Дело № 2-1-55/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2019 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,
с участием представителя истца Лебедева В.В. по доверенности Шмелевой Л.А., представителя ответчика администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области Домаревой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Лебедева В.В. к администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Лебедев В.В. обратился в суд с иском к администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора дарения, заключенного 23 мая 2003 г. между ним и Т.А.П., ему был подарен земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. С момента получения в дар земельного участка он и члены его семьи постоянно пользуются участком, выращивают на нем овощи, регулярно оплачивают членские взносы в садоводческое общество. Вместе с тем, договор дарения, заключенный между ним и Т.А.П., не был зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области. В настоящее время оформить переход права на земельный участок не представляется возможным, поскольку после совершения сделки дарения Т.А.П. заболел, и 23 июля 2004 г. умер. Наследников по закону у Т.А.П. не было, наследственное дело к его имуществу не заводилось. Брак между его бабушкой и Т.А.П. ранее был расторгнут, однако они продолжали совместно проживать и вести общее хозяйство.
По данным основаниям просит признать за собой право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Истец Лебедев В.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, его интересы в судебном заседании на основании доверенности представляла Шмелева Л.А., которая заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области глава сельского поселения Домарева Ю.В. не возражала против удовлетворения исковых требований Лебедева В.В. и признания за ним права собственности на земельный участок.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В силу ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 572 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно ч. 3 ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в ст. 574, не подлежит применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 года.
Переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации на основании ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрен следующий порядок государственной регистрации прав: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
При этом государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны (ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Таким образом, правовое регулирование вопроса перехода права собственности на объекты недвижимости допускает осуществление государственной регистрации перехода права собственности по решению суда в случае уклонения одной из сторон сделки.
Согласно ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства. В состав наследства в соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в п. 14 Постановления от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что в состав наследства входит принадлежащее наследодателю на день открытия наследства имущество, в числе прочего имущественные права и обязанности (в том числе, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором).
Исходя из смысла ч. 3 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд может принять решение о регистрации сделки не только в случае виновного уклонения одной из сторон от регистрации сделки, но и в случае невозможности этой стороны совершить определенные действия, направленные на регистрацию перехода права собственности к приобретателю, по не зависящим от воли данной стороны причинам.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 60 и п. 62 Постановления от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в частности разъясняет, что после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные положения также могут быть распространены и на договоры дарения.
Обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться в суд с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
Рассматривая такое требование, суд проверяет исполнение обязанности по передаче и исполнение обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Как следует из содержания искового заявления Лебедева В.В., обстоятельством, повлекшим невозможность регистрации за истцом права собственности по договору дарения, явилась смерть дарителя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Т.А.П., являвшемуся членом садоводческого общества «ОКА», на основании Постановления администрации Мценского района от 17 ноября 1992 г. № 590 предоставлен в собственность земельный участок для ведения садоводства площадью 0,05 га. 19 сентября 1994 г. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района Т.А.П. выдано свидетельство о праве собственности на землю (л.д. 6).
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 22 ноября 2018 г., данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, 25 января 2005 г. участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, с присвоением ему кадастрового номера № (л.д. 13-14).
Поскольку указанный земельный участок состоит на кадастровом учете, он является индивидуально-определенной вещью и относится к предметам гражданского оборота.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26 декабря 2018 г., сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером № отсутствуют (л.д. 36).
В результате выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым инженером Г.В.О. 19 октября 2018 г. изготовлен межевой план. По заключению кадастрового инженера фактическая площадь земельного участка составила 500 кв.м., что соответствует сведениям государственного земельного кадастра (л.д. 15-20).
Из материалов дела следует, что 23 мая 2003 г. между Т.А.П. с одной стороны и Лебедевым В.В. с другой стороны заключен договор дарения земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Указанный договор заключен в письменной форме, сторонами согласованы существенные условия договора, а также Лебедевым В.В. выражено согласие на получение в дар от Т.А.П. в собственность земельного участка.
По условиям договора дарения право собственности на указанный земельный участок возникает у Лебедева В.В. с момента регистрации договора и регистрации перехода права в Управлении Федеральной регистрационной службы по Орловской области.
23 июля 2004 г. Т.А.П. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от 29 июля 2004 г. серии I-ТД № (л.д. 11). До его смерти государственная регистрация перехода земельного участка в собственность Лебедева В.В. не оформлялась.
Как следует из ответа нотариуса Мценского нотариального округа от 10 декабря 2018 г., наследственное дело к имуществу Т.А.П., умершего 23 июля 2004 г. не заводилось (л.д. 25).
Вместе с тем Т.А.П. на основании заключенного им договора дарения выразил свою волю на передачу безвозмездно в собственность Лебедева В.В. земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>
Наличие добровольного волеизъявления дарителя, а также исполнение им обязательств по передаче спорного земельного участка одаряемому, подтверждается членской книжкой с/о «ОКА», ранее выданной на имя Т.А.П., и затем переоформленной на имя Лебедева В.В. (л.д. 8-10), а также показаниями свидетелей Т.Н.В. и Л.В.Г., данными в ходе рассмотрения дела.
Доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установленного федеральным законом, запрета на приватизацию данного земельного участка или его резервирования для государственных или муниципальных нужд, а также иных оснований ограничивающих право истца на получение в собственность спорного участка, суду не представлено.
Принимая во внимание, что единственным обстоятельством, повлекшим невозможность регистрации за истцом права собственности по договору дарения во внесудебном порядке, является смерть дарителя, в целях защиты права собственности одаряемого суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Лебедева В.В. в полном объеме и признать за ним право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Поскольку истец не настаивает на взыскании с ответчика судебных расходов, данные расходы в его пользу не взыскиваются.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Лебедева В.В. к администрации Карандаковского сельского поселения Мценского района Орловской области о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Лебедевым Вячеславом Владимировичем право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 25 января 2019 г.
Председательствующий Е.В. Журавлева