Дело № 2а-19/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2020 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Николаева О.В.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Иванова П.К.,
при секретаре судебного заседания Мещеряковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в период с 13 по 18 декабря 2019 года прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики во исполнения п. 3.8 решения межведомственного совещания руководителей правоохранительных органов Чувашской Республики от 29 ноября 2019 года «О состоянии работы правоохранительных органов Чувашской Республики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе по противодействию незаконному выводу активов за рубеж» проведена проверка исполнения законодательства в этой отрасли. Проверкой выявлены сайты, на которых неограниченному кругу Интернет – пользователей предлагается оказание услуг по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>на которых предлагается оказание услуг по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности. Размещенная информация противоречит интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан. Доступ на вышеуказанные сайты свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанных страниц и приобрести на предлагаемых условиях продукцию может любой Интернет – пользователь. Услуги сайта предоставляются бесплатно, срок пользования неограничен. Предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к незаконному совершению сделок в обход установленной процедуры является подстрекательством к совершению преступлений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Распространение такой информации влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, соответственно доступ пользователей сети Интернет к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Информация о создавшем страницу лице отсутствует, а сведения о данной информации на момент проверки в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, внесены не были. По указанным основания прокурор просит признать информацию, размещенную на вышеуказанных страницах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике внести соответствующие сведения в Единый реестр доменных имен в течение 5 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Иванов П.К. административные исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии Гапоненко О.В., своевременно и надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явилась, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просила рассмотреть административное дело без её участия, а также указала, что способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просила направить копию решения суда в управление для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Поскольку в судебное заседание не явился представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте его рассмотрения, явка которого не является обязательной или не признана судом обязательной, суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассматривает административное дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав помощника прокурора, изучив доказательства в письменной форме, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно статье 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
Данный иск подан в защиту неопределенного круга лиц, что соответствует требованиям ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
доступ к информации – возможность получения информации и ее использования;
предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается помимо прочего на следующих принципах, свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Под обналичиванием понимается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов, их обращение в наличную форму путем получения неучтённых наличных денег, является незаконным.
Статьями 172 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, и за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Статьей 5 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» определен перечень банковских операций.
Квазибанковские операции, которые по существу, а не по юридической форме могут соответствовать предусмотренным ст. 5 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковским операциям, могут являться такие операции: открытие и управление расчетными счетами фирм-однодневок соответствует банковской операции по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц; незаконный транзит денег соответствует банковской операции по переводу денежных средств по поручению физических и юридических лиц; незаконное обналичивание денег соответствует банковской операции по кассовому обслуживанию физических и юридических лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В силу ст. 3 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Следовательно, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим информацию о способах обналичивания денежных средств, объявлений о предоставлении таких незаконных финансовых услуг. Нарушение вышеназванных требований наносит вред общественным интересам, подрывает экономическую ситуацию в стране, создает условия для финансирования террористической и экстремистской деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - это деятельность, включающая в себя, в частности, пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также ликвидация последствий проявления терроризма.
В силу ст. 3 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма представляют собой предоставление и сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 277, 278, 279, 360, 361 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хоты бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы; незаконного вооруженного формирования или иного преступного сообщества (преступной организации, созданных или создаваемых для совершения хоты бы: одного из указанных преступлений).
Предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к незаконному совершению сделок в обход установленной процедуры является подстрекательством к совершению преступлений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрено запрет на распространение информации, побуждающей к незаконному совершению сделок в обход установленной процедуры, являющейся подстрекательством к совершению преступлений, которая нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантировано Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Предоставление возможности к Интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является по существу её распространением.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 13 по 18 декабря 2019 года прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе для неограниченного круга лиц на вышеуказанных сайтах информации и объявлений об оказании услуг по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности.
При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. Указанная информация, ее специфика не соответствуют требованиям Федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и является незаконной, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, на указанных Интернет - страницах размещена информация о современных способах обналичивания денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые содержат признаки мнимости и фиктивности.
Информация, содержащаяся на указанных Интернет – страницах находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о размещении информации и объявления об оказании услуг по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из п. 51 Временного регламента исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденного Роскомнадзором 01 ноября 2012) года, следует, что при поступлении в Роскомнадзор вступившего в законную силу решения суда сотрудник Управления по надзору в сфере информационных технологий формирует решение об исключении соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра. Решение об исключении информации из единого реестра утверждается должностным лицом, уполномоченным на принятие решений об отнесении информации к запрещенной, не позднее одних суток со дня поступления решения суда. После принятия указанного решения в соответствующую реестровую запись вносятся сведения о дате и времени исключения доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.
Скриншотами и распечатками с Интернет - сайта Роскомнадзора (л. д. 11, 15, 18, 20-21) подтверждается, что Интернет - страницы с адресами указанными выше не включены в названный выше Единый реестр доменных имен.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что размещенная на вышеуказанных обладающих свободным доступом Интернет – страницах запрещенная уголовным законодательством, на которых предлагается оказание услуг по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности является информацией, распространении которой на территории РФ запрещено, в связи с чем административные исковые требования обоснованы, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет – страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии, расположенное по адресу: 428020, Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Гладкова, дом № 7 «б», для внесения сведений в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведений о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет – страницах: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Николаев