Дело № 3а-321/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Ахмировой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Комковой Валентины Васильевне к территориальной избирательной комиссии г. Златоуста Челябинской области (с возложением полномочий окружной избирательной комиссии) об отмене решения, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты,
у с т а н о в и л :
Комкова В.В. обратилась в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии г. Златоуста Челябинской области, в котором просит:
отменить решение Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста Челябинской области (далее – ТИК г. Златоуста, Комиссия) от 13 августа 2021 года № 27/151-5; обязать территориальную избирательную комиссию г. Златоуста Челябинской области зарегистрировать Комкову В.В. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Златоустовскому одномандатному избирательному округу № 193.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемым решением ей отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Златоустовскому одномандатному избирательному округу № 193. В обоснование принятого решения указано на то, что документы, предусмотренные пунктами 1 (документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата) и 3 части 1 (письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (далее - Уведомление) статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ) в установленный законом срок не были представлены. Отказ в регистрации считает необоснованным.
21 июля 2021 года ею поданы документы и сведения в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ в ТИК г. Златоуста. 22 июля 2021 года подана справка, подтверждающая открытие специального избирательного счета избирательного фонда, о чем имеется отметка (вх. № 79 от 22 июля 2021 года). Уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, представитель комиссии в присутствии члена Общественного Совета г. Миасса принимать отказалась. Все требуемые документы для регистрации были представлены в срок, но не приняты Комиссией без объяснения причин.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Такое решение должно было быть принято не позднее 01 августа 2021 года.
В силу требований части 5 статьи 49 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ за три дня до заседания комиссии, то есть до 29 июля, при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, или несоблюдения требований к оформлению документов, окружная избирательная комиссия обязана известить об этом кандидата. Недостающие документы кандидат вправе представить в комиссию и устранить выявленные недостатки не позднее одного дня до заседания. В нарушение указанных требований ТИК г. Златоуста назначила заседание Комиссии на 13 августа 2021 года, то есть на 23 день после приема документов, о выявленных недостатках известила административного истца за пределами установленного срока для внесения уточнений и дополнений в документы.
Нарушив порядок приема документов для регистрации, Комиссия лишила ее права на устранение недостатков при подаче документов на регистрацию кандидатом в депутаты.
Определением суда от 20 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко».
Административный истец Комкова В.В. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала.
Представитель Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Щербаков Я.Е., действующий на основании доверенности от 17 августа 2021 года административные исковые требования Комковой В.В. поддержал.
В письменном отзыве указал, что ТИК г. Златоуста допущены грубые нарушения пункта 1 и пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии с которым при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых необходимо для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. ТИК г. Златоуста было известно о наличии недостатков в представленных Комковой В.В. документах, однако обязанность по надлежащему извещению о таких недостатках исполнена не была, в результате чего Комкова В.В. лишена возможности принять участие в выборах. Принятые от кандидата документы для регистрации кандидата приняты без выдачи соответствующего подтверждающего документа.
Представитель административного ответчика ТИК г. Златоуста Логвиненко Е.Р., действующая на основании Постановлений Избирательной комиссии Челябинской области от 23 декабря 2020 года № 197/1687-6, 197/1688-6, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании 20 августа 2021 года административные исковые требования Комковой В.В. полагала не подлежащими удовлетворению. В письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что 21 июля 2021 года Комкова В.В. представила в ТИК г. Златоуста пакет документов для уведомления о выдвижении кандидата, ей выдано подтверждение о приеме документов. Уведомление в пакет документов, установленных статьей 43 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ не входит.
Документы для регистрации кандидата, предусмотренные частью 1 статьи 47 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ подлежали представлению не ранее 05 июля 2021 года и не позднее 04 августа 2021 года.
Постановлением ЦИК России от 02 июня 2021 года № 8/59-8 «О Порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий, кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Порядок) установлена форма сообщения «О реквизитах специального избирательного счета».
В нарушение указанного постановления 22 июля 2021 года Комкова В.В. отказалась предоставить в Комиссию информацию о реквизитах счета в установленном порядке, обратилась с просьбой сделать копию со справки.
В установленный Федеральным Законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ срок документ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 47, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, документ, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 47 – Уведомление, представлены не были.
В соответствии с требованиями Закона Комкова В.В. была извещена о выявленных недостатках, присутствовала при проведении заседания, копию решения Комиссии о выявленных недостатках получила 09 августа 2021 года. Обязанность по извещению кандидата о выявленных недостатках носит однократный характер.
Документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 47, пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ представлены кандидатом Комковой В.В. 09 августа 2021 года в 18.07 часов, то есть за пределами срока, установленного частью 4 статьи 47 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
Отсутствие указанных документов является основание отказа в регистрации кандидата. На заседании ТИК г. Златоуста при рассмотрении вопроса о регистрации Комкова В.В. присутствовала, копия решения получена ею лично.
Представитель Избирательной комиссии Челябинской области Кашнова В.В., действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
В письменном отзыве на административное исковое заявление председатель Избирательной комиссии указал, что в нарушение Порядка Комкова В.В. не представила в окружную избирательную комиссию сведения о реквизитах специального избирательного счета по установленной форме, а попросила сделать копию со справки ПАО «Сбербанк». Оригинал не передавала и не могла передать, так как этот документ сдается с пакетом документов для регистрации кандидата.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: 1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; 2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются); 3) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
При приеме документов для регистрации кандидата окружная избирательная комиссия выдает кандидату или уполномоченному представителю политической партии документ, подтверждающий их прием, однако в установленный срок документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 47, пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ представлены не были, в связи с чем Комиссией вынесено решение от 09 августа 2021 года о выявленных недостатках. Указанные документы представлены Комковой В.В. 09 августа 2021 года, то есть за пределами срока, установленного частью 4 статьи 47 Закона.
В соответствии с положениями части 5 статьи 49 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено Федеральным законом.
При принятии оспариваемого решения Комиссия действовала в строгом соответствии с законодательством о выборах.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Частью 10 статьи 51 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ предусмотрено, что решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения или в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. В случае, если решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата обжаловано в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, жалоба на указанное решение также может быть подана в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа в течение пяти дней со дня принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Пунктами 3, 4 и 5 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ установлены основания отказа в регистрации кандидата, в частности отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 названного закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 этого же закона; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии с приведенными статьями, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 поименованного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в представленных документах каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 названного закона.
Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата установлены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Из системного анализа положений Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации» полномочия окружной избирательной комиссии Златоустовского одномандатного избирательного округа № 193 возложены на территориальную избирательную комиссию г. Златоуста.
Постановлением ЦИК России от 19 мая 2021 года № 6/47-8 «Об обеспечении реализации избирательных прав кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения, при приеме окружной избирательной комиссией документов для выдвижения, регистрации, а также иных избирательных документов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» утверждены формы документов, выдаваемых Комиссиями на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, подтверждающих прием документов для уведомления о выдвижении (самовыдвижении) и для регистрации кандидатов.
21 июля 2021 года ТИК г. Златоуста получены от Комковой В.В. документы, представленные для уведомления о выдвижении кандидата политической партией «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ № 193 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, о чем Комковой В.В. выдано Подтверждение о приеме документов по форме, предусмотренной Постановлением ЦИК России от 19 мая 2021 года № 6/47-8.
21 июля 2021 года ТИК г. Златоуста принято решение «Об открытии специального избирательного счета кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ № 193 Комковой В.В..
В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ документы для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», предусмотренные частью 1 статьи 47 Федерального закона, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть не ранее 05 июля 2021 года и не позднее 04 августа 2021 года.
Согласно пунктам 1 - 3 части 1, пунктам 1 - 4 части 2 и части 4 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются); письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, или несоблюдения требований настоящего Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Согласно части 1 статьи 51 Закона окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Как установлено в судебном заседании, 22 июля 2021 года Комковой В.В. открыт специальный избирательный счет кандидата для формирования и расходования избирательного фонда при проведении избирательной кампании: выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, о чем <данные изъяты> выдана справка.
22 июля 2021 года Комкова В.В. представила данную справку в ТИК г. Златоуста, которая в этот же день была принята уполномоченным представителем в копии.
09 августа 2021 года Комиссией принято решение № 25/141-5 «Об извещении Комковой В.В., выдвинутой политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область-Златоустовский одномандатный избирательный округ № 193, согласно которому принято решение о направлении Комковой В.В. извещения о выявленных недостатках, согласно которому в установленный срок (не позднее 4 августа 2021 года в ТИК г. Златоуста ею не представлены: документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
13 августа 2021 года Комиссией принято оспариваемое решение «Об отказе Комковой В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область-Златоустовский одномандатный избирательный округ № 193» в связи с непредставлением в установленный срок указанных документов, между тем такие обстоятельства не могли быть положены в основу решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты в связи со следующим.
Приложением № 3 к Постановлению ЦИК России от 19 мая 2021 года № 6/47-8 утверждена форма Подтверждения о приеме документов, представленных для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, примечаниями к которой регламентирован порядок действий окружной избирательной комиссии в определенных случаях. Так, примечанием № 3 установлено, что если кандидат (иное уполномоченное лицо) не представил какой-либо документ, указанный в пунктах 1 - 3, 8, в соответствующей графе таблицы указывается «нет».
Указанными пунктами предусмотрен перечень документов: документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, письменное Уведомление, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссии, две фотографии.
В нарушение требований указанного Постановления ЦИК России при приеме представленной административным истцом Справки, подтверждающей открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, Подтверждение о приеме документов сотрудником Комиссии в установленном порядке оформлено не было, что лишило административного истца предусмотренного действующим законодательством права в установленный срок представить недостающие документы.
При этом к доводам административного ответчика в подтверждение своей позиции о том, что представленная Комковой В.В. справка не соответствовала форме, утвержденной постановлением ЦИК России от 02.06.2021 № 8/59-8 следует отнестись критически, поскольку эта же справка была принята у Комковой В.В. 09 августа 2021 года с указанием на ее представление за пределами установленного Законом срока.
Кроме того, в судебном заседании исследованы документы иных кандидатов, зарегистрированных административным ответчиком в качестве кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, которыми для регистрации в качестве кандидата были представлены аналогичные справки, выданные <данные изъяты>, что свидетельствует о предъявлении к Комковой В.В. иных требований по сравнению с другими кандидатами и нарушении принципа равенства прав и обязанностей кандидатов, установленных частью 1 статьи 52 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 12 марта 2021 года № 6-П, деятельность избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов, направлена на реализацию и защиту избирательных прав граждан. Это требует от них ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса. Игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 11-П).
Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (определение Конституционного Суда РФ от 21 июня 2011 года № 867-О-О). Она должна исполняться равным образом – в силу положения пункта 1 статьи 39 названного федерального закона (67-ФЗ от 12 июня 2002 года) о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениям, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом.
Надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах, представляемых ими в избирательную комиссию, требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями.
Единообразный подход к приему документов окружной избирательной комиссией при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва установлен Постановлением ЦИК России от 19 мая 2021 года № 6/47-8.
При соблюдении ТИК г. Златоуста установленного Постановлением ЦИК России от 19 мая 2021 года № 6/47-8 порядка принятия документов для регистрации и выдаче 22 июля 2021 года Комковой В.В. Подтверждения о приеме документов, представленных для регистрации, в соответствии со сроками, установленными статьями 49 и 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, Комкова В.В. имела возможность своевременно предоставить недостающие документы.
При этом из пояснений административного истца следует, что письменное Уведомление и фотографии были переданы ею в Комиссию 21 июля 2021 года, Уведомление представителем ТИК г.Златоуста было возвращено со ссылкой на отсутствие необходимости в его представлении.
С учетом показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля Алеева Б.Ф., пояснений представителя административного ответчика, иных материалов дела, письменное Уведомление оформлено Комковой В.В. своевременно.
Доводы представителя Избирательной комиссии Челябинской области, согласно которым в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 49 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ кандидат имеет право вносить уточнения и дополнения, производить замену только в отношении документов, ранее представленных в избирательную комиссию, а также предоставлять копии ранее поданных документов, при этом возможность повторного или дополнительного предоставления документов не допускается, суд считает не основанными на законе, поскольку частью 5 статьи 49 Закона, в целях восполнения кандидатами информации, являющейся обязательной для представления для выдвижения и регистрации, на избирательную комиссию возложена обязанность по извещению кандидата, в том числе, об отсутствии документов, предусмотренных частью 1 статьи 47 Федерального закона, которой корреспондирует право кандидата на восполнение недостатков представленных документов.
Правовая позиция по данному вопросу сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05 сентября 2016 года № 8-АПГ16-12.
Учитывая, что такого права Комкова В.В. была лишена в связи с нарушением административным ответчиком порядка приема документов, представленных для регистрации кандидата, решение ТИК г. Златоуста от 13 августа 2021 года № 27/151-5 «Об отказе Комковой В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область-Златоустовский одномандатный избирательный округ № 193» не основано на законе и подлежит отмене.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 6 пункта 41 постановления Пленума от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Учитывая приведенные руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание представление Комковой В.В. документов, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, отсутствие иных оснований для отказа в регистрации Комковой В.В. кандидатом в депутаты, суд считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать Комкову В.В. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ № 193
Руководствуясь статьи 244 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Комковой Валентины Васильевны удовлетворить.
Решение Территориальной избирательной комиссии города Златоуста Челябинской области от 13 августа 2021 года № 27/151-5 «Об отказе Комковой Валентине Васильевне в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ № 193» отменить.
Возложить на Территориальную избирательную комиссию города Златоуста Челябинской области обязанность зарегистрировать Комкову Валентину Васильевну в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Златоустовский одномандатный избирательный округ № 193.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня оглашения через Челябинский областной суд.
Председательствующий Л.В. Феофилова
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2021 года.