Решение по делу № 33-1681/2022 от 26.01.2022

Дело № 33-1681/2022 (№2-798/2021)

59RS0042-01-2021-001167-58

Судья – Янаева О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

судей Братчиковой М.П., Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Климовских Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 9 марта 2022 года дело по апелляционной жалобе Администрации Чернушинского городского округа на решение Чернушинского городского суда Пермского края от 3 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Обязать администрацию Чернушинского городского округа в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного газопровода среднего давления, протяженностью 496 п.м., кадастровый номер объекта **:2879, находящегося на территории пром.зоны «Восточная» г.Чернушка на земельном участке в кадастровом квартале **, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами **:5744, **:487, **:50, **:31 и земель общего пользования, собственность на которые не разграничена.

Обязать администрацию Чернушинского городского округа с момента постановки на учет бесхозяйного газопровода среднего давления, протяженностью 496 п.м., кадастровый номер объекта **:2879, находящегося на территории пром.зоны «Восточная» г.Чернушка на земельном участке в кадастровом квартале **, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами **:5744, **:487, **:50, **:31 и земель общего пользования, собственность на которые не разграничена, принять его в муниципальную собственность.

Обязать администрацию Чернушинского городского округа в срок до 01.07.2023 года принять меры по признанию права собственности на бесхозяйный газопровод среднего давления, протяженностью 496 п.м., кадастровый номер объекта **:2879, находящегося на территории пром.зоны «Восточная» г.Чернушка на земельном участке в кадастровом квартале **, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами **:5744, **:487, **:50, **:31 и земель общего пользования, собственность на которые не разграничена.».

Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя ответчика Администрации Чернушинского городского округа Слобожаниной О.А., представителя истца Кузнецовой С.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного газопровода и признании права собственности.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки выявлено наличие бесхозяйственного газопровода длиной 560 метров на территории пром. зона «Восточная», проходящего через земельные участки с кадастровыми номерами **:5744, **:487, **:50, **:31 и земли общего пользования собственность на которые не разграничена. Меры для признания данного газопровода бесхозяйным и регистрации права собственности органом местного самоуправления не принимаются, но в настоящее время осуществляется эксплуатация данного газопровода путем поставки газа на объекты, принадлежащие ООО «Теплосервис» и ООО «Сидней». 30.04.2021 внесено представление в администрацию Чернушинского городского округа об устранении выявленных нарушений и принятии мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного имущества (газопровода) и последующую регистрацию права собственности. По результатам рассмотрения данного представления администрация Чернушинского городского округа уклонилась от принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений, мотивируя принятое решение отсутствием необходимости постановки его на учет в связи с тем, что указанный объект не имеет отношения к социальным объектам муниципального образования и жилым домам жителей г. Чернушка. Непринятие мер администрацией Чернушинского городского округа по оформлению в собственность указанного бесхозного газопровода, и реализация необходимых в отношении него мероприятий влечет его разрушение, что в последующем может способствовать возникновению на территории округа чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права жителей Чернушинского городского округа на безопасное проживание на территории муниципального образования. С учетом изложенного заявлено о возложении обязанности на администрацию Чернушинского городского округа в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного газопровода среднего давления, протяженностью 496 п.м., кадастровый номер объекта **:2879; возложить обязанность на администрацию Чернушинского городского округа принять в муниципальную собственность газопровод и возложить обязанность принять меры по признанию права собственности.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представитель ответчика и представитель третьего лица Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в судебном заседании возражали против заявленных требований. Представители третьих лиц Чайковский филиал «Газпром Газораспределение Пермь», Управления Росреестра, ООО «Лукойл Пермь», ООО «Теплосервис» в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого заявлено в апелляционной жалобе ответчиком администрацией Чернушинского городского округа. В обоснование несогласия с решением суда указано, что фактически спорный газопровод находится в пользовании у ООО «Теплосервис», что не оспаривалось представителями ООО «Теплосервис» в судебном заседании. Поставка природного газа осуществляется для производственных нужд к предприятиям, расположенным в промышленной зоне. Поставка газа для нужд населения Чернушинского городского округа через спорный газопровод не осуществляется. Спорный газопровод в течение всего срока эксплуатации использовался организациями, расположенными в промзоне «Восточная». Спорный объект не может использоваться для решения нужд местного значения, поскольку строительство спорного газопровода осуществлялось для производственных нужд. По мнению заявителя жалобы, оформление права муниципальной собственности на спорный газопровод является невозможным, поскольку указанный объект не относится к специальным объектам муниципального образования, подводка к жилым домам граждан города Чернушка от спорного объекта невозможна. Спорный объект не подлежит перепрофилированию, либо отчуждению.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурором Чернушинского городского округа Пермского края заявлено об отсутствии оснований для отмены решения суда и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы. Представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что 30.03.2021 АО «Газпром газораспределение Пермь» обратилось в прокуратуру Чернушинского района о принятии мер прокурорского реагирования в отношении администрации Чернушинского городского округа, поскольку последним не предприняты меры по постановке на учет и принятию в муниципальную собственность бесхозяйного газопровода до котельной ООО «***» г.Чернушка, 1983 года ввода в эксплуатацию, не принятие мер влечет риск возникновения аварий и инцидентов в связи с отсутствием мероприятий по техническому, аварийному обслуживанию, ремонту и реконструкции объектов газораспределения (л.д.5).

Газопровод среднего давления, протяженностью 496 п.м., кадастровый номер объекта **:2879 находится на территории промышленной зоны «Восточная» г.Чернушка на земельном участке в кадастровом квартале **, проходит через земельные участки с кадастровыми номерами **:5744, **:487, **:50, **:31 и земли общего пользования, собственность на которые не разграничена. Правообладателей не установлено. В реестровой карточке на объект капитального строительства газопровод среднего давления, расположенного в промышленной зоне «Восточная» в графе принадлежность объекта, стоит прочерк (л.д. 56-58). В муниципальной собственности не значится (л.д.6). Газопровод используется третьими лицами ООО «Лукойл-Пермь» и ООО «Сидней» для поставки природного газа на котельные, расположенные по адресу: **** (л.д.9-18, 24-35).

Согласно письму ООО «Теплосервис» от 28.04.2021 проектом строительства котельной «Восточная» в промзоне Восточная, собственником которой является указанное общество, предусматривалось строительство газопровода длиной 12 метров от точки врезки до котельной. Указанная котельная введена в эксплуатацию в 2012 году, о чем выдано Западно-Уральским управлением Ростехнадзора разрешение, произведен осмотр котельной, отделом архитектуры и градостроительства администрации Чернушинского городского поселения 22.02.2012 года выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.19-23).

На запрос АО «Газпром газораспределение Пермь» о предоставлении информации по бесхозяйным газораспределительным сетям 19.06.2020 управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа предоставило информацию о наличии такого объекта в г.Чернушка газопровод до котельной ООО «***» 1980 года ввода, указав, что регистрацию данного объекта проводить нецелесообразно, так как данный объект является недействующим, на учете как бесхозяйный объект недвижимости не состоит (л.д.36-37).

ООО «Лукойл-Пермь» разрешение на подключение бесхозяйного спорного газопровода среднего давления не выдавал (оборот л.д.37).

Согласно материалам обследования земельного участка промзоны «Восточная», кадастровый квартал **, проведенного прокуратурой района совместно с представителем управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа 28.04.2020 года проведен визуальный осмотр земельного участка, через который проходит подземный газопровод протяженностью ориентировочно 560 метров (л.д.38-52).

Представление прокурора об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, промышленной безопасности опасных производственных объектов в связи с непринятием мер о признании спорного газопровода бесхозяйным 11.06.2021 ответчиком оставлено без удовлетворения, поскольку указанный газопровод не имеет отношения к социальным объектам муниципального образования «Чернушинский городской округ» (л.д.53-55).

Согласно письму ООО «Лукойл-Пермь», спорный газопровод на балансе никогда не стоял (л.д. 154). Объединение «Пермнефть», на основании письма которого 02.09.1983 осуществлен выбор трассы газопровода, проходящего от существующего газопровода «Чернушка-Павловка» на котельную СУМР, ликвидировано. Третьим лицом ООО «Теплосервис» предоставлен проект по строительству котельной (взамен существующей), расположенной в промзоне «Восточная» г.Чернушка, технические условия присоединения к газораспределительным сетям, выданным Чайковским филиалом ЗАО «Фирма Уралгазсервис» от 09.06.2011, согласно которым до присоединения объекта к газораспределительной сети необходимо получить письменное разрешение от владельца газопровода на присоединение. Подрядчиком являлось ООО НПП «***», в настоящее время указанное общество ликвидировано. В материалы дела указанное письменное разрешение от владельца газопровода на присоединение не предоставлено (л.д.198-226).

Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по принятию в муниципальную собственность газопровода и по признанию на него права собственности.

Данный вывод основан на том, что в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, именно на орган местного самоуправления законом возложена обязанность по непосредственному совершению действий по отнесению имущества к числу бесхозяйного.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.

Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе предусматривая, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии с пп. 4, 5 п. 6 ст. 14 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

В соответствии с п. 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 N 878 газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878.

В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.

Поскольку на территории Чернушинского городского округа располагается спорный газопровод среднего давления, протяженностью 496 п.м., кадастровый номер объекта **:2879, право собственности на который в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, собственники отсутствуют, в силу вышеприведенных норм законодательства данное имущество является бесхозяйным и осуществление мероприятий по постановке рассматриваемого имущества на учет, как бесхозяйного, является обязанностью органа местного самоуправления. Между тем, учитывая сроки осуществления учета имущества, а также права заинтересованных лиц заявить о наличии правопритязаний на спорное недвижимое имущество, разрешение судом вопроса о принадлежности газопровода являлось преждевременным.

При таких обстоятельствах, решение суда в связи неправильным применением норм материального права (пп.3 ч.2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) подлежит отмене в части возложения обязанности на администрацию Чернушинского городского округа принять в муниципальную собственность с момента постановки на учет в качестве бесхозяйного и по принятию мер по признанию права собственности на газопровод с принятием в отмененной части нового решения об отказе в иске. В остальной части решение суда нормам материального и процессуального права не противоречит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чернушинского городского суда Пермского края от 3 декабря 2021 года отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора Чернушинского района о возложении обязанности на администрацию Чернушинского городского округа принять в муниципальную собственность с момента постановки на учет в качестве бесхозяйного и по принятию мер по признанию права собственности на газопровод среднего давления, протяженностью 496 п.м., кадастровый номер объекта **:2879, находящегося на территории пром.зоны «Восточная» г.Чернушка на земельном участке в кадастровом квартале **, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами **:5744, **:487, **:50, **:31 и земель общего пользования, собственность на которые не разграничена.

В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Чернушинского района Пермского края к администрации Чернушинского городского округа Пермского края в части возложения обязанности на администрацию Чернушинского городского округа принять в муниципальную собственность с момента постановки на учет в качестве бесхозяйного и по принятию мер по признанию права собственности на газопровод среднего давления, протяженностью 496 п.м., кадастровый номер объекта **:2879, находящегося на территории пром.зоны «Восточная» г.Чернушка на земельном участке в кадастровом квартале **, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами **:5744, **:487, **:50, **:31 и земель общего пользования, собственность на которые не разграничена.

В остальной части решение Чернушинского городского суда Пермского края от 3 декабря 2021 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 15.03.2022

33-1681/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Чернушинского района Пермского края
Ответчики
Администрация Чернушинского городского округа
Другие
Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
ООО "Лукойл-Пермь"
Чайковский филиал АО "Газпром Газораспределение Пермь"
ООО "ТеплоСервис"
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.01.2022Передача дела судье
09.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2022Передано в экспедицию
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее