налога за 2015г. год административным ответчиком не представлено.

В силу п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно абз.1 и абз.3 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

            Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ срока для обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу.

При подаче настоящего административного искового заявления представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд о взыскании с Барсукова Д.В. земельного налога и транспортного налога за 2015 г. и пени, по причине большого объема работы налоговой инспекции, сокращенных сроков на обращение в суд, установленных законом, времени, требуемого для подготовки административного иска и выполнения обязательных процессуальных действий, с учетом того, что срок пропущен незначительно.

Из материалов дела следует, что в требовании №21859 от 09.12.2016г. установлен срок исполнения до 13.02.2017г. В этой связи, применительно к положениям ч. 2 ст. 286 КАС РФ и абзацам 1, 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ последним днем обращения налоговой инспекции к мировому судье за взысканием недоимки является 13.09.2017 г.

Согласно материалам дела к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании недоимки и пени, инспекция обратилась 04.02.2020, то есть с пропуском установленного законом срока.

Поскольку приказ о взыскании налоговой недоимки не выносился мировым судьей, положения абз. 2 ч. 3 ст.48 НК РФ к спорным правоотношениям не могут быть применены, в связи с чем, последним днем подачи административного искового заявления является 13.09.2017 г. Административное исковое заявление поступило в суд 06.05.2020г.

Суд не усматривает уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, полагает, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, при этом учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

С учетом даты вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, подача административного искового заявления в суд последовала лишь 06.05.2020 года, то есть спустя более четырех месяцев с момента принятия определения, вследствие чего указанный период не может быть признан разумно необходимым налоговому органу для реализации права на обращение с иском в суд. Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, поскольку установленный законом срок для обращения налогового органа в суд за взысканием земельного и транспортного налога за 2015 г. истек, срок обращения в суд пропущен без уважительной причины и оснований для его восстановления не имеется, требования административного истца о взыскании с Барсукова Д.В. транспортного налога за 2015 г. в сумме 5600 рублей и пени в сумме 13 рублей 07 копеек, земельного налога ОКТМО 71715000 за 2015 г. в сумме 191 рубля и пени в сумме 0,45 копеек, земельного налога ОКТМО 71656435 за 2015 г. в сумме 30 рублей и пени в сумме 0,07 копеек, удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Барсукову Дмитрию Владимировичу о взыскании транспортного налога, земельного налога, пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд Тюменской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 01 июля 2020 года.

Судья<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья -                                                                                                  М.С. Петелина

2а-599/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 8 по Тюменской области
Ответчики
Барсуков Дмитрий Владимирович
Суд
Ялуторовский районный суд Тюменской области
Судья
Петелина Марина Сергеевна
Дело на странице суда
yalutorovsky.tum.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация административного искового заявления
06.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Подготовка дела (собеседование)
08.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2020Судебное заседание
28.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее