Дело № 2а-2-965/2020
УИД № 18RS0011-01-2020-001146-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Яр УР 04 июня 2020 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кротовой Е.В.,
при секретаре Веретенниковой Н.В.,
с участием прокурора – заместителя прокурора Ярского района Фефилова К. Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ярского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
установил:
Прокурор Ярского района УР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению. Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Ярского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на противодействие нарушениям природоохранного законодательства. В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт <данные изъяты>
В ходе визуального осмотра интернет сайта установлено, что на его странице расположена информация о стоимости устройства, порядка его получения, контактные данные продавцов электроудочек. Данная информация носит противоправный характер, поскольку использование электроудочек и их оборот запрещены законодательством Российской Федерации. Информация, содержащаяся на интернет-сайте <данные изъяты> находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц и влечет нарушение действующего природоохранного законодательства Российской Федерации.
На момент проверки указатель по адресу <данные изъяты> в реестре отсутствует, установить собственника сайта не представляется возможным.
На основании изложенного, ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012 года), прокурор просит суд признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице по адресу: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Фефилов К. Н. административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее по тексту - Роскомнадзора по УР) не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что в удовлетворении требований прокурор не возражают, на данный момент все заявленные прокурором Интернет- ресурсы, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц и сайтов в сети интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, не значатся.
Суд с учетом положений ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по УР.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.4 ст.27 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.10 ФЗ № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.1 ст.9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.5 ст.15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.1 ФЗ № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Согласно п.13 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Ярского района в ходе произведенной проверки Интернет-ресурсов выявлен Интернейт-сайт, содержащий материалы, противоречащие действующему законодательству.
В ходе проверки выявлен интернет-ресурс, предлагающий услуги по продаже электроудочек: <данные изъяты>
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на данных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Указанная информация распространяется бесплатно, срок использования не ограничен.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Согласно п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
Согласно ч.4 ст.26 Федерального закона № 166-ФЗ в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
В соответствии с ч.6 ст.26 Федерального закона № 166-<данные изъяты> перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 06.02.2012) «Об утверждении перечня запрещенных к ввозу на территории Российской Федерации орудий добычи вылова) водных биологических ресурсов» к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, предлагающей услуги по продаже электроудочек побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст.8.17, 8.37 КоАП РФ «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензий», «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира»), так и уголовная ответственность (п. «б» ч.1 ст.256 УК РФ- незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов).
Предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по адресу <данные изъяты> нарушает публичные интересы и способствует совершению преступлений в указанной сфере, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Поскольку распространение данных сведений противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
При рассмотрении дела установлено, что вышеуказанный сайт продолжает функционировать и на дату вынесения решения, что подтверждается осмотром сайта.
Таким образом, установлено, что информация, размещенная на сайте <данные изъяты> о предоставлении услуги по продаже электроудочек, носит противоправный характер, способствует совершению преступлений в указанной сфере.
В соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона от 27.06.2006 года № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 статьи 15.1 закона о защите информации установлено, что незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" незамедлительно.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайте <данные изъяты> вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт, требование прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181, 265.1-265.5 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление прокурора Ярского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской республики через Глазовский районный суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е. В. Кротова