Решение по делу № 33-210/2017 от 10.01.2017

Судья Юрченко Е.В.      Дело № 33-210/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Агранович Ю.Н., Маркелова К.Б.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании 16 января 2017 года дело по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 ноября 2016 года, по которому возложена обязанность на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми зачесть Раимову Д.Т. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

- периоды обучения:

с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>

с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>

с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>

с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>

с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>

<Дата обезличена>

<Дата обезличена>

<Дата обезличена>

<Дата обезличена>

<Дата обезличена>

- период прохождения медицинских осмотров

с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>

    Возложена обязанность на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми» назначить и выплачивать Раимову Д.Т. доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с <Дата обезличена>

Возложена обязанность на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми выплатить Раимову Д.Т. доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республики Коми.

Взысканы с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми в пользу Раимову Д.Т. расходы по оплате юридических услуг в сумме ... рублей.

Взыскана с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет МО ГО «Воркута» в размере ... рублей

Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Раимов Д.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми» о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Просит включить в расчет стажа для исчисления доплаты периоды обучения и прохождения медицинских осмотров. В обоснование требований указал, что ответчик отказал в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. Истец не согласен с продолжительность специального стажа, исчисленного ответчиком, полагает, что продолжительность стажа, дающего право на доплату к пенсии, составляет более 25 лет.

В судебном заседании истец не участвовал. Представитель истца требования поддержал.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми в отзыве указал, что требования не признает, просил в удовлетворении требований отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми выражает несогласие с решением суда и просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд при разрешении спора неправильно применил нормы материального права.

Исходя из положений ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

Проверив законность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Раимов Д.Т. с <Дата обезличена> является получателем пенсионного обеспечения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В период с февраля <Дата обезличена> по <Дата обезличена> года Раимов Д.Т. работал на предприятиях угольной промышленности подземным горнорабочим, подземным электрослесарем и машинистом горных выемочных машин.

Также из материалов дела следует, что <Дата обезличена> истец обрался в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности».

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми от <Дата обезличена> в назначении ежемесячной доплаты к пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. По расчету ответчика стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, составил ... г. ... мес. ... дней.

При этом в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", не были включены периоды обучения: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>; период медосмотра <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. А также период обучения в СПТУ <Номер обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующее пенсионное законодательство, а также действовавшие ранее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 предусматривают зачет указанных периодов обучения и прохождения медосмотра к работе, дающей право на доплату к пенсии.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

В ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» установлено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 84-ФЗ введенной с 01.01.2015 Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ, условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 01.12.1991 года.

Таким образом, период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР подлежит включению в специальный стаж. Причем ответчиком последующий период работы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> включен в специальный стаж.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Суд первой инстанции включая в подсчет специального стажа период прохождения обучения в <Номер обезличен> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. руководствовался следующим.

На момент обучения истца в профессионально-техническом училище действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.

В соответствии с п.п. "з" п. 109 названного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

При этом в п. 109 Положения также было закреплено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом обучения в профессионально-техническом училище правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" статья 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 г.

С учетом указанных положений период обучения с 01.09.1986 года по 05.02.1990 года подлежит включению в специальный стаж, поскольку и последующая работа подземным горнорабочим в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> г., включенная ответчиком в специальный стаж, приходятся до <Дата обезличена>.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии. Из буквального толкования указанных норм следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.

Таким образом, действовавшее в период обучения истцом правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (.... ... мес.... дн.) подлежит включению в подсчет специального стажа, дающего право на доплату к пенсии.

В силу положений ст. 198 КЗоТ РСФСР (действовавшей до <Дата обезличена>) работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002.

Согласно п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 21 Рекомендаций МОТ № 418 от 24.06.1974 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска (курсов повышения квалификации) должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений.

По смыслу указанных Рекомендаций, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.

Параграфом 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972, утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972 установлено, что все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, - 10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах - 1 день.

Положения о необходимости прохождения обучения также указаны в Правилах безопасности в угольных шахтах, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

Ст. 196 ТК РФ закреплено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Исходя из того, что период обучения, приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанное обучение, то исчисление стажа в данный период времени должен производиться в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Из материалов пенсионного дела следует, что периоды: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (... дн.) являются периодами прохождения медицинского осмотра.

Согласно ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра за работниками, сохраняется средний заработок по месту работы.

В связи с изложенным, суд первой инстанции обосновано сделал вывод о том, что период прохождения курсов с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы, предварительного обучения, медицинский осмотр являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Иные доводы ответчика в изложенные в апелляционной жалобе Судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Доводы жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, оценка которым дана судом с учетом обстоятельств дела и требований действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с указанной оценкой.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

33-210/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
РАИМОВ Д.Т.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Воркуте
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Маркелов К.Б.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
16.01.2017Судебное заседание
18.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2017Передано в экспедицию
16.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее