Дело № 2а-822/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Семилуки 18 июня 2018 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Толубаевой Л.В.,
при секретаре Анохиной С.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении СЃСѓРґР° административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РўСЂРѕР№РЅРёРЅРѕР№ Ольги Николаевны Рє начальнику отдела – старшему судебному приставу Семилукского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Кукуевой Р›.Р., УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, Семилукскому Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РѕР± оспаривании бездействия старшего судебного пристава РїСЂРё рассмотрении повторного заявления РѕР± ознакомлении СЃ материалами исполнительного производства в„–-РРџ,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РўСЂРѕР№РЅРёРЅР° Рћ.Рќ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє старшему судебному приставу Семилукского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Кукуевой Р›.Р. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РЅР° основании С‡. 1 СЃС‚. 50 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007Рі. в„– 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться СЃ материалами исполнительного производства, делать РёР· РЅРёС… выписки, снимать СЃ РЅРёС… РєРѕРїРёРё. Р’ силу СЃС‚.64 Федерального закона исполнительными действиями являются рассмотрение заявлений Рё ходатайств сторон исполнительного производства Рё РґСЂСѓРіРёС… лиц, участвующих РІ исполнительном производстве. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.64.1 Федерального закона должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство РІ десятидневный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ поступления Рє нему заявления, ходатайства Рё РїРѕ результатам рассмотрения выносит постановление РѕР± удовлетворении полностью или частично либо РѕР± отказе РІ удовлетворении заявления, ходатайства. Рстец РЅРµ располагает копией постановления старшего судебного пристава Кукуевой Р›.Р. РїРѕ результатам рассмотрения повторного заявления должника РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. РѕР± ознакомлении СЃ материалами исполнительного производства в„–-РРџ. Поэтому истец РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным бездействие старшего судебного пристава РїСЂРё рассмотрении повторного заявления должника РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ., обязать старшего судебного пристава Кукуеву Р›.Р. рассмотреть РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРє, установленный законом, повторное заявление должника РѕС‚ 05.04.2018Рі. РѕР± ознакомлении СЃ материалами исполнительного производства в„–-РРџ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле привлечены соответчиками Семилукский РОСП УФССП России по Воронежской области, УФССП России по Воронежской области.
В судебное заседание административный истец Тройнина О.Н. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Семилукского РОСП УФССП России по Воронежской области по доверенности Шутейникова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие и в иске Тройниной О.Н. отказать, представила возражения.
Ответчик старший судебный пристав Семилукского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Кукуева Р›.Р. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, извещена надлежащим образом, РІ заявлении просила дело рассмотреть РІ ее отсутствие Рё РІ РёСЃРєРµ РўСЂРѕР№РЅРёРЅРѕР№ Рћ.Рќ. отказать.
Представитель ответчика УФССП России по Воронежской области по доверенности Шутейникова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие и в иске Тройниной О.Н. отказать.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явка которых не является обязательной.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (ч.1 ст. 4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пункт 11 указанной статьи устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1,2 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской Федерации могут быть оспорены в суде.
Как следует РёР· материалов дела, РЅР° исполнении РІ Семилукском Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области находилось исполнительное производство в„–-РРџ Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° 5000 СЂСѓР±. СЃ должника РўСЂРѕР№РЅРёРЅРѕР№ Рћ.Рќ.
ДД.РњРњ.ГГГГ РўСЂРѕР№РЅРёРЅР° Рћ.Рќ. обратилась РІ Семилукский Р РћРЎРџ СЃ заявлением РѕР± ознакомлении СЃ материалами оконченного исполнительного производства. Р’ ответе РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. начальник Семилукского Р РћРЎРџ Кукуева Р›.Р. сообщила, что РўСЂРѕР№РЅРёРЅР° Рћ.Рќ. вправе ознакомиться СЃ материалами исполнительного производства РІ установленные РґРЅРё Рё часы приема граждан (Р».Рґ. 24-25).
Семилукским РОСП ДД.ММ.ГГГГ на повторное заявление Тройниной О.Н. об ознакомлении её с материалами исполнительного производства, поданное заявителем ДД.ММ.ГГГГ в канцелярию Семилукского РОСП, даны соответствующие ответы исх.№, № (л.д. 25-26).
Представленные истцом заявления об ознакомлении с материалами исполнительного производства от 06.06.2017г., от 13.11.2017г., от 23.11.2017г., от 28.11.2018г., постановление о признании жалобы обоснованной от 09.10.2017г., сопроводительное письмо с копией конверта, суд не принимает во внимание, поскольку указанные документы не относятся к рассматриваемому делу (л.д.6-15).
Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ч.1 ст. 50 Федерального закона стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст. 64 Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе, рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве.
В соответствии с частями 1, 2, 5, 6, 7 ст. 64.1 Федерального закона заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными Федеральным законом. Если иное не предусмотрено Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.
Р’ Рї. 12.1.17 Приказа ФССП Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 10.12.2010Рі. в„– 682 «Об утверждении Рнструкции РїРѕ делопроизводству РІ Федеральной службе судебных приставов» указано, что РїСЂРё ознакомлении сторон исполнительного производства, РёС… представителей СЃ документами исполнительного производства судебным приставом-исполнителем РЅР° листе ознакомления делается соответствующая запись, содержащая сведения Рѕ снятии РєРѕРїРёР№ СЃ документов, РїСЂРё этом СЃСЂРѕРє Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления для ознакомления материалов исполнительного производства РЅРµ предусмотрены.
Согласно п.1.3, п.1.4 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФССП России 11.04.2014г. № 15-9, в порядке ст.64.1 Закона подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение. Должностным лицом службы судебных приставов в соответствии со ст.64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: совершения исполнительных действий, предусмотренных ст.64 Закона; применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст.68 Закона; об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч.3 ст.14 Закона); о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст.88.1 Закона; об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч.9 ст.47 Закона; о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст.34.1 Закона; по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.
Не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст.64.1 Закона: заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с ч.2 ст.30 Закона; обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; также не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения (п.2.1 Методических рекомендаций).
В соответствии с приведенными выше положениями, исходя из анализа указанного законодательства, обращение лица, участвующего в исполнительном производстве, с требованием ознакомить его с материалами исполнительного производства, которое уже окончено за исполнением, не требует принятия соответствующего процессуального решения, указанное заявление не подлежит рассмотрению по правилам статьи 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 28.01.2016г. №109-О указал, что административное процессуальное законодательство исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела установлено, что заявление РўСЂРѕР№РЅРёРЅРѕР№ Рћ.Рќ., поданное РІ канцелярию Семилукского Р РћРЎРџ ДД.РњРњ.ГГГГ. РѕР± ознакомлении СЃ материалами оконченного исполнительного производства в„–-РРџ рассмотрено, должностным лицом дано поручение конкретному судебному приставу-исполнителю Рѕ проведении ознакомления, Рѕ чем свидетельствуют резолюция РЅР° заявлении, РўСЂРѕР№РЅРёРЅРѕР№ Рћ.Рќ. дан ответ РїРѕ сути заявления, что подтверждается ответом РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. Рё реестром внутренних почтовых отправлений (Р».Рґ.24-25, 28-32).
Кроме того, Семилукским РОСП ДД.ММ.ГГГГ. на повторное заявление Тройниной О.Н. об ознакомлении её с материалами исполнительного производства, поданное заявителем ДД.ММ.ГГГГ в канцелярию Семилукского РОСП, даны соответствующие ответы исх.№, № (л.д. 26-27).
Вместе с тем, Тройнина О.Н. до настоящего времени для ознакомления с оконченным исполнительным производством в Семилукский РОСП не прибывала, доказательств обратного суду административный истец не представил.
Учитывая изложенное, суд полагает, что административный истец не лишена и не ограничена в своем праве на ознакомление с материалами исполнительного производства.
Административным истцом объективных доказательств и доводов нарушения ее конкретных прав, свобод и законных интересов как должника в оконченном за исполнением исполнительном производстве оспариваемым бездействием не представлено, заявленные требования носят надуманный и декларативный характер.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях старшего судебного пристава неправомерности, и считает, что права и законные интересы истца не нарушены, поэтому необходимо в удовлетворении заявленных требований Тройниной О.Н. отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Р¤РРћ3 Рє начальнику отдела – старшему судебному приставу Семилукского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Кукуевой Р›.Р., УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, Семилукскому Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РѕР± оспаривании бездействия старшего судебного пристава РїСЂРё рассмотрении повторного заявления РѕР± ознакомлении СЃ материалами исполнительного производства в„–-РРџ - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Толубаева Л.В.
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2018 года