Решение по делу № 33-460/2015 от 12.01.2015

Судья: Свиридова О.А.                             Дело № 33-460/2015

                    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    21 января 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Елистратовой Е.В.

Судей Пискуновой М.В., Маркина А.В.

При секретаре Шарапове М.Н.

С участием прокурора Кушнирчук А.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело апелляционным жалобам ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», министерства имущественных отношений Самарской области и министерства здравоохранения Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 18.11.2014 г., которым постановлено:

    «Исковые требования прокурора Волжского района Самарской области удовлетворить.

Обязать ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности зданий, а именно:

1. В курумоченском отделении здания стационара и поликлиники, расположенных по адресу <адрес>

-    организовать аварийное (эвакуационное) освещение, которое должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения. Для питания аварийного освещения установить аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа;

в здании (помещениях) автоматическую установку пожарной сигнализации привести в исправное состояние;

в здании (помещениях) установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

устранить нарушения в виде совмещения эвакуационного выхода из подвала с лестничной клеткой;

полы на путях эвакуации (в коридоре стационара; коридор 1-го этажа) отделать негорючими материалами;

стены на путях эвакуации (коридор стационара; центральный выход правое крыло; коридор поликлиники; центральный выход левое крыло; центральный выход правое крыло; центральный выход левое крыло; тамбур основного выхода) отделать негорючими материалами;

2. в гараже (пристрой к зданию стоматологии) установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматическую установку пожарной сигнализации».

Заслушав доклад судьи Пискуновой М.В., доводы в поддержание апелляционных жалоб представителя министерства имущественных отношений Самарской области Зубовой Е.В., представителя министерства здравоохранения Самарской области Берман И.Я., представителей ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» Семенычевой А.Ю. и Исаковой О.Н., возражения представителя прокурора Волжского района Самарской области Халеппо И.М. и представителя Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, отдел надзорной деятельности муниципального района Волжский Шубкова И.А., судебная коллегия

                УСТАНОВИЛА:

Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд с иском к ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, ссылаясь на то, что прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с Главным управлением министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области проверено исполнение требований пожарной безопасности в деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница».

В ходе проверки установлено, что ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» и ее территориальными подразделениями допущены существенные нарушения требований пожарной безопасности. Главным управлением министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области в адрес ГУБЗ СО «Волжская центральная районная больница» вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.

Вместе с тем, ГУБЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» выявленные нарушения не устранены, о чем составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно п. 4.5.2.5 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» к общей компетенции ответчиков относится осуществление финансового обеспечения учреждения. Без надлежащего финансового обеспечения ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» не может исполнять свою обязанность по содержанию недвижимого имущества, переданного в оперативное управление, в соответствии с противопожарными правилами и санитарно-эпидимиологическим законодательством, (п. 3.10.7 Устава).

Ссылаясь на то, что нарушения требований пожарной безопасности противоречат требованиям действующего законодательства, создают угрозу безопасности жизни и здоровья людей, могут привести при пожаре (чрезвычайной ситуации) к массовой гибели, травмированию людей, существенно влияют на безопасность нахождения людей в данном здании (помещениях), прокурор Волжского района Самарской области при уточнении исковых требований просил суд обязать ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области в рамках имеющихся у них полномочий провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности здания, а именно:

1.    В курумоченском отделении здания стационара и поликлиники, расположенных по адресу <адрес>

-    организовать аварийное (эвакуационное) освещение, которое должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения. Для питания аварийного освещения установить аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа;

в здании (помещениях) автоматическую установку пожарной сигнализации привести в исправное состояние;

в здании (помещениях) установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

устранить нарушения в виде совмещения эвакуационного выхода из подвала с лестничной клеткой;

полы на путях, эвакуации (в коридоре стационара; коридор 1-го этажа) отделать негорючими материалами;

стены на путях эвакуации (коридор стационара; центральный выход правое крыло; коридор поликлиники; центральный выход левое крыло; центральный выход правое крыло; центральный выход левое крыло; тамбур основного выхода) отделать негорючими материалами;

2.    в гараже (пристрой к зданию стоматологии) установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматическую установку пожарной сигнализации.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым отметчики не согласились, ими поданы апелляционные жалобы.

    Не согласившись с вышеуказанным решением министерство имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на отсутствие у министерства полномочий по финансовому обеспечению ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ», а также на отсутствие доказательств нарушения законодательства непосредственно министерством, полагая при этом, что требования об устранении нарушений капитального характера необоснованно удовлетворены судом при отсутствии соответствующей экспертизы о возможности проведения работ, которые не повлекут разрушения здания. Ссылаясь на неисполнимость решения суда в части возложения на них обязанности по устранению указанных нарушений, устранение которых возложено на ответчика ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» органом пожарного надзора в срок до ДД.ММ.ГГГГ г., просят решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований прокурору в полном объеме.

Министерство здравоохранения Самарской области также в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворения требований прокуратуры Волжского района Самарской области в отношении министерства здравоохранения Самарской области, указывая на то, что министерство не имеет полномочий по принятию соответствующих расходных обязательств, а лишь распределяет доведенные до него денежные средства. Считает, что ФЗ «О пожарной безопасности» не предусмотрена гражданско–правовая ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, что, по их мнению, не учтено судом первой инстанции при удовлетворении иска.

ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, поскольку Арбитражным судом не установлено наличие правонарушений, перечисленных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ При этом, учитывая, что указанное постановление признано судом незаконным, предписание от ДД.ММ.ГГГГ г., положенное в основу иска, нельзя рассматривать как надлежащее доказательство, поскольку в нем перечислены аналогичные нарушения. Также, считает, что суд необоснованно вменил в обязанности больницы по устранению нарушения в виде совмещенного эвакуационного выхода из подвала с лестничной клеткой, ссылаясь на то, что к зданию больницы, введенного в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ необходимо применять положения СНиП п. <данные изъяты>. которого допускало размещение выходов из помещений, размещаемых в подвальных и цокольных этажах через общие лестничные клетки. Полагают, что возложенная на них обязанность не исполнима, поскольку не указано каким образом следует устранить указанное нарушение.

    Не соглашаясь с возложением обязанности по организации аварийного освещения, ответчик указывает на то, что доказательств, подтверждающих пребывание в здание более <данные изъяты> человек, не имеется.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» - Исакова О.Н. и Семенычева А.Ю., действующие по доверенностям, представитель министерства имущественных отношений – Зубова ЕВ., действующая по доверенности, представитель министерства здравоохранения Самарской области - Берман И.Я., действующая по доверенности, доводы апелляционных жалоб полностью поддержали, просили решение суда отменить.

    Представитель прокурора Волжского района Самарской области Халеппо И.М.и старший инженер отдела надзорной деятельности – государственный инспектор м.р. Волжский по пожарному надзору ГУ МЧС России по Самарской области – Шубков И.А. в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционных жалоб, считают решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей, заключение прокурора, полагавшей решение суда подлежащим уточнению в части возложения на ответчиков обязанности по устранению нарушения в виде совмещения эвакуационного выхода из подвала с лестничной клеткой в курумоченском отделении здания стационара и поликлиники путем установки противопожарной двери в подвальном помещении, а также в части возложения обязанности по отделке негорючими материалами полы на путях, эвакуации (в коридоре стационара; коридор 1-го этажа), с указанием о полах в коридоре первого этажа, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О пожарной безопасности», государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 указанного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства пожаротушения, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), т.е. на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Собственник, передав часть своего имущества, в том числе на праве оперативного управления, другому лицу сохраняет за собой право собственности на это имущество.

На основании ст. 210 ГК РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с Главным управлением министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области проверено исполнение требований пожарной безопасности в деятельности ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ».

В ходе проверки установлено, что ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» и ее территориальными подразделениями допущены существенные нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно п.1.6 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» собственником имущества учреждения является Самарская область, полномочия которого осуществляют министерство здравоохранения Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области.

В силу п.1.7 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» учреждение обладает имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления. На министерство здравоохранения Самарской области возложена обязанность по осуществлению финансового обеспечения ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница». Финансирование ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» осуществляется из областного бюджета.

Уставом к компетенции министерства имущественных отношений Самарской области относится регулирование в пределах своих полномочий отношений собственности в ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», в том числе контроль эффективности его использования.

Следовательно, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности самим ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» не освобождает учредителей - министерство здравоохранения Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, в том числе как собственника зданий, от обязанности обеспечить выполнение мер пожарной безопасности при их эксплуатации.

Судом установлено, что выявленные в ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» нарушения требований пожарной безопасности допускаются продолжительное время и не устраняются на протяжении длительного периода.

Главным управлением министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области в адрес ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Однако, до настоящего времени указанные нарушения ГУБЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» не устранены.

Учитывая, что без привлечения дополнительных средств ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности на министерство здравоохранения Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области и ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» в рамках своей компетенции провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в указанном выше здании, поскольку выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в лечебном учреждении, соответственно нарушая права неопределенного круга лиц на охрану и укрепление здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Доводы апелляционных жалоб министерства здравоохранения Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области об отсутствии у министерств полномочий по финансовому обеспечению ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ», не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 4.5.2.5 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» к общей компетенции ответчиков относится осуществление финансового обеспечения учреждения. При этом определенный собственником здания порядок такого обеспечения путем возложения отдельных функций на иные финансовые органы, не может быть определяющим фактором при решении вопроса об охране здоровья и защите прав граждан, посещающих указанное выше здание и находящихся в нем на стационарном лечении.

Ссылки в апелляционных жалобах ответчиков на то, что министерство здравоохранения Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области не являются надлежащими ответчиками по делу, ввиду того, что они не наделены полномочиями по формированию бюджета и не могут вмешиваться в деятельность самостоятельного юридического лица - ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ», являются несостоятельными, поскольку не устранение выявленных нарушений носит длительный характер, свидетельствующий о недостаточной активности ответчиков в осуществлении своих полномочий в разрешении данного вопроса. Кроме того, заявленные прокурором требования предполагают проведение капитальных ремонтных работ, что невозможно без соответствующего уведомления об этом собственника имущества.

Доводы жалобы ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» относительно того, что не истек срок, указанный в новом предписании для устранения аналогичных нарушений, не является основанием к отказу в иске, поскольку выявленные в учреждении нарушения, создают опасные условия для лиц, находящихся в лечебном учреждении, и в целях предотвращения опасности причинения вреда в будущем, суд правильно указал на необходимость устранения ряда нарушений.

    Ссылка на решение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., которым постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ГБУЗ СО «Волжская центральная районная больница» по ст. 20.4 КоАП РФ на основании выявленных нарушений требований пожарной безопасности признано незаконным и отменено, не может быть принята во внимание в качестве основания для отмены решения суда и отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду того, что в рамках рассмотрении дела о привлечении ответчика к административной ответственности и обоснованности назначения административного наказания устанавливается наличие вины в его действиях.

    В данном случае, установив нарушение прав граждан, посещающих указанное выше лечебное учреждение, на безопасное времяпровождения в нем в процессе получения медицинской помощи, суд, в силу ст. ст. 3, 45 ГПК РФ, в целях предотвращения причинения вреда в будущем, правильно возложил обязанность на ответчиков по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

    Доводы, заявленные представителем     ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» в суде апелляционной инстанции, в части неясности исполнения решения суда о проведении работ по отделке полов негорючими материалами в коридоре стационара, притом, что согласно предоставленных фотоматериалов полы в стационаре, размещенном на втором этаже здания курумоченской больницы, отделаны плиткой, судебной коллегией не принимаются во внимание в виду того, что из пояснений представителя истца следует, что на первом этаже здания поликлиники имеется помещение, относящееся к стационару (приемный покой), в котором полы, как и полы коридора поликлиники 1-ого этажа, отделаны горючими материалами, что ответчиками не отрицалось.

    В случае возникновения затруднений при исполнении решения суда, стороны вправе обратиться в суд за соответствующим разъяснением.

    В опровержение сведений о пребывании в здании более <данные изъяты> человек, что судом было принято во внимание при удовлетворении требований в части возложения обязанности на ответчиков по организации аварийного освещения, надлежащих средств доказывания ответчиком судебной коллегии не предоставлено.

    

Вместе с тем, судебная коллегия, не может согласиться с выводами суда первой инстанции в отношении отдельных видов организационно – хозяйственных мероприятий, необходимых по устранению нарушения в виде совмещения эвакуационного выхода из подвала с лестничной клеткой.

Согласно п. <данные изъяты> СНиП действовавшего на момент введения в эксплуатацию здания лечебного корпуса, эвакуационные выходы должны располагаться рассредоточено. Выходы из помещений, размещаемых в подвальных и цокольных этажах, допускается устраивать через общие лестничные клетки, при условии отсутствия в этих помещениях складов или кладовых сгораемых материалов. При наличии в подвальных или цокольных помещениях складов или кладовых сгораемых материалов допускается использовать для выхода общую лестничную клетку, устраивая для этих помещения обособленные выходы наружу, отделенные от остальной лестничной клетки глухими несгораемыми ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

Удовлетворяя требования в части устранения указанных выше нарушений, судом не проверены обстоятельства нахождения в подвальном помещении склада или кладовой сгораемых материалов, сведений об этом материалы дела не содержат. Соответствующего акта осмотра в подтверждении возражений доводов апелляционной жалобы, судебной коллегии также не предоставлено.

Кроме того, заявляя указанные выше требования, истцом не определено какие работы необходимо провести в целях устранения выявленного нарушения, притом, что возможность устранения данного нарушения предполагает проведения ряда капитальных работ по устройству обособленных выходов наружу из подвальных помещений, в которых размещаются сгораемые материалы.

При отсутствии конкретизации действий ответчиков по устранению данного нарушения, и не предоставления соответствующих доказательств о необходимости его устранения, возложение на ответчиков обязанности по устранению нарушения является необоснованным.

Исходя из диспозиции заявленных истцом требований, уточнение решения суда в части указания проведения работ по установке противопожарной двери, противоречит положениям ст. ст. 195, 196 ГПК РФ.

С учетом вышеизложенного, в указанной части решение суда подлежит отмене, а исковые требования прокурора оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Волжского районного суда Самарской области от 18.11.2014 г. отменить в части возложения обязанности на ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», министерство здравоохранения Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области по проведению необходимых организационно-хозяйственных мероприятий с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в курумоченском отделении здания стационара и поликлиники, расположенных по адресу <адрес>, в части устранения нарушения в виде совмещения эвакуационного выхода из подвала с лестничной клеткой.

    Постановить в этой части новое решение, которым в удовлетворении заявленных выше требований прокурору Волжского района Самарской области отказать.

     В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-460/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Волжского района С/о
Ответчики
ГБУЗ С/о Волжская центральная районная больница
Министерство здравоохранения С/О
МИО С/о
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
21.01.2015Судебное заседание
10.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее