Судья: Дмитриенко Н.С. 24RS0024-01-2024-001366-77
Дело №33-10109/2024
2.104
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 августа 2024г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Киселевой А.А., Сударьковой Е.В.,
помощника судьи: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Короленко Андрея Александровича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании решения об отказе в предоставлении услуги незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Короленко А.А.,
на решение Канского городского суда от 19 июня 2024г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Короленко Андрея Александровича (СНИЛС №) к Краевому государственному казенному учреждению «Управления социальной защиты населения» (ИНН 2466276463) о признании решения об отказе в предоставлении услуги заключения социального контракта от 03.04.2024 года незаконным, взыскании компенсации морального вреда в размере 350 000 рублей, отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Короленко А.А. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту - КГКУ «УСЗН») о признании решения об отказе в предоставлении услуги незаконным, взыскании компенсации морального вреда. Свои требования он мотивировал тем, что 30 января 2024г. он был восстановлен на работе в МБУ ДО «Дом детского творчества» с заработной платой - 7 926 руб., что в несколько раз меньше установленного МРОТ и установленного прожиточного минимума, что заведомо не может обеспечивать выживание. 02 апреля 2024г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении социальной услуги - заключении социального контракта для помощи в организации осуществления им индивидуальной предпринимательской деятельности. Путем уведомления на сайте Госуслуг ему было отказано в предоставлении указанной услуги со ссылкой на то, что повторное предоставление государственной помощи для развития предпринимательской деятельности законом не предусмотрено. Он данный отказ считает незаконным, т.к. новая норма закона, устанавливающая, что лицо, ранее получившее названную выше услугу, лишается права на ее получение, не имеет обратной силы и начинает применяться только к отношениям по предоставлению этой социальной услуги, возникающим после введения в силу этой нормы. Поскольку спорная социальная услуга впервые была получена им до введения в действие запрещающей нормы, а также социальный контракт был заключен с КГКУ «Центр занятости населения г.Канска», соответственно, обращение за ее получением в настоящее время не признается повторным. В этой связи он просил суд признать решение Территориального отделения КГКУ «УСЗН» по г.Канску и Канскому району об отказе в предоставлении услуги по заключению социального контракта от 03 апреля 2024г. незаконным, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 350 000 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Короленко А.А. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Он указывает на то, что ст.7 Конституции РФ, постановление Правительства Красноярского края №507-П не ограничивают предельное количество случаев оказания государственной помощи гражданам.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель КГКУ «УСЗН» Казакевич Д.А., ссылаясь на правильное применение судом норм материального права, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец Короленко А.А., представитель ответчика КГКУ «УСЗН», представители третьих лиц КГКУ «Центр занятости населения г.Канска», Министерства социальной политики Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Короленко А.А. 02 апреля 2024г. обратился в ТО КГКУ «УСЗН» по г.Канску и Канскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности».
Из ответа КГКУ «УСЗН» от 03 апреля 2024г. следует, что по заявлению принято решение об отказе Короленко А.А. в предоставлении указанной государственной социальной помощи в связи с тем, что согласно изменениям в законодательстве, вступившим в законную силу 01 января 2024г., не предусмотрено повторное предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта при ранее полученной от Центра занятости населения финансовой помощи для развития индивидуальной предпринимательской деятельности.
30 марта 2021г. между КГКУ «Центр занятости населения г.Канска» и Короленко А.А. был заключен договор №8 о предоставлении единовременной финансовой помощи, предметом которого является предоставление гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 190 028 руб. в соответствии с Порядком, условиями и размером предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, признанным в установленном порядке безработным, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившими дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений служб занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечнем расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядком подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядком возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2012г. №429-п и п.1.1.9 перечня мероприятий приложения 2 к подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013г. №502-п.
Платежным поручением от 08 апреля 2021г. № на счет Короленко А.А. была перечислена единая финансовая помощь в размере 189 228 руб.
Пунктом 2.1.4 указанного выше договора предусмотрена обязанность истца не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи предоставить в Центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи.
Дополнительным соглашением от 07 июля 2021г. к указанному договору п.2.1.4 договора изложен в следующей редакции - не позднее 118 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет Короленко А.А. предоставить в Центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи.
10 августа 2021г. директором КГКУ «ЦЗН г.Канска» на основании выявления истцом нарушения п.2.1.4 договора о предоставлении единовременной финансовой помощи от 30 марта 2021г. с учетом дополнительного соглашения к нему от 07 июля 2021г. издан приказ о принятии мер по возврату средств единовременной финансовой помощи в сумме 65 137 руб. (сумма, на которую не были предоставлены документы, подтверждающие целевое использование).
В адрес Короленко А.А. 10 августа 2021г. было направлено уведомление о возврате в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления денежных средств в размере 65 137 руб.
03 апреля 2024г. ТО КГКУ «УСЗН» по г.Канску и Канскому району было принято решение об отказе истцу в предоставлении государственной социальной помощи по причине получения заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан.
03 апреля 2024г. Короленко А.А. через портал Госуслуг был уведомлен об отказе в предоставлении данной услуги.
Короленко А.А., не согласившись с данным отказом, считая, что ему необоснованно было отказано в предоставлении государственной социальной помощи, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.Федеральным законом от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Федеральный закон №178-ФЗ) установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Статьей 2 Федерального закона №178-ФЗ установлено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут устанавливать иные, чем предусмотренные частью 1.1 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, и (или) дополнительные условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории субъекта Российской Федерации, а также особенности оказания такой государственной социальной помощи (часть 1.2 ст.5 Федерального закона №178-ФЗ).
В соответствии со ст.7 Федерального закона №178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Положениями ст.8 Федерального закона №178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1).
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013г. №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее по тексту - Порядок).
Согласно п.2 Порядка право на получение государственной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного по соответствующей группе территорий Красноярского края.
Согласно п.10 Порядка малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия:1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий.
Пунктом 27 Порядка установлены основания для отказа в назначении государственной помощи.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27 сентября 2023г. №773-п в Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2024г., указанный Порядок дополнен пунктом 28.
Согласно подпункта 10 п.28 Порядка установлены дополнительные основания для отказа в назначении государственной помощи в случае, когда заявитель ранее являлся получателем такой помощи, получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации №1032-01 от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» (при оказании государственной помощи по мероприятиям, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 10 Порядка).
Обстоятельства, указанные в подпунктах 2, 4, 6, 9, 10 настоящего пункта, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченному учреждению стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, на основании представленных доказательств, и руководствуясь вышеприведенными норами материального права, обоснованно исходил из того, что при заключении с истцом договора о предоставлении единовременной финансовой помощи с учетом дополнительного соглашения к нему нарушений действующего законодательства ответчиком не допущено. Однако, поскольку наличие ранее заключенного договора о предоставлении единовременной финансовой помощи и получение от органа занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан является основанием для принятия решения об отказе в назначении государственной помощи на основании социального контракта, то решение ответчика об отказе Короленко А.А. в предоставлении данной меры социальной поддержки на основании его заявления от 02 апреля 2024г. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности», является правомерным.
Доводы истца о том, что 17 мая 2024г. вступили в силу изменения в Порядок, где говорится о том, что обстоятельства, указанные в подпунктах 1,3,5,7,8 п.28 Порядка, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта, судом обоснованно были отклонены, т.к. обстоятельства, перечисленные в указанных подпунктах пункта 28 Порядка, не имеют отношения к рассматриваемому спору и применимы быть не могут.
Также судом обоснованно не принята во внимание ссылка истца на п.12 Порядка, которым установлено, что при реализации мероприятия, указанного в п.п.2 п.10 Порядка, заявителю предоставляется единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятия программы социальной адаптации и бизнес-плана, одобренных межведомственной комиссией, денежная выплата в размере не более 350 000 руб., т.к. предусмотренные условия распространяются только на лиц, которыми были заключены ранее социальные контракты с управлением социальной защиты населения, а не с каким- либо иным органом, в частности с центром занятости населения.
Кроме того, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих лишение истца указанных мер социальной поддержки в нарушение установленных действующим законодательством требований, что при принятии решения об отказе в предоставлении меры государственной социальной поддержки ответчиком было допущено нарушение каких-либо нематериальных благ и личных неимущественных прав истца, суд, руководствуясь ст.ст. 150, 151, 1099 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в абзаце 3 п.1, п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с решением суда, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, судом исследовались и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, указывающих на неправильное применение судом норм материального права, а также обстоятельств, которые не были исследованы судом и которые могли бы повлиять на принятое решение, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При разрешении настоящего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Выводы суда, изложенные в решении, мотивированы и подтверждены представленными доказательствами. Нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Канского городского суда от 19 июня 2024г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Короленко А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: