Дело № 2-2776/2017
Р—РђРћР§РќРћР• РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 декабря 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Змеевской В.С.,
при секретаре Ткач А.Р.,
с участием представителя истца Тушинцева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Шиманской Надежде Викторовне, третьи лица: Управление государственной регистрации, права и кадастра города Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просил признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
РСЃРє обоснован тем, что РЅР° основании решения Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета в„– РѕС‚ В«14В» апреля 2010 РіРѕРґР° «О внесении изменений РІ решение Севастопольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, утверждении градостроительного обоснования, проекта землеустройства РїРѕ отводу земельного участка Рё передаче РІ собственность гражданам - членам РћРљ «ЖСК «Слобода» земельных участков общей площадью 32,2000 РіР° РІ районе Сапун-РіРѕСЂС‹ для строительства Рё обслуживания жилых РґРѕРјРѕРІ, хозяйственных построек Рё сооружений (приусадебные участки), передаче РІ аренду СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 25 лет РћРљ «ЖСК «Слобода» земельного участка площадью 6,0700 РіР° РІ районе Сапун-РіРѕСЂС‹ для обслуживания территории РїРѕРґ проездами, проходами Рё объектами линейной инженерной инфраструктуры» ответчику РІ собственность передан земельный участок.
Рстец указывает, что РїСЂРё оформлении права собственности ответчика РЅР° спорный земельный участок нарушен РїРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления земельных участков РІ собственность физическим лицам, предусмотренный Земельным кодексом Украины. РљСЂРѕРјРµ того, земельный участок, переданный РІ собственность ответчика, расположен РІ границе земель лесного фонда, РІ отношении которых установлен специальный режим использования.
Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на него.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении не подавала.
Представитель третьего лица Главного управления природных ресурсов и экологии город Севастополя (Севприроднадзор) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен в установленном законом порядке.
Суд с учётом отсутствия возражений представителя истца, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, рассмотрел дело по правилам заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании решения Севастопольского городского Совета № от «14» апреля 2010 года «О внесении изменений в решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждении градостроительного обоснования, проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам - членам ОК «ЖСК «Слобода» земельных участков общей площадью 32,2000 га в районе Сапун-горы для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), передаче в аренду сроком на 25 лет ОК «ЖСК «Слобода» земельного участка площадью 6,0700 га в районе Сапун-горы для обслуживания территории под проездами, проходами и объектами линейной инженерной инфраструктуры» ответчику в собственность передан земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: г<адрес>, целевое назначение земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).
21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Согласно положениям статьи 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Указанными нормами устанавливаются требования, согласно которым на момент принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность, земельный участок должен быть сформирован, как отдельный объект гражданских прав, иметь установленные границы, определенное месторасположение.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в Севастопольский городской Совет с ходатайством о предоставлении в собственность спорного земельного участка, сведений о получении ответчиком соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также утверждения уполномоченным органом проекта землеустройства по отводу земельного участка ответчику и предоставления его в собственность ответчика.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.
Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка Севастопольским городским Советом были нарушены нормы земельного и лесного законодательства, регулировавшего порядок передачи в собственность земельных участков, отнесенных к категории земель лесного фонда.
Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.
В силу положений статьи 19 Земельного кодекса Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда.
Р’ соответствии СЃ частями 1, 2 Рё 4 статьи 20 Р—Рљ Украины отнесение земель Рє той или РёРЅРѕР№ категории осуществляется РЅР° основании решений органов государственной власти Рё органов местного самоуправления РІ соответствии СЃ РёС… полномочиями. Рзменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения Рѕ передаче этих земель РІ собственность или предоставление РІ пользование, изъятие (выкуп) земель Рё утверждают проекты землеустройства или принимают решение Рѕ создании объектов природоохранного Рё историко-культурного назначения. Рзменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится СЃ учетом заключений органов исполнительной власти РїРѕ вопросам охраны окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среды Рё лесного хозяйства. Нарушение РїРѕСЂСЏРґРєР° установления Рё изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти Рё органов местного самоуправления Рѕ предоставлении (передаче) земельных участков гражданам Рё юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа РІ государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения Рє ответственности РІ соответствии СЃ законом граждан Рё юридических лиц, виновных РІ нарушении РїРѕСЂСЏРґРєР° установления Рё изменения целевого назначения земель (статья 21 Р—Рљ Украины).
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ЗК Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 ЗК Украины).
В соответствии со статьями 56, 57 ЗК Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.
С учетом вышеизложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, Земельного кодекса Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.
Кроме того, согласно статье 3 ЗК Украины земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат ЗК Украины.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, что по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины (далее – ЛК Украины), заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенному воспроизводству лесов.
Рспользованию лесохозяйственных земель РїРѕ РёС… целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной частью охраны земель является защита лесных земель Рё кустарников РѕС‚ необоснованного РёС… изъятия для РґСЂСѓРіРёС… РЅСѓР¶Рґ (РїСѓРЅРєС‚ «б» части первой статьи 164 Р—Рљ Украины).
Таким образом, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.
В соответствии со статьей 7 ЛК Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.
Согласно статье 8 ЛК Украины, в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности.
Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
В силу статьи 13 ЗК Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
В соответствии со ст. 84 ЗК Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).
Как отмечалось, гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).
Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 ЛК Украины).
Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 ЛК Украины). Аналогичное положение содержится и в статье 20 ЗК Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим и физическим лицам.
В данном случае ОК «ЖСК «Слобода» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства. Кроме того, земельный участок, переданный в собственность ответчика являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, и не мог быть передан в собственность ответчика в порядке статьи 56 ЗК Украины.
В силу положений статьи 93 Лесного кодекса Украины лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной охраны и защиты, рациональное использование, повышение производительности лесов и их воспроизводство, оценку лесных ресурсов, а также повышение культуры ведения лесного хозяйства. Лесоустройство на всей территории Украины проводится государственными лесоустройными службами за средства государственного бюджета и по единой системе в порядке, установленном Министерством лесного хозяйства Украины по согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды.
В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Украины в материалах лесоустройства дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства, использования лесных ресурсов, пользования земельными участками лесного фонда, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Материалы лесоустройства утверждаются государственными органами лесного хозяйства по согласованию с местными Советами народных депутатов и органами охраны окружающей природной среды. Они являются основанием для организации ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов постоянными лесопользователями.
Согласно пункту 5 Переходных положений ЛК Украины до получения в установленном государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
Рстцом РІ материалы дела предоставлены планово-картографические материалы лесоустройства, РЅР° основании которых земельный участок лесного фонда РЅР° момент его передачи РІ собственность ответчика находился РІ постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».
Нахождение спорного земельного участка в составе земель лесного фонда также подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности: Решениями исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся №25-р от 16.12.1966г. № 18/724 от 24.10.1984г., архивной справкой от 07.09.2009г., планово-картографическими материалами лесоустройства 1999 года и 2011 года, Лесохозяйственным регламентом, Государственным лесным кадастром 2011 года, кадастровым паспортом.
В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 10.04. 2008 года № 610-р с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключение участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
В силу положений абзаца 3 Распоряжения Кабинета Министров Украины от 10.04.2008 года № 610-р отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
Кроме того, согласно ст. 27 Лесного кодекса Украины Кабинет Министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных отношений, передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью более 1 гектара, находящиеся в государственной собственности.
То есть, фактически, Кабинет Министров Украины выступает от лица собственника в отношении указанных лесных участков.
В нарушение указанной нормы решением Севастопольского городского Совета были изъяты земельные лесные участки в виде единого массива, площадь которого значительно превышала 1 га, и переданы членам ОК «ЖСК «Слобода», что свидетельствует о превышении полномочий при передаче земельных участков лесного фонда.
В то же время, при передаче земельного участка в собственность ответчика Государственное предприятие «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего согласия на изъятие земельного участка из земель лесного фонда с изменением его целевого назначения не давало, в связи с чем при передаче земельного участка в собственность ответчика были нарушены положения Земельного кодекса Украины, Лесного кодекса Украины и Распоряжения Кабинета министров Украины от «10» апреля 2008 года № 610-р.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30 апреля 2014 (далее - Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.
Рсковые требования Рѕ признании отсутствующим права собственности РЅР° спорный земельный участок Рё исключении сведений Рѕ границах земельного участка РёР· государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение СЃСѓРґР° РѕР± истребовании Сѓ ответчика СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка СѓР¶Рµ влечет наступление соответствующих правовых последствий РІ силу Закона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
Оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как, в данном случае, право истца может быть защищено именно таким способом.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя удовлетворить частично.
Рстребовать РёР· незаконного владения Шиманской Надежды Викторовны земельный участок площадью 1000 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, РІ собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Шиманской Надежды Викторовны в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.С. Змеевская
Решение в окончательной форме принято 22 декабря 2017 года.