Дело № 2-1947/2021
УИД: 34RS0003-01-2021-002863-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года город Волгоград
Кировский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Наумова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шимф И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области о возложении обязанности, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Воронов В.И. обратился в суд к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г. Волгограда о возложении обязанности, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что <ДАТА> истец подал в пенсионный фонд заявление о назначении пенсии. Первая пенсионная выплата произведена в июне 2020 года в размере 4800 рублей. Истец обратился в прокуратору Кировского района г. Волгограда с просьбой произвести перерасчет пенсии с учетом работы внештатным переводчиком. Прокуратурой в расчете пенсии не было выявлено нарушений. В июле 2020 года истец прекратил деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, однако, в настоящее время размер пенсии составляет 5200 рублей. Вместе с тем, истец считает, что пенсия должна быть ему установлена в размере 9020 рублей, что соответствует величине прожиточного минимума, с перерасчетом за предыдущие периоды.
Основываясь на указанных обстоятельствах, в учетом заявления об увеличении исковых требований, просит обязать ответчика выплатить недополученную по настоящее время часть пенсии до размера ПМП — 9020 рублей, в случае повышения ПМП на момент исполнения ответчиком доплат — в размере действующих пенсионных выплат; обязать ответчика или персонально сотрудников, причастных к начислению пенсии компенсировать все издержки, включая моральные, начиная с мая 2019 года по момент выплаты в размере не менее 20729880 рублей и оплату услуг адвоката в размере 50% от требуемой суммы; обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом дохода за работу в качестве внештатного переводчика.
Определением суда от <ДАТА> ответчик Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском районе г. Волгограда заменен на его правопреемника – Отделение Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области.
Истец ФИО1 и его представителя ФИО5, действующая по устному ходатайству истца, в судебном заседании требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отделения Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области – ФИО3, требования не признала, просила в удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ (далее по тексту - Конституция), Российская Федерация является не только социальным, но и правовым государством, соответственно, все должностные лица и граждане обязаны соблюдать как непосредственно Конституцию, так и законы.
Конституция в ст. 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, указывая, что государственные пенсии устанавливаются законом.
Соответственно, в настоящее время основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, определяются Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее по тексту — Закон № 400-ФЗ) и применяемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2020 году составляет 11 лет (ч. 2 ст. 35 Закона N° 400-ФЗ). Причем, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, имеющий постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, обратился за назначением пенсии по ч.1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006г.
Настоящий Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
Как следует из ч. 1 ст. 10 Договора, каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Согласно положениям ч. 1 ст. 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (ч. 2 ст. 23 Договора).
Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и БССР, каждая Договаривающаяся
Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, возможны назначение и выплата пенсии по законодательству Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений международного Договора, то есть исходя из принципа гражданства (ч. 2 ст. 23 Договора).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 обратился за назначением пенсии и выразил свое желание назначить пенсию с учетом ч. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от <ДАТА> "О сотрудничестве в области социального обеспечения", что подтверждается заявлением ФИО1
В страховой стаж истца были включены периоды работы и (или) иной деятельности до <ДАТА>, имевшие место на территории бывшего СССР, а также периоды работы после <ДАТА>, на территории Российской Федерации, за которые производилась уплата страховых взносов.
Вместе с тем, период работы, заявленный истцом, в качестве внештатного переводчика обосновано не включен ответчиком в подсчет страхового стажа, так как истцом не были представлены документы, подтверждающие указанный период работы. В трудовой книжке и приложении к ней данный период отсутствует, с 01 января 1991 года уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не осуществлялась.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 4): при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3).
В соответствии с ч. 2 ст. 11 данного Федерального закона, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях подтверждения трудового стажа, в то числе стажа на соответствующих видах работ, применяется порядок, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона названного закона.
Кроме того, требование истца о выплате недополученной федеральной социальной доплаты (далее по тексту ФСД) до прожиточного минимума также является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с п. 9 Приказа Минтруда России от 07.04.2017 № 339н "Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты" Граждане обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления. Гражданин обращается за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии лично либо через представителя. Граждане, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, подают заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий их пенсионное обеспечение.
Также согласно Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту ФЗ №-178) п. 10 ст. 12.1. ФЗ №-178 социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Так, назначение и выплата федеральной социальной доплаты носит заявительный характер.
Поскольку, истец не обращался с соответствующим заявлением в органы ПФР РФ, с момента прекращения трудовой деятельности, то соответственно у ответчика не было законных оснований для назначения и выплаты ФСД до прожиточного минимума.
Таким образом, требование истца о выплате недополученной ФСД до прожиточного минимума безосновательно и не подлежит удовлетворению.
Кроме того, поскольку истцу отказано в основных требованиях о возложении обязанность, производные от них требования о компенсации морального вреда и судебных издержек, также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Пенсионного Фонда РФ по Волгоградской области о возложении обязанности, компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение 1 месяца через Кировский районный суд г. Волгограда со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 08 декабря 2021 года.
Судья подпись Е.В. Наумов
Копия верна. Судья -