Административное дело № 2а-587/2021
24RS0050-01-2021-000770-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2021 г. с. Сухобузимское
Судья Сухобузимского районного суда Красноярского края Белобородова Е.В.,
при секретаре Шейфер В.В.,
рассмотрев административное дело по административному иску администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Отделению судебных приставов по Сухобузимскому району Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Сухобузимскому району Цих Анне Александровне об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требования иска мотивированы тем, что 21.09.2021 главе Шилинского сельсовета было вручено постановление о возбуждении исполнительного производства от 21.09.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в рамках исполнительного производства № от 15.02.2013, возбужденного на основании исполнительного листа ВС №, выданного Сухобузимским районным судом Красноярского края, предмет исполнения: разработать проект организации дорожного движения. Указывают, что исполнение решения суда от 07.02.2013 о разработке проекта организации дорожного движения на тот момент не представлялось возможным, ввиду отсутствия в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели. В период с 2015 по 2019 год были разработаны проекты безопасности дорожного движения: <адрес> – 20.05.2015, <адрес> – 24.06.2016, <адрес> – 15.06.2017, <адрес> – 14.05.2018, <адрес> – 09.07.2019. В связи с высокой стоимостью разработки проекта безопасности дорожного движения <адрес>, 02.11.2020 было направлено в администрацию Сухобузимского района письмо с просьбой оказать содействие по исполнению требования ОСП по Сухобузимскому району Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю о разработке проекта организации дорожного движения Шилинского сельсовета по автомобильным дорогам местного значения. Ежегодно Финансовое управление администрации Сухобузимского района проводит сверку по судебным решениям и запрашивает информацию о необходимых денежных средствах на исполнение судебных решений. Ответа от главы Сухобузимского района на вышеуказанное письмо не поступило, как и не поступило денежных средств на разработку проекта организации дорожного движения <адрес>. Данное обстоятельство повлекло за собой невозможность исполнения решения суда в 2020 году. 12.01.2021 были заключены муниципальные контракты на топографо-геодезические работы и на работы по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения <адрес> в общей сумме 272 805 рублей. 11.05.2021 проект организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения <адрес> разработан и согласован с ООО «Сибэнергопроект», 19.07.2021 согласован с Отделом ГИБДД МО МВД России «Емельяновский», 05.08.2021 согласован с Министерством транспорта Красноярского края. Считают, что вины администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района в несвоевременном исполнении решения суда нет, администрация принимает все возможные меры к его исполнению.
Представитель административного истца администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения настаивают, просят освободить от уплаты исполнительского сбора.
Представители Отделения судебных приставов по Сухобузимскому району Красноярского края, ГУФССП по Красноярскому краю, судебный пристав-исполнитель ОСП по Сухобузимскому району Цих А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили материалы исполнительного производства.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Исполнительский сбор, согласно п.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Юридическая природа исполнительского сбора выявлена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П по делу о проверке конституционности положений ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 75 Постановления №50 от 17.11.2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений п.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что должники могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены и сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако, такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Федеральным законом «Об исполнительном производстве» должнику предоставлено право на обращении в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6 статьи 112), а суд наделен полномочием с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер.
Как установлено в судебном заседании, решением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 07.02.2013, вступившего в законную силу, иск прокурора Сухобузимского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения был удовлетворен, на администрацию Шилинского сельсовета возложена обязанность в течение одного года после вступления настоящего решения суда в законную силу произвести паспортизацию автомобильных дорог Шилинского сельсовета в соответствии с требованиями Федерального закона №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, утвержденной Минавтодором РСФСР: в <адрес> улиц <адрес>; в селе <адрес> улиц <адрес>; в <адрес> улиц <адрес>. Кроме того, на администрацию Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края возложена обязанность в течение восьми месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу разработать проекты организации дорожного движения Шилинского сельсовета по автомобильным дорогам местного значения в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения»: в <адрес> улиц <адрес>; в селе <адрес> улиц <адрес>; в <адрес> улиц <адрес>; в <адрес> улиц <адрес>.
На основании выданного Сухобузимским районным судом Красноярского края исполнительного листа серии ВС № судебным приставом-исполнителем ОСП по Сухобузимскому району 15.03.2013 возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании заявления должника определением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 03.12.2018 администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 01.11.2019.
Из представленных административным истцом в материалы дела документов следует, что в период с 2015 по 2019 год были разработаны проекты безопасности дорожного движения: <адрес> – 20.05.2015, <адрес> – 24.06.2016, <адрес> – 15.06.2017, <адрес> – 14.05.2018, <адрес> – 09.07.2019. Кроме того 02.11.2020 глава администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Шпирук Е.М. обращался к главе Сухобузимского района Красноярского края с просьбой оказать содействие по исполнению требования ГУФССП по Красноярскому краю ОСП по Сухобузимскому району о разработке проекта организации дорожного движения Шилинского сельсовета по автомобильным дорогам местного значения, в том числе, выделении денежных средств на выполнение работ по проведению топографо-геодезических работ и работ по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения <адрес>, стоимость которых составляла 244 062 рубля, однако в местном бюджета данная сумма не была запланирована. В администрации Сухобузимского района Красноярского края данное обращение было зарегистрировано 02.11.2020 вх.№ 5683, ответа не последовало.
12.01.2021 между администрацией Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края в лице главы Шпирук Е.М. (заказчиком) и ООО «Сибэнергопроект» (исполнителем) заключен муниципальный контракт № 1, согласно условиям которого исполнителя обязуется по заданию заказчика выполнить полевые работы, включая топографо-геодезические работы, необходимые для расстановки дорожных знаков и нанесения линий дорожной разметки, видеосъемку, фотосъемку отдельных элементов автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> (п. 1.1), начало выполнения работ – с момента подписания контракта, окончание выполнения работ – 18.01.2021 (п. 3.2), общая цена контракта – 81 841,50 рублей (п. 2.1).
Кроме того, 12.01.2021 между вышеназванными сторонами был заключен аналогичный муниципальный контракт № 2, согласно условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения <адрес> (п. 1.1), начало выполнения работ – с момента подписания контракта, окончание выполнения работ – 31.05.2021 (п. 3.2), общая цена контракта составляет 190 963,50 рублей (п. 2.1).
19.07.2021 муниципальный контракт согласован с Отделом ГИБДД МО МВД России «Емельяновский», 05.08.2021 согласован с Министерством транспорта Красноярского края.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сухобузимскому району Красноярского края от 20.09.2021 исполнительное производство № окончено в связи с фактическим исполнением требований.
Судом также установлено, что на основании постановления о возбуждении исполнительного производства от 21.09.2021 в отношении должника администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора и возбуждения на основании этого постановления исполнительного производства являются правомерными, поскольку решение суда исполнялось в течение длительного времени.
Вместе с тем, учитывая отсутствие бездействия со стороны должника и принятие им возможных мер к исполнению решения суда, направление письма в администрацию Сухобузимского района с просьбой оказать содействие по исполнению решения суда, учитывая дотационность бюджета сельсовета, суд считает возможным признать фактическое отсутствие вины должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, в связи с чем приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об освобождении администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление администрации Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края удовлетворить.
Администрацию Шилинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Сухобузимскому району от 21.09.2021 №-ИП в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд.
Председательствующий: подпись Е.В. Белобородова
Мотивированный текст решения составлен 24 декабря 2021 г.
Копия верна. Судья Е.В. Белобородова