Дело № 12-30/2016 (12-252/2015)
Р Е Ш Е Н И Е
12 февраля 2016 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи - Тумайкиной Л.П.,
При секретаре судебного заседания – Нагаевич Н.С.
Представителя управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Романенко С.С.
Представителя заявителя – адвоката Колягина В.В.,
Представителей управления земельного контроля Дереко А.А., Сушковой Д.Н.
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, вынесенном заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель и другие материалы,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ в Гагаринский районный суд города Севастополя поступила жалоба ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.8 КоАП РФ, вынесенном ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель по факту нецелевого использования земельного участка.
В жалобе ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенном заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель отменить как незаконное.
В обоснование заявленной жалобы указала, что постановление административным органом вынесено необоснованно, строение, возведенное на земельном участке, не является самовольной постройкой и используется по целевому назначению земельного участка в соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, уведомлена надлежащими образом.
Представитель заявителя – адвокат Колягин В.В. в судебном заседании доводы жалобы ФИО1 поддержал в полном объеме.
Представитель управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Романенко С.С., представители земельного контроля Сушкова и Дереко, а также специалист Подсмачный В.Н., из отдела государственного надзора просили постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО1- отклонить.
Суд, изучив материалы административного производства, имеющиеся доказательства в их последовательности и совокупности, доводы ФИО1, изложенные в жалобе, выслушав представителя заявителя, представителя управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, представителей земельного контроля и специалиста земельного надзора, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, площадью 153 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, ранее был предоставлен ФИО1 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственный построек и сооружений. В ходе проведенного обследования было установлено, что на земельном участке расположен двухэтажный капитальный объект недвижимого имущества, завершенный строительством с террасой на уровне второго этажа. Также было установлено, что на указанном земельном участке находится капитальное двухэтажное жилое строение с площадью застройки 113 кв.м. Указанный двухэтажный капитальный объект с террасой состоит из жилых помещений (апартаментов).
На основании проведенного обследования и составленного по данному факту протокола заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении собственника земельного участка ФИО1 с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей.
В соответствии с декларацией об объекте недвижимого имущества, представленной ФИО1 в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ указаны следующие данные об объекте недвижимого имущества: вид объекта – хозяйственная постройка; общая площадь – 182,4 кв.м.; этажность – 2 этажа; назначение объекта – нежилое; год создания – 2014.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник (пользователь) земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением
Как следует из ст. 12 закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций, лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организации, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Постановлением Правительства г. Севастополя № 202 от 07.08.2014 утвержден перечень документов, подтверждающих ранее возникшие права, к числу которых отнесены государственные акты (п.1 Перечня), свидетельства о праве собственности (п.3 Перечня), акт органа государственной власти или местного самоуправления (п.11 Перечня), заключенный гражданско-правовой договор (п.2 Перечня).
По смыслу ст.222 ГК РФ постройка считается самовольной при наличии совокупности нескольких признаков: постройка создана на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; постройка создана без получения на это застройщиком необходимых разрешений; постройка создана застройщиком с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами разрешение на строительство дома получено ФИО1 в установленном законном порядке.
Право собственности на жилой дом с хозяйственными постройками удостоверено согласно Свидетельства о праве собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленных материалов, право аренды ФИО1 на земельный участок, расположенный по <адрес> площадью 153 кв.м. (новый кадастровый номер №) сроком на 25 лет подтверждено утвержденным проектом отводом земельного участка (землеустройства) №, Решениями Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № и договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно указанным документам ФИО1 предоставлен земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек с отнесением с отнесением к категории земель жилой и общественной застройки.
Согласно п.9.2.1. договора аренды на земельный участок ФИО1 имеет право осуществлять капитальное строительство в соответствии с целевым назначением, проектной документацией и в соответствии с комплексной градостроительной экспертизой, согласованной управлением архитектуры и строительства, разрешением на строительство.
В соответствии с комплексным градостроительным заключением от 26.10.2004г. №, строительному паспорту и проекту ФИО1 было согласовано строительство индивидуального жилого дома с постройками в составе земель жилой и общественной застройки.
Как следует из представленных суду документов, после окончания строительства ФИО1 в установленном порядке подала Декларацию об окончании строительства недвижимого имущества, после чего ей Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя было выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ серии № о государственной регистрации права на 2-х этажную постройку площадью 182,40 кв.м., которые являются документами, подтверждающими создание объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст.6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношении на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22.07.2014) разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в переделах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Правовые и организационные основы планирования, застройки и другого использования территорий и направлений на обеспечение стабильного развития населенных пунктов с учетом общественных и частных интересов закреплены (в период осуществленного Заявителем строительства) в Законе Украины от 20.04.2000 №1699-111 «О планировании и застройке территорий». Статьей 19 названного Закона определено, что на территории населенного пункта соответствующим советом устанавливается режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд. Режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, устанавливается в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки. Режим застройки и иного использования земель, определенных для градостроительных нужд, учитывается при разработке землеустроительной документации.
Решением Севастопольского городского Совета от 18.11.1999 №392 утверждены Временные Правила использования и застройки территории г. Севастополя, являющиеся обязательными при принятии решений по выделению и изъятию земельных участков в г. Севастополе. В разделе 1.2 Правил предусмотрено, что все территории города Севастополя подразделяются на зоны в соответствии с функциональным назначением городских земель, предусмотренным Генеральным планом Севастополя.
В соответствии с частью второй раздела 7.2 Правил застройки выбор земельного участка для передачи его в собственность из государственных городских земель осуществляется в соответствии с Генеральным планом города, картой зонирования городской территории, Правилами, проектами планировки и застройки города. Генеральный плана города Севастополя, утвержденный решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает, что спорный земельный участок ФИО1 предназначен для жилой и общественной застройки.
В соответствии с п.п.7.4.1-7.4.4 Правил застройка территорий предусматривает осуществление нового строительства, реконструкцию, реставрацию, капитальные ремонт, благоустройство объектов градостроительства, расширение и техническое переоснащение предприятий (далее - строительство). Строительство должно осуществляться в соответствии с законодательством, государственными стандартами, нормами и правилами, настоящими Правилами, градостроительной и проектной документацией. Любой вид строительства объектов независимо от форм собственности на них, включая капитальный ремонт, пристройку, перестройку, реконструкцию, расширение, может осуществляться только с разрешения на это строительство.
Согласно Порядку принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.09.2004 № 1243 и от 05.08. 1992г. №449 принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов заключается в подтверждении государственными приемными комиссиями готовности к эксплуатации объектов нового строительства, реконструкции зданий и сооружений как жилищно-общественного. так и производственного назначения, инженерных сетей и сооружений, их инженерно-технического оснащения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документации, нормативных требований, исходных данных на проектирование.
Поскольку суд лишен возможности устанавливать законность издания документов органами власти Украины, в силу ст. 12 закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» поскольку административный ответчик не предоставил доказательств ничтожности или недействительности документов определяющих право истца на земельные участки и возведенные строения суд приходит к выводу, что на момент возведения и сдачу в эксплуатацию жилые дома и иные сооружения соответствовали требованиям действующего на тот момент законодательства, использование земельных участков отвечало целевому назначению, а конструкции зданий и сооружений отвечали требованиям соответствующих нормативов и правил.
Относительно не целевого использования земельного участка, суд исходит из следующего.
Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации серия № выданного Федеральной миграционной службой ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, местом зарегистрированного проживания ФИО1 указан дом <адрес>.
Согласно ст. ст. 209. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением и другим имущество в соответствии с его назначением.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. № ГКПИ08-1851, пунктом 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2014 года (судебная практика по административным делам) обращается внимание на то, что при правовом регулировании должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. №20-П, от 24 мая 2001 г. № 8-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 23 апреля 2004 г. № 9-П, от 4 декабря 2003 г. № 415-0, от 15 февра1я 2005 г. № 17-0, от 1 декабря 2005 г. № 521-0).
Административным ответчиком по рассматриваемой жалобе в судебном заседании суду не было представлено доказательств того, что заявитель ФИО1 использует здание – хозяйственную постройку, расположенную на земельном участке не по назначению и не в соответствии с целевым назначением земельного участка.
Факт предоставления ФИО1 гостиничных услуг за плату на земельном участке с целевым назначением (видом разрешенного использования) – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в судебном заседании не установлен и административным ответчиком суду убедительных доказательств сего представлено не было.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р е ш и л :
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, по ст.8.8 ч.1 КоАП РФ – прекратить.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд г. Севастополя в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Л.П.Тумайкина