Дело № 2-737/2020
УИД 55RS0026-01-2020-000624-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Тиханове Д.С., помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 22 июня 2020 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение – канализация самотечная и напорная, расположенная по адресу: <адрес>, самотечная канализация от <адрес> до КНС, напорная канализация от КНС до пруда накопителя (район свалки), с кадастровым номером №.
В обоснование заявленного требования указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 13.05.2011 на учет как бесхозяйный объект недвижимости Управлением Росреестра по Омской области принято: сооружение - канализация, самотечная и напорная по адресу: <адрес>, самотечная канализация от <адрес> до КНС, напорная канализация от КНС до пруда накопителя (р-он свалки), с кадастровым номером №. Согласно сведений, предоставленных из ЕГРН, права на указанные объекты отсутствуют. С момента постановки на учёт указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более одного года, никто своих прав на данный объект не заявил.
На основании изложенного просит, признать право муниципальной собственности администрации Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимости: сооружение – канализация самотечная и напорная по адресу: <адрес>, самотечная канализация от <адрес> до КНС, напорная канализация от КНС до пруда накопителя (района свалки), с кадастровым номером №.
Представитель заявителя администрации Омского муниципального района Омской области Волошина Ю.А., действующая по доверенности, в судебном заседании участия не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представили.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу статьи 225 ГК РФ в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.
Порядок принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 931 от 10.12.2015, вступившим в законную силу с 01.01.2017.
Согласно пунктам 3, 4 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (пункты 8, 9 Правил).
Согласно части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Со стороны филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области 24.03.2020 поступила информация о постановке вышеназванного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного объекта недвижимости 13.05.2011 (Л.д. 30-32)
Согласно технического паспорта на сети водопровода и канализации в <адрес> от <адрес> до КНС, от КНС до пруда-накопителя (р-н свалки) в сведениях о принадлежности объекта указано Омское муниципальное образование Омской области (л.д. 36).
В представленной справки № 11 (950322051) из кадастрового дела, выданной администрации Омского муниципального района Омской области, указано, что на канализацию самотечную и канализацию напорную, инв. № 60000117, расположенная по адресу: <адрес> (самотечная от <адрес> до КНС, напорная от КНС до пруда-накопителя (р-н свалки), право собственности не оформлено (л.д. 43).
По информации, представленной Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 20.03.2020 в отношении сооружения (пруды-накопители), канализация самотечная и напорная, расположенные по адресу: <адрес> (самотечная от <адрес> до КНС, напорная от КНС до пруда-накопителя (р-н свалки), сведения о зарегистрированных правах, обременениях отсутствуют (л.д. 34-35).
Из информации, представленной Министерством имущественных отношений Омской области от 08.04.2020, следует, что в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация об объекте недвижимого имущества: сооружения (пруды-накопители), канализация самотечная и напорная, расположенные по адресу: <адрес> (самотечная от <адрес> до КНС, напорная от КНС до пруда-накопителя (р-н свалки) (Л.д. 66).
Из информации, представленной администрацией Омского муниципального района Омской области, в реестре муниципального имущества Омского муниципального района Омской области указанный объект недвижимого имущества не значится.
Согласно сведениям, представленным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области 08.04.2020, в реестре федерального имущества сведения о сооружении (пруды-накопители), канализации самотечной и напорной, расположенные по адресу: <адрес> (самотечная от <адрес> до КНС, напорная от КНС до пруда-накопителя (р-н свалки) отсутствуют (л.д. 68).
Таким образом, у вышеуказанного объекта недвижимого имущества - сооружении (пруды-накопители), канализации самотечной и напорной, расположенные по адресу: <адрес> (самотечная от <адрес> до КНС, напорная от КНС до пруда-накопителя (р-н свалки) собственник отсутствует.
Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, иного суду не представлено.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае таким органом в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является администрация Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с частью 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Поскольку спорный объект недвижимости не имеет собственника, принят на учёт в установленном законом порядке в качестве бесхозяйного объекта, никто прав на обозначенный выше объект недвижимости в годичный срок не заявил, имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных администрацией Омского муниципального района Омской области требований о признании права муниципальной собственности на указанный выше объект недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимости – сооружение – канализация самотечная и напорная, расположенная по адресу: <адрес>, самотечная канализация от <адрес>, напорная канализация от КНС до пруда накопителя (р-он свалки), с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
Мотивированное решение составлено 29 июня 2020 года.