Дело №2-8427/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2017 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Р.М.,
при секретаре Кондратьевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю, Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю, Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава – исполнителя от 14.03.2017 в рамках исполнительного производства №31573/16/24002-ИП, мотивируя требования тем, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 10.11.2015 на администрацию Тальского сельсовета возложена обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения вблизи МБОУ «Тальская СОШ», а именно:
- пешеходный переход обозначенный дорожными знаками 5.19.1/5.19.2 «Пешеходный переход», выполненными на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с требованиями п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», оборудовать светофором Т.7;
- у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги вдоль МБОУ «Тальская СОШ», с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, установить ограничивающие пешеходные ограждения;
- пешеходный переход, расположенный на участке дороги вдоль МБОУ «Тальская СОШ», оборудовать стационарным наружным освещением;
- основные дорожные знаки 1.23 «Дети», дублирующие дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1, указывающей протяженность участка возможного появления детей, выполнить на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;
- вдоль территории и на подходах к МБОУ «Тальская СОШ» оборудовать тротуары (пешеходные дорожки). Срок для исполнения установлен - 6 (шесть) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 14.03.2017 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Однако, в течение срока для добровольного исполнения требований, разрешить вопрос о бюджетном финансировании для принятия мер по устранению нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения не представилось возможным. Истцом предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, однако объективные обстоятельства не позволили исполнить требования исполнительного документа в срок. В связи с этим освобождение должника от уплаты исполнительского сбора согласуется с характером совершенного правонарушения и отсутствием его вины в неисполнении решений суда, администрация Тальского сельсовета Емельяноского района Красноярского края выполняет свои обязательства в рамках бюджетных средств, при этом в настоящее время решение суда исполнено частично, администрацией продолжается работа по выделению денежных средств на исполнение решения суда в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца администрации Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Стерехов В.Г. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика УФССП России по Красноярскому краю Харитонова Т.Б., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать, должником требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не исполнены, доказательств невозможности исполнения решения суда вследствие непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств судебному приставу-исполнителю в рамках исполнительного производства не представлено, в связи с чем, в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Представители Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, при этом судебным приставом-исполнителем Богомоловой Ю.Д. представлен отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, указала, что оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора не имеется. Судебный пристав – исполнитель на законных основаниях вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, поскольку решение суда в установленный срок должником исполнено не было.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 6 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Статьей 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, одним из оснований для принятия решения о взыскании исполнительского сбора является установление вины должника в невыполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Судом установлено, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 10.11.2015 на администрацию Тальского сельсовета возложена обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения вблизи МБОУ «Тальская СОШ», а именно:
- пешеходный переход обозначенный дорожными знаками 5.19.1/5.19.2 «Пешеходный переход», выполненными на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с требованиями п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», оборудовать светофором Т.7;
- у наземного пешеходного перехода, расположенного на участке дороги вдоль МБОУ «Тальская СОШ», с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, установить ограничивающие пешеходные ограждения;
- пешеходный переход, расположенный на участке дороги вдоль МБОУ «Тальская СОШ», оборудовать стационарным наружным освещением;
- основные дорожные знаки 1.23 «Дети», дублирующие дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1, указывающей протяженность участка возможного появления детей, выполнить на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;
- вдоль территории и на подходах к МБОУ «Тальская СОШ» оборудовать тротуары (пешеходные дорожки). Срок для исполнения установлен - 6 (шесть) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
27.09.2016 постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю на основании исполнительного листа ФС №007815318, выданного Емельяновским районным судом Красноярского края возбуждено исполнительное производство №31573/16/24002-ИП.
14.03.2017 судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю в рамках исполнительного производства №31573/16/24002-ИП вынесено постановление о взыскании с должника администрации Тальского сельсовета Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
23.05.2016 администрация Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и ООО «КРАСДОРЗНАК» на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключили муниципальный контракт №КР-178, согласно которого, ООО «КРАСДОРЗНАК» обязан передать в собственность администрации Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края дорожно-знаковую информацию согласно спецификации.
19.12.2016 решением Тальского сельского совета депутатов Емельяновского района Красноярского края №12-32-р утвержден бюджет на 2017-2019 годы, согласно которого, в виду отсутствия денежных средств, отказано в удовлетворении заявления главы Тальского Сельсовета Емельяновского района Красноярского края в части выделения финансирования на приобретение и установку светофоров, дорожных ограждений, оборудовании тротуаров вблизи МБОУ «Тальская СОШ».
15.01.2017 администрацией Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края направлено обращение в адрес Министерства транспорта Красноярского края о выделении финансирования бюджету сельсовета на обустройство пешеходного перехода вблизи МБОУ «Тальская СОШ», согласно сведений, поступивших из Министерства транспорта Красноярского края в 2017 году бюджету Емельяновского района Красноярского края предоставлена субсидия в размере 244,8 тысяч рублей, распределение данных средств между муниципальными образованиями внутри района относится к компетенции деятельности администрации Емельяновского района Красноярского края, с целью решения вопроса, указанного в обращении от 15.01.2017 за исх. № 16 предложено обратиться в администрацию Емельяновского района Красноярского края, при этом администрацией Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края направлялось обращение в адрес администрации Емельяновского района Красноярского края о выделении финансирования бюджету сельсовета на обустройство пешеходного перехода вблизи МБОУ «Тальская СОШ», согласно сведений, поступивших из администрации Емельяновского района Красноярского края, из районного бюджета в 2017 году на указанные выше работы выделение денежных средств из районного бюджета не представляется возможным.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Администрация Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, позволяют суду сделать вывод о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Должником предпринимаются меры к скорейшей организации работ по исполнению судебного акта из своих собственных ресурсов, в условиях бюджетного дефицита, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в неисполнении решения суда.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 N13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как указывалось выше, в соответствии со статьей 401 ГК РФ наличие вины обязательный элемент наступления ответственности за неисполнение обязательств.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что должник предпринял исчерпывающие меры для исполнения возложенных на него обязанностей, в связи с чем вина должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа отсутствует, исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю, Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию Тальского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю от 14.03.2017 в рамках исполнительного производства №31573/16/24002-ИП.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Р.М. Кузнецов