№ 2-395/2019
37RS0017-01-2019-000648-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2019 года город Родники Ивановской области
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.В.,
при секретаре Бушуевой М.В.,
с участием помощника прокурора Родниковского района Мотыгина А.Н.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области Смирнова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> о понуждении устранить выявленные нарушения федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, а именно: установить и подключить к сети уличного освещения светильники на протяжении <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес>, действуя в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес>, в котором с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), просит обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> устранить в полном объеме до <дата> выявленные нарушения федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, а именно: организовать работы по установке и подключению сети уличного освещения, стационарного электрического освещения на протяжении дороги, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р. 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от <дата> №-ст.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ на территории МО «Родниковский муниципальный район <адрес>». Согласно ст. 3 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федерального закона «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия-состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Согласно требованиям п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р. 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусмотрено на участках, проходящих по населенным пунктам и за его пределами расстояние от них не менее 100 метров. Установлено, что на протяжении <адрес> установлено 7 опор, на которых светильники уличного освещения отсутствуют. В силу требований п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, заместитель прокурора руководствуется тем, что отсутствие обустроенного тротуара, предусмотренного проектом организации дорожного движения по <адрес> городского поселения, угрожает безопасности участников дорожного движения и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, которые, в свою очередь, влекут причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение им имущественного ущерба. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ и ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель прокурора просит суд обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> устранить в полном объеме до <дата> выявленные нарушения федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, а именно: организовать работы по установке и подключению сети уличного освещения, стационарного электрического освещения на протяжении дороги, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р. 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от <дата> №-ст.
В судебном заседании помощник прокурора Мотыгин А.Н. исковые требования с учетом изменения поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации на территории муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес>. Выступая в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, заместитель прокурора руководствуется тем, что ненадлежащее состояние дорог угрожает безопасности участников дорожного движения и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, которые, в свою очередь, влекут причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение им имущественного ущерба. Период времени, в течение которого администрация муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> обязана устранить выявленные нарушения, истец полагает необходимым определить в срок до <дата>.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> Смирнов В.С. исковые требования заместителя прокурора <адрес> с учетом изменения полагал обоснованными, пояснил, что, действительно, светильники уличного освещения на протяжении <адрес> отсутствуют, что не соответствует требованиям «ГОСТ Р. 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В данный момент составлен проект строительства сети уличного освещения, в том числе на <адрес>, смета на проведение необходимых работ по установке светильников уличного освещения. В следующем году работы по установке и подключению к сети уличного освещения светильников на протяжении <адрес> в срок до сентября 2020 года будут выполнены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД России «Родниковский» Плужникова О.С., будучи извещенной о дате, времени, месте рассмотрения дела в порядке гл. 10 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, ранее в судебном заседании полагала заявленные исковые требования заместителя прокурора <адрес> с учетом изменения подлежащими удовлетворению, пояснила, что выявленное нарушение влечет возможное причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение им имущественного ущерба.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Объединенные электрические сети», будучи извещенной о дате, времени, месте рассмотрения дела в порядке гл. 10 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, письменный отзыв на иск, согласно которому заявленные заместителем прокурора <адрес> исковые требования к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> с учетом изменения полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, указано, что АО «Объединенные электрические сети» является собственником ВЛИ-0,4 кВ ф. «<адрес>, Лермонтова, Интернациональная» КТП-29, входящей в состав Электросетевого комплекса № объект «Новая Слободка» на основании свидетельства о праве собственности от <дата> №-СС №, указанная линия проходит, в том числе, и по <адрес>, светильниками уличного освещения АО «Объединенные электрические сети» не владеет.
С согласия лиц, участвующих в деле, суд считает возможным на основании ч. 3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из заявления гражданина Шуракова И.Г., направленного в администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес>» и в ОГИБДД МО МВД России «Родниковский» <дата>, в нарушение требований п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.4 и п. 4.6.1.5 «ГОСТ Р. 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от <дата> №-ст, «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участке автодороги по <адрес> отсутствует наружное освещение, что нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также влияет на безопасность дорожного движения. В целях снижения риска причинения вреда здоровью и имуществу значительного количества пешеходов, водителей и пассажиров автотранспорта, просит устранить данное нарушение, путем организации наружного освещения на указанном участке (л.д.8).
Из рапорта госинспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Родниковский» Ушакова А.С. следует, что <дата> им на основании указанного заявления проведено обследование <адрес>, по результатам которого установлено, что на протяжении указанной автодороги установлено 7 опор, на которых светильники уличного освещения отсутствуют, указанная в обращении информация нашла свое подтверждение (л.д.11).
Из ответа И.о. главы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес>» Беляниной Л.В. от <дата>, исх. №, направленного в адрес Врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Родниковский» Белову И.С., следует, что в проекте организации дорожного движения улицы частного сектора не отображены, опоры наружного освещения принадлежат АО «Объединенные электрически сети» (л.д.15).
<дата> в адрес прокурора <адрес> ФИО10 начальником ОГИБДД МО МВД России «Родниковский» ФИО11 была направлена информация о том, что в ходе проведения проверки по обращению гражданина Шуракова И.Г. информация, указанная в обращении, нашла свое подтверждение, просит принять меры прокурорского реагирования о понуждении администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> совершить определенные действия по приведению улично-дорожной сети в соответствии с требованиями ГОСТ (л.д.16).
Представителем ответчика представлен проект строительства линии уличного освещения по адресу: <адрес> от ТП-42, разработанный ООО «Навигатор» (л.д.53-82).
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р. 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусмотрено на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров по СП 52.13390.2001 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от <дата> №.
Пунктом 2.5 СНиП <дата>-85 «Автомобильные дороги», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от <дата> №, предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов. Согласно п. 9.1 указанного СНиП к обустройству дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением), озеленение, малые архитектурные формы.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решениям Совета МО «Родниковский муниципальный район» от <дата> № и Совета МО «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района <адрес>» от <дата> № администрация муниципального образования «Родниковское городское поселение», реорганизована путем присоединения ее к администрации муниципальному образованию «Родниковский муниципальный район» <адрес>.
Из пп. 5 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «Родниковский муниципальный район» следует, что к вопросам местного значения Родниковского муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Родниковского муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Родниковского муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; становление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, не оспаривается сторонами по делу, что на протяжении <адрес> отсутствует сеть уличного освещения, что не соответствует требованиям вышеперечисленного законодательства. Срок выполнения устранения выявленных нарушений, с учетом отсутствия возражений со стороны ответчика, представленным проектом строительства линии уличного освещения, в том числе на <адрес>, суд полагает разумным и обоснованным.
Таким образом, поскольку в судебном заседании нашло подтверждение наличие вышеуказанных недостатков, работы по устранению данных недостатков на момент рассмотрения дела не проведены, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> о понуждении устранить выявленные нарушения федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> о понуждении устранить выявленные нарушения федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, а именно: установить и подключить к сети уличного освещения светильники на протяжении <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> устранить в полном объеме в срок до <дата> выявленные нарушения федерального законодательства, а именно: организовать работы по установке и подключению сети уличного освещения, стационарного электрического освещения на протяжении дороги, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 «ГОСТ Р. 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Кузнецова Е.В.
Решение изготовлено в окончательной
форме <дата>
Судья Кузнецова Е.В.