Судья Ханьянова Е.Н. Дело № 33а-11414
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 ноября 2017 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кудрина Я.Г.
судей Туктамышевой О.В. и Ровенко П.А.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск Кусой Анастасии Сергеевныкадминистрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края, МУП «Аква Сервис» о признании бездействия администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района в части не соблюдения санитарно-эпидемиологических правил при содержании кладбищ старого и нового в п. Горные Ключи ивс.Уссурка незаконным по апелляционной жалобе администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района на решение Кировского районного суда от 21 августа 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края, выразившееся в не соблюдении санитарно-эпидемиологических правил при содержании кладбищ старого и нового в п. Горные Ключи и в с. Уссурка Кировского района Приморского края. На администрацию Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Кусой А.С. по соблюдению санитарно- эпидемиологических правил при содержании кладбищ старого и нового в п. Горные Ключи ивсУссурка Кировского района путём приведения кладбищ Горноключевского городского поселения старого и нового ивс. Уссурка в соответствие с требованиями п.п. 2.7, 4.3, 6.4, 6.5, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенический требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», а именно: оборудовать место для стоянки автотранспорта на территории старого кладбища в п. Горные Ключи и кладбища в с. Уссурка Кировского района Приморского края; установить мусоросборник на территории старого кладбища в п. Горные Ключи и кладбища в с. Уссурка Кировского района Приморского края; установить ограждение площадки для мусоросборника на территории нового и старого кладбища в п. Горные Ключи и кладбища в с. Уссурка Кировского района Приморского края; провести обваловку территории нового кладбища п. Горные Ключи в пониженной части; провести обваловку в местах ее отсутствия на территории старого кладбища п. Горные Ключи; произвести обваловку территории кладбища с. Уссурка со всех сторон, кроме левой стороны; оборудовать кюветы на территории нового и старого кладбища п. Горные Ключи системой дренажа в соответствии с п. 6.5 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенический требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»; выполнить частично кюветы на территории кладбища с. Уссурка; на территории старого и нового кладбища п. Горные Ключи, кладбища в с. Уссурка установить общественные туалеты с выгребом в соответствии с п. 6.4. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенический требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Работы провести за счёт Администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края Шмырина Ф.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:Кусая А.С. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что благоустройство и содержание кладбищ старого и нового в кп. Горные Ключи не отвечают требованиям действующего законодательства, а также Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Согласно п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ней. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Между тем, указанные нормы не соблюдены административным ответчиком. По вопросам содержания кладбищ и необходимости благоустройства истец и другие граждане обращались к Главе администрации Горноключевского городского поселения, но он бездействует. С учетом уточненных требований просит признать бездействие администрации Горноключевского городского поселения в части несоблюдения санитарно- эпидемиологических правил при содержании кладбищ старого и нового в п. Горные Ключи, кладбища в с. Уссурка - незаконными. Обязать администрацию Горноключевского городского поселения обустроить старое и новое кладбище: оборудовать место для стоянки автокатафалков и автотранспорта, оборудовать площадку для мусоросборников с подъездом к ней и ограждением, произвести обваловку для защиты от осадков снега, дождей по территории кладбищ, установить общественные туалеты, произвести дренажные работы для стока - отвода воды по территории кладбищ.
Определением Кировского районного суда от 2 июня 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека.
Определением Кировского районного суда от 13 июня 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МУП «Аква-Сервис».
В судебном заседании Кусая А.С. поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель МУП «Аква-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется по следующим основаниям.
В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона Федерального закона N 8-ФЗ ).
С учетом указанных положений закона, поскольку кладбища расположены в границах городского поселения, содержание кладбища, в том числе обеспечение соблюдений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к содержанию кладбища, относится к вопросам местного значения городского поселения, то администрация городского поселения обязана принять меры по устранению допущенных нарушений санитарных требований к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно п. 1.1 СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В силу п 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Согласно п. 6.4. при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В силу п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2014 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из материалов дела следует, что 3 сентября 2016 года Кусая А.С., другие жители Горноключевского городского поселения обратились в прокуратуру Кировского муниципального района с заявлением о ненадлежащем содержанием администрацией Горноключевского городского поселения кладбищ старого и нового в п. Горные Ключи ивс. Уссурка.
Прокуратурой Кировского муниципального района проведена проверка соблюдения законодательства о похоронном деле, по результатам которой директору МУП «Аква-Сервис» внесено представление.
9 августа 2017 года определением Кировского районного суда Приморского края назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза.
Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» от 18 августа 2017 года, следует, что в новом кладбище п. Горные Ключи: выделено место для стоянки автотранспорта, произведена зачистка кустарника, обкос травы, но не в полном объеме проведено обустройство территории автостоянки, выделено место для стоянки автокатафалков. Для сбора и отвода с территории кладбища поверхностных вод предусмотрены кюветы с обоих сторон вдоль разделительных для зонирования участков дорожек с последующим естественным сбором в пониженной местности без оборудованной системы дренажа, что не соответствует п. 6.5. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Территория кладбища с 3 сторон по периметру имеет кюветы и обваловку, отсутствует в пониженной части. На территории кладбища установлен общественный туалет без выгреба, не соответствует п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Для сбора мусора установлен мусоросборник на бетонной плите, но ограждение отсутствует, урны отсутствуют, не соответствует п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
- на старом кладбище п. Горные Ключи: место для стоянки автотранспорта отсутствует, для автокатафалком имеется. Сбор и отвод с территории кладбища поверхностных вод предусмотрен по естественным уклонам без оборудованной системы дренажа не соответствует п. 6.5. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Территория кладбища имеет частично обваловку и кювет. На момент обследования частично проведен обкос, подсыпка дорожек. На территории кладбища установлен общественный туалет без выгреба, не соответствует п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Для сбора мусора в хозяйственной зоне установлен мусоросборник с нарушенной целостностью, не бетонной плите, но ограждение отсутствует, урны отсутствуют,- не соответствует п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»,
- на кладбище с. Уссурка: выделено место для стоянки автотранспорта, территория не благоустроена, имеется травяное покрытие. Выделено место для автокатафалков, имеется травяное покрытие. Сбор и отвод с территории кладбища поверхностных вод предусмотрен по естественным уклонам без оборудованной системы дренажа не соответствует п. 6.5. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Выполнены частично кюветы и обваловка, с левой стороны кладбища. На момент обследования частично проведен обкос, подсыпка подъездных путей. На территории кладбища установлен общественный туалет без выгреба, не соответствует п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Для сбора мусора в хозяйственной зоне установлен мусоросборник с нарушенной целостностью, на бетонной плите, но ограждение отсутствует, урны отсутствуют, не соответствует п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
Таким образом, кладбища Горноключевского городского поселения, расположенные в к.п. Горные Ключи (действующее и закрытое) и в с. Уссурка, не соответствуют требованиям п.п. 2.7, 4.3, 6.4, 6.5, 6.7 Сан ПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Территории кладбищ Горноключевского городского поселения не имеют обустроенных стоянок для автотранспорта, кюветы не соответствуют п. 6.5 санитарных правил, так как не оборудованы системой дренажа, частично отсутствует обваловка территорий кладбищ, на старом кладбище п. Горные Ключи и кладбище в с. Уссурка установлены мусоросборники с нарушенной целостностью, отсутствует ограждение мусоросборников.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд установил нарушение уполномоченным органом - администрацией Горноключевского городского поселения перечисленных требований СанПиН 2.1.2882-11, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории указанных кладбищ, что ущемляет конституционные права истца, граждан на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Суд апелляционной инстанции считает такие выводы суда правильными, поскольку они соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
Непринятие администрацией Горноключевского городского поселения необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ в п. Горные Ключи и кладбища в с. Уссурка влечет нарушение прав истца, неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
Довод жалобы, что администрация Горноключевского городского поселения является ненадлежащим ответчиком основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку на основании вышеуказанных законоположений содержание мест захоронения на территории городского поселения, является обязанностью именно органа местного самоуправления. Заключение договоров с МУП «Аква-Сервис» о выполнении работ по содержанию кладбищ на территории городского поселения, не снимает с органа местного самоуправления обязанности устранить нарушение в содержании кладбищ, вытекающей из закона. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части срока, установленного для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, полагая, что установленный судом срок в три месяца является явно недостаточным, а также исключить из резолютивной части решения указание на проведение работ за счет средств администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда Приморского края от 21 августа 2017 года изменить в части установленного срока исполнения обязанностей, установив срок исполнения возложенных обязанностей в течении 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Исключить из резолютивной части решения Кировского районного суда Приморского края от 21 августа 2017 года указание на проведение работ за счет администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края.
В остальной части решение Кировского районного суда Приморского края от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Горноключевского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи