Дело № 2а-4591/2015
Решение
Именем Российской Федерации
01 декабря 2015 года г. Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.,
при секретаре Головиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства дело по административному исковому заявлению Олейник М. С. о признании бездействия администрации муниципального образования «Котлас» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Олейник М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Котлас» (далее – администрация МО «Котлас») по непредставлению её дочери ...., __.__.__ года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении. В обоснование административного искового заявления указала, что административный ответчик не предоставляет её дочери место в дошкольном учреждении, чем нарушает право ребенка на получение образования и свидетельствует о неисполнении администрацией МО «Котлас» возложенных на нее обязанностей по решению вопросов местного значения в данной сфере. Просила признать незаконным бездействие администрации МО «Котлас» по непредставлению её дочери места в дошкольном образовательном учреждении и обязать администрацию МО «Котлас» обеспечить дочь местом в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Котласа в срок до __.__.__.
Административный истец Олейник М.С. в судебное заседание не явилась, в административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие.
Дело рассмотрено по правилам главы 33 Кодекса об административном судопроизводстве РФ в отсутствие административного истца и административного ответчика надлежащим образом извещенных, просивших рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам. В случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов, невыполнения возложенных на них обязанностей, органы местного самоуправления могут быть понуждены к совершению необходимых действий решением суда.
Ст. 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Аналогичные положения закреплены в статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение каждого правом на образование, в том числе дошкольное.
Из анализа указанных правовых норм следует, что реализация указанного права зависит от волеизъявления гражданина, при этом исходя из общего смысла закона, само право может быть ограничено исключительно в случаях, предусмотренных законом.
Закрепляя право на образование, в том числе право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Согласно подп. 1 ч. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование относится к общему образованию.
Ч. 2 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 этого же Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Муниципальное образование «Котлас» в соответствии со статьей 1 Областного закона № 258-внеоч. - ОЗ от 23 сентября 2004 года «О статусе и границах территорий муниципальных образований» наделено статусом городского округа.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, что предполагает наличие сети дошкольных образовательных учреждений для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
На основании ст. 4, подп. 13 ч. 1 ст. 5 и ст. 37 Устава муниципального образования «Котлас» администрация МО «Котлас» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Котлас» и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения МО «Котлас» в сфере организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории МО «Котлас».
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
При таких обстоятельствах, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Как следует из материалов дела, административный истец является матерью несовершеннолетней ...., __.__.__ года рождения, и как законный представитель __.__.__ обратилась с заявлением в Управление по социальным вопросам администрации МО «Котлас» о предоставлении своему ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Однако со стороны административного ответчика обязанность по обеспечению ребенка истца местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование.
Административному истцу фактически отказано в реализации права на получение образования его ребенку.
Исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению конституционного права несовершеннолетнего на образование не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Органы местного самоуправления обязаны принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае их недостаточности для устройства всех лиц, состоящих на учете заниматься их расширением. Реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения мест в дошкольных учреждениях.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В связи с этим, учитывая возраст ребенка, а также реальную возможность исполнения судебного акта, позицию сторон, суд считает, что требование административного истца о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении должно быть выполнено в срок до __.__.__.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 294 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Олейник М. С. о признании бездействия администрации муниципального образования «Котлас» по непредоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Котлас» по непредоставлению несовершеннолетней ...., __.__.__ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального образования «Котлас» организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетней ...., __.__.__ года рождения, путём приёма в муниципальное образовательное учреждение на территории города Котласа Архангельской области, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в срок до __.__.__.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий И.А. Мартынюк