Дело № 33-1973/2015 Докладчик Бочкарев А.Е.
Судья Клокова Н.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Бочкарева А.Е.,
судей Фирсовой И.В. и Бондаренко Е.И.
при секретаре Карамновой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 16 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Гаврилова С.В. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 31 марта 2015 года, которым с него в пользу Захарова В.В. взыскана компенсация морального вреда в размере **** рублей.
Заслушав доклад судьи Бочкарева А.Е., объяснения Гаврилова С.В. и его представителя Гавриловой Л.В., просивших об удовлетворении жалобы, заключение прокурора Жуковой Ю.М., полагавшей снизить размер компенсации морального вреда, судебная коллегия
установила:
20 ноября 2013 года Гаврилов С.В., управляя автомобилем **** (****), совершил наезд на Захарова В.В., переходившего проезжую часть дороги по нерегулируемому пешеходному переходу в районе дома ****по ул. **** г. **** **** области.
В результате дорожно-транспортного происшествия Захаров В.В. получил телесные повреждения, повлекшие ****.
Причиной происшествия явилось нарушение Гавриловым С.В. п. 1.5,
п. 10.1 и п. 14.1 Правил дорожного движения РФ (водитель обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов).
Постановлением следователя СО ММ ОМВД РФ «Ковровский» от
19 марта 2014 года уголовное дело, возбужденное в отношении Гаврилова С.В., по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, прекращено вследствие акта об амнистии.
Захаров В.В. обратился с иском к Гаврилову С.В. о взыскании компенсации морального вреда в размере **** рублей.
В обоснование иска указал на то, что ранее обращался за компенсацией морального вреда к ответчику, между ними было утверждено мировое соглашение, по условиям которого ответчик выплатил компенсацию морального вреда в размере **** рублей. Однако после разрешения спора его состояние здоровья резко ухудшилось, произошла ****, в связи с чем он претерпел дополнительные физические и нравственные страдания.
Захаров В.В. и его представитель Ковбасюк А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Гаврилов С.В. и его представитель Евсеева Е.В. с иском не согласились, полагали, что компенсировали моральный вред в достаточном размере при заключении мирового соглашения.
Помощник Ковровского городского прокурора Былова Е.С. в заключении полагала требования истца подлежащими удовлетворению.
По делу принято указанное решение.
В апелляционной жалобе Гаврилов С.В. оспаривает решение в части размера взысканной с него компенсации морального вреда. Указывает на то, что суд не учел наличие мирового соглашения сторон по аналогичным требованиям, которое им исполнено. Обращает также внимание на его тяжелое материальное положение и полагает необходимым снизить размер денежной компенсации до **** рублей.
Захаров В.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что действия Гаврилова С.В., управлявшего автомобилем **** (****), повлекли вред здоровью Захарова В.В. при обстоятельствах указанного ДТП, в связи с этим обоснованно пришел к выводу о необходимости компенсации морального вреда за счет ответчика.
Судом учтено, что ранее Захаров В.В. обращался с иском к
Гаврилову С.В. о компенсации морального вреда. Определением суда от 2 июня 2014 года между сторонами утверждено мировое соглашение, по условиям которого ответчик обязался возместить истцу моральный вред в размере **** рублей. Обязательства по выплате денежной компенсации ответчиком исполнены.
По настоящему иску истцом заявлено новое основание компенсации морального вреда, заключающееся в дополнительных физических и нравственных страданиях, наступивших после утверждения мирового соглашения, связанных с ухудшением состояния здоровья (****).
При изучении медицинской документации суд установил, что течение травмы (****) после утверждения мирового соглашения осложнилось ****.
10 сентября 2014 года истцу установлена **** по общему заболеванию (последствия ДТП от 2013 года в виде ****, ****). Кроме того, 30 октября 2014 года
Захаров В.В. был госпитализирован в отделение ****ФГБУ «ПФМИЦ» Министерства здравоохранения России, а 14 ноября
2014 года ему произведена ****. На стационарном лечении истец находился с 30 октября 2014 года по
3 декабря 2014 года, затем проходил амбулаторное лечение.
В жалобе поставлен вопрос о снижении размера компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
При определении размера компенсации морального вреда в силу
ст. 1101 ГК РФ необходимо учитывать характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых причинен моральный вред, индивидуальные особенности потерпевшего, а также требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учитывал обстоятельства причинения вреда, характер телесных повреждений длительность лечения потерпевшего.
Вместе с тем, суд первой инстанции ошибочно указал на то, что оценивает длительность лечения в течение ****, фактически учитывая период лечения и на момент утверждения мирового соглашения, кроме того судом учтено причинение вреда здоровью в целом, тогда как оценке подлежали лишь последствия ухудшения состояния здоровья после заключения мирового соглашения.
В связи с этим решение суда в части размера компенсации морального вреда подлежит изменению, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Разумной и справедливой компенсацией морального вреда, связанного с ухудшением состояния здоровья потерпевшего после заключения мирового соглашения и лечения в связи с этим (состояние здоровья описано выше), с учетом перечисленных выше обстоятельств причинения вреда будет **** рублей.
Приведенный размер компенсации является разумным и справедливым в том числе и с учетом доводов заявителя жалобы о его материальном положении.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 31 марта 2015 года изменить в части размера компенсации морального вреда.
Взыскать с Гаврилова С. В. в пользу Захарова В. В.ча компенсацию морального вреда в размере **** (****) рублей.
В остальной части решение Ковровского городского суда Владимирской области от 31 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Гаврилова С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Бочкарев
Судьи И.В. Фирсова
Е.И. Бондаренко