Дело № 5-2620/2021
11RS0005-01-2021-006293-63
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Берникова Е.Г., при секретаре Говязовой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 20.09.2021 в г.Ухте Республики Коми дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица:
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 60 комбинированного вида», , заведующая Бабич О.А.,
установил:
В Ухтинский городской суд Республики Коми на основании определения главного государственного санитарного врача по городу Ухте, городу Сосногорску, городу Вуктылу, Троицко – Печорскому району № 215 от 30.08.2021 о передаче дела об административном правонарушении поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» (далее также Учреждение).
Из протокола об административном правонарушении № 247 от 30.08.2021 следует, что в связи с регистрацией случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией среди сотрудников МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» при проведении 31.05.2021 с 12 часов 00 минут до 14 часов 30 минут и 14.06.2021 с 14 часов 10 минут до 15 часов 30 минут расследования инфекционных заболеваний в МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» по адресу: .... выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при возникновении угрозы распространения заболевания новой коронавирусной инфекцией, а именно:
1) не обеспечена групповая изоляция детей в помещении групповой ячейки, фактически 7 человек из группы № .... были перемещены в группу № ...., где находились контактные лица с больной новой коронавирусной инфекцией;
2) согласно устным объяснениям персонала группы №.... МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» готовый дезинфицирующий раствор («Ника-Хлор») в концентрации 0,045% на 10 л. используется для обработки уборочного инвентаря, что недостаточно для качественной обработки, фактически для обработки уборочного инвентаря необходимо использовать готовый дезинфицирующий раствор в концентрации 0,3%;
3) образовательная организация не оборудована достаточным количеством рециркуляторов для обеззараживания воздуха, фактически используется 3 передвижных облучателя (Облучатель медицинский бактерицидный «Азов») и 6 настенных облучателей-рециркуляторов (Облучатель-рециркулятор СН-211-115 (настенный), Облучатель-рециркулятор медицинский «Armed» в количестве 2; Облучатель-рециркулятор СН-211-130 количестве 3);
4) в группе №.... МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями с использованием ртутного термометра, что не позволяет проводить бесконтактную термометрию;
5) в группе №.... МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» параметры микроклимата не соответствуют допустимым величинам (22-24°С), фактически в группе № 10 - 16°С;
6) туалет для персонала не обеспечен условиями для гигиенической обработки рук, кожный антисептик отсутствует;
7) согласно устным объяснениям младшего воспитателя группы № .... МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» готовый дезинфицирующий раствор («Ника-Хлор») в концентрации 0,03% на 10 л. используется для обработки уборочного инвентаря, что недостаточно для качественной обработки, фактически для обработки уборочного инвентаря необходимо использовать готовый дезинфицирующий раствор в концентрации 0,3%;
8) согласно устным объяснениям младшего воспитателя группы №.... МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида» для обработки поверхностей в помещениях используется 2 колпачка готового дезинфицирующего раствора («Ника-Хлор» в концентрации 0,03%) на 10 л. воды, что недостаточно для качественной обработки поверхностей, так как необходимо использовать готовый дезинфицирующий раствор в концентрации 0,015-0,03% без разбавления водой, -
что является нарушением ст.28, ст.29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.11.3, п.2.11.6, п.3.1.8 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п.2.3, п.3.1 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п.4.4.СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п.98 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещаемое о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, законного представителя не направило. С учетом положений ч.3 ст.25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, Музалевская О.В. в судебном заседании на доводах протокола настаивала, административное наказание полагала на усмотрение суда.
Защитник Учреждения по доверенности Белонин П.В. указал, что устные пояснения являются ненадлежащим доказательством, противоправное деяние подлежит квалификации по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, Учреждением предприняты меры по устранению допущенных нарушений, и таковые (за исключением отсутствия достаточного количества рециркуляторов) устранены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу ст.28 указанного Федерального закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно Указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 «О введении режима повышенной готовности» на территории Республики Коми введен режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Коми.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пункты 2.11.3, 2.11.6, 3.1.8, которых устанавливают, что по окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается, инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфекционными средствами в соответствии с инструкцией по их применению; ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинским работником, которые должны опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие дети, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания к посещению не допускаются; дезинфекционные растворы готовят в соответствии с инструкцией перед непосредственным их применением.
Пунктом 3.1 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения COVID-19» предусмотрено, что в дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек; пунктом 2.3 предусмотрено, в том числе, что в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие: уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток непосредственно перед началом функционирования организации; ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей.
Пунктом 98 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» указаны допустимые величины параметров микроклимата в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, которые изложены в таблице 5.34 и не предусматривают для дошкольного возраста температуру в помещении ниже 20 °С.
Часть 1 ст.6.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции в виде административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей, и является специальной нормой по отношению к ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, поскольку непосредственно направлена на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних в процессе воспитания, обучения, оздоровления и отдыха.
Таким образом, нарушение требований ст.28 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.11.3, п.2.11.6, п.3.1.8 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», п.2.3, п.3.1 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п.98 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, не образует, поскольку образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Указание на нарушение п.4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» указанных выводов не опровергает, так как эта норма носит общий характер и устанавливает, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток).
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный кодекс относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При таких обстоятельствах вменяемое Учреждению противоправное деяние подлежит переквалификации на ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. На основании ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указание в протоколе об административном правонарушении № 247 от 30.08.2021 на устные объяснения персонала достаточным доказательством несоблюдения Учреждением требований к концентрации дезинфицирующего раствора для обработки уборочного инвентаря и поверхностей в помещении в группе № .... (п.2 протокола по результатам проверки от 31.05.2021, п.2, п.3 протокола по результатам проверки от 13.06.2021), и с учетом возражений защитника, отсутствия иных доказательств порождают неустранимые сомнения виновности Учреждения в указанных нарушениях, они подлежат исключению из объема предъявленного обвинения.
В остальной части факт нарушений подтвержден протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не оспаривается.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Учреждением не были приняты все меры по соблюдению требований санитарных норм и правил, считаю установленным совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, и вину в его совершении. Обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не усматриваю.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания учитываю характер административного правонарушения, обстоятельство, смягчающее административную ответственность – совершение правонарушение впервые, меры, предпринимаемые к устранению нарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считаю возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 30 000 руб.
На основании ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 комбинированного вида», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: ....
Квитанцию об уплате административного штрафа необходимо направить в Ухтинский городской суд Республики Коми (г.Ухта, ул.Бушуева, д.6, каб.14).
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.Г. Берникова