2а-4042/2020
66RS0001-01-2020-003992-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.06.2020 гор. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе судьи Черных О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Прокурора Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «В Контакте» о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта с адресом https://vk.com/solution_ekb, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор <адрес> г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет» на предмет размещения страниц с информацией, содержащей предложения в сфере миграционного учета иностранных граждан на территории Российской Федерации: постановка на миграционный учет по месту жительства (пребывания), оформление прописки и временной регистрации, получение «легальной» временной регистрации для иностранных граждан на возмездной основе.
В результате проверки установлено, что страница на сайте социальной сети «В Контакте» по адресу: https://vk.com/solution_ekb размещена информация, содержащая предложения в сфере миграционного учета иностранных граждан на территории Российской Федерации, а именно о получении постоянной и временной регистрации в Российской Федерации на возмездной основе без фактического проживания. Доступ к указанной странице свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с информацией может любой пользователь сети «Интернет». На данной странице изложено подробное описание оказываемых услуг, а также способов их оплаты и доставки товара, сообщается о наличии контактов с владельцами квартир и домов и возможности регистрации без фактического проживания.
В ходе проверки установить владельца сайта социальной сети «В Контакте» по адресу: https://vk.com/solution_ekb не представилось возможным. Указанный Интернет-ресурс предоставляет возможность свободного и безвозмездного доступа к вышеуказанным сведениям неограниченного круга лиц, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием сайта и воспользоваться оказываемыми услугами может каждый Интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. Ссылаясь на положения ст. 29.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», прокурор обратился в суд с указанным требованием.
В судебное заседание стороны, представитель заинтересованного лица не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.
В части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания (гл.33 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Федеральный закон № ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно частям 1, 2 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система – «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ, сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ, в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Частью 5 названной правовой нормы предусмотрено, что одним из оснований для включения в указанный реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно акту проверки соблюдения федерального законодательства помощника прокурора <адрес> г. Екатеринбурга Колпаковой О.С. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заданием Прокуроры Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации проверки исполнения законодательства в сфере миграции» был осуществлен мониторинг сети Интернет и выявлена страница на сайте социальной сети «В Контакте» по адресу: https://vk.com/solution_ekb, на которой размещена информация, содержащая предложения в сфере миграционного учета иностранных граждан на территории Российской Федерации, а именно постановка на миграционный учет по месту жительства (пребывания), оформление прописки и временной регистрации, получение «легальной» временной регистрации для иностранных граждан на возмездной основе. На странице https://vk.com/solution_ekb, находящейся в социальной сети «В Контакте», изложено подробное описание оказываемых услуг по получению временной регистрации в Российской Федерации на возмездной основе, а также способы их оплаты и доставки товара, сообщается о наличии контактов с владельцами квартир и домов и возможности регистрации без фактического проживания. Аналогичное усматривается из представленных скриншотов из указанного интернет-сайта.
В силу статьи 29.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с положениями п.п. 1, 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрено, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
Порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 указанного Порядка определено, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 322.3 УК РФ за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
При этом под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Информация, размещенная на сайте, по своему содержанию, способствует совершению действий, запрещенных законом, что позволяет в силу части 6 статьи 10 названного закона, признать её запрещенной к распространению.
Довод Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку надлежащим ответчиком является владелец интернет ресурса, судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, решения являющиеся основанием для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных, властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VIII данного кодекса.
Поскольку Роскомнадзор является уполномоченным органом по включению доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в Единый реестр, именно данный орган является заинтересованным лицом.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии законных оснований для признания вышеуказанных сведений информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела Интернет-сайт является действующим, находящаяся на нем информация доступна неограниченному кругу лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для ограничения доступа к странице https://vk.com/solution_ekb, размещенной в социальной сети «В Контакте», поскольку он содержит информацию, которая запрещена законом для распространения в Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180, 265.5, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ «░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: https://vk.com/solution_ekb ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.