Дело № 2-845/2023
УИД 44RS0027-01-2023-000918-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2023 г. | г.Волгореченск |
Нерехтский районный суд Костромской области в составе председательствующего
судьи Леонтьевой О.А., при помощнике Абрывалиной М.В., с участием истца Шишакова Р.Ю., его представителя Мартынова А.В., ответчика Коршуновой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишакова Р.Ю. к Коршуновой А.. о защите чести и достоинства,
установил:
Шишаков Р.Ю. обратился в суд с иском к Коршуновой А.Ю. о защите чести и достоинства, указав, что Коршунова А.Ю. в переписке в почте Mail.ru высказывалась в его адрес и адрес его умерших родителей в не приличной форме и данные высказывания были направлены на унижение его личного достоинства, посягали на принадлежащие человеку нематериальные блага в отношении непосредственно его лично и его умерших родителей, наследником которых он является и выступает, в том числе об защите их чести и достоинства. Просит признать не соответствующими действительности, порочащими и оскорбительными высказывания Коршуновой А.Ю. в отношении его родителей и его, а именно сообщение от 26.07.2021г.: «(данные изъяты).»; признать оскорбительным, выраженным в неприличной форме выражение Коршуновой А.Ю. от 07.08.2020г.: «(данные изъяты)»; признать не соответствующим действительности, порочащим и оскорбительным высказывания ответчика от 06.12.2021г: «(данные изъяты)». Взыскать с Коршуновой А.Б. в его пользу 50 000руб.
В судебном заседании представитель истца Шишакова Р.Ю. - Мартынов А.В. уточнил, что оскорбительные выражения в адрес родителей были озвучены 08.01.2022г., а не 06.12.2021г.
Истец Шишаков Р.Ю. исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что с ответчицей у них много различных судов по поводу ребенка и из-за ребенка. В г.Волгореченске уже кончились судьи, теперь он судится в г.Нерехта, а когда и там кончатся судьи, будут судиться в г.Костроме. Останавливаться он не собирается. Несмотря на то, что с момента написания вышеперечисленных фраз прошло много времени, ранее он не обращался с таким иском и с заявлением об оскорблении, так как переживал, собирался с мыслями. Размер компенсации морального вреда определил исходя из своих нравственных страданий. Просит иск удовлетворить в полном обьеме.
Представитель истца Мартынов А.В. в судебном заседании также иск просил удовлетворить, считает, что ответчица высказывала порочащие и оскорбительные сведения в отношении его доверителя Шишакова Р.Ю. и родителей доверителя. Опровержения истец не просит, было бы достаточно просто извинений. Просит иск удовлетворить.
Ответчик Коршунова А.Ю. в судебном заседании с иском не согласна в полном обьеме, указала, что оспариваемые истцом высказывания относятся к категории оценочных суждений, которые сформированы в результате субъективного восприятия ею информации и их нельзя оценивать как утверждение о факте совершения истцом или кого- либо из родителей каких-либо противоправных действий. Спорные высказывания, приведенные в тексте заявления проверке на предмет соответствия их действительности в данном случае не подлежат и не могут рассматриваться как распространение сведений порочащего характера в понимании ст. 152 ГК РФ. Оспариваемые фразы были адресованы непосредственно Шишакову Р.Ю. и не предназначались для других лиц и не является распространением сведений. Сообщения представляют собой личную переписку. В отношении родителей она высказывала свое оценочное суждение, личное мнение. Считает, что эти высказывания не являются порочащими, так как содержат признаки мнения и не являются утверждением, порочащим честь, достоинство и доброе имя истца и его родителей. Также пояснила суду, что ранее, длительное время назад, она проживала с Шишаковым Р.Ю., от которого у нее есть ребенок. В настоящее время, уже достаточно давно, они находятся в конфликтной ситуации. На данный моменту у нее к нему нет никаких чувств, в том числе, и неприязни. Они участвовали в множестве судебных дел, рассматриваемым как в гражданском порядке, так и в уголовном и порядке КоАП РФ. Все высказывания в отношении родителей, вырваны из контекста. Не отрицает, что все фразы, перечисленные в иске принадлежат ей и она их писала. Действительно, в фразе от 07.08.2020г. она употребила нецензурное слово. Это произошло, поскольку в тот момент она была беременна, а он ее «доставал» разными высказываниями, оскорблениями, предлагал сделать аборт, и она таким образом, эмоционально, попросила его отстать от нее. С родителями Шишакова Р.Ю. она не была знакома и высказывала свои оценочные суждения на основании той информации, которую ей непосредственно сам Шишаков Р.Ю. и рассказывал. Несмотря на то, что с иском не согласна в полном обьеме, по поводу размера морального вреда, считает его чрезмерным. Просит в иске отказать в полном обьеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.
В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (пункт 2 статьи 150 ГК РФ).
В соответствии со статьей 151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность компенсации морального вреда, причиненного гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Согласно пункту 9 статьи 152 ГК РФ, гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица (п. 7).
Согласно п. 9 указанного постановлении, в соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса РФ, статьи 150, 151 Гражданского кодекса РФ).
Аналогичный правовой подход сформулирован в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016г.
В соответствии с п. 6 "Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо учитывать, что содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков - оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, если только они не носят оскорбительный характер.
При этом согласно легальному определению оскорбления, содержащемуся в ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оскорблением является унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.
Таким образом, в случае высказывания оскорблений, целью таких высказываний является именно унижение чести и достоинства другого лица.
Действия виновного лица по оскорблению потерпевшего направлены на унижение личного достоинства человека, посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, что порождает у потерпевшего право требовать в связи с этим компенсации морального вреда.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность защиты чести и достоинства (доброго имени) гражданина путем заявления отдельного требования о компенсации морального вреда. Указанный способ защиты нарушенного права является самостоятельным, и его применение не обусловлено необходимостью одновременного использования какого-либо иного способа защиты.
Как установлено судом, Шишаков Р.Ю. и Коршунова А.Ю. ранее состояли в близких отношениях и у них имеется ребенок.
Между сторонами имеется длительная конфликтная ситуация. Со слов истца и ответчицы, они периодически являются сторонами многочисленных судебных процессов, как гражданских, так уголовных и, дел, вытекающих из административных правонарушениях.
Истец Шишаков Р.Ю. представил суду переписку между ним и ответчицей в личной почте Mail.ru в различные периоды: 07.06.2020г., 26.07.2021г., 08.01.2022г. в ходе которой ответчица, по мнению истца, высказывала в его адрес оскорбительно, нецензурно, а также высказала в отношении его родителей сведения порочащие, несоответствующие действительности.
В силу п.1 ст.152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике.
Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений (п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3).
Как следует из материалов дела, настоящий иск предъявлен на основании статей 151, 152 ГК РФ, путем признания сведений, изложенных ответчиком в личной переписке не соответствующими действительности, порочащими и оскорбительными.
Судом установлено, следует из материалов дела и не отрицается истцом, все высказывания, приведенные в иске были зафиксированы в личной переписке, третьим лицам не были сообщены.
Таким образом, факт распространения Коршуновой А.Ю. каких-либо сведений о которых стало известно третьим лицам отсутствует.
Кроме того, анализируя представленные в иске высказывания ответчицы от 23.09.2020г.: «(данные изъяты).» и, исходя из того, что указанные фразы относительно родителей истца, вырваны из контекста переписки, вся переписка, как видно из распечатки, не отражена, данной фразе предшествовало также обращение Коршуновой А.В. к Шишакову Р.Ю.: «(данные изъяты)…», суд приходит к выводу, что исходя из изложенной в части переписки информации, она не содержит порочащих сведений в форме утверждений, о совершении каких-то неэтичных, противоправных поступков, а также о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, в связи с чем, несмотря на частично имеющие эмоционально-негативную окраску, высказывания являются оценочным суждением, мнением Коршуновой А.Ю. относительно жизни родителей истца Шишакова Р.Ю.
Коршуновой А.В. оскорблений не высказывалось, поскольку она не преследовала в рассматриваемом случае цели оскорбить истца, его родителей, что подтвердила ответчица в своих пояснениях по иску.
Отрицательное суждение о каком-либо событии является одним из проявлений свободы мысли и слова и данные высказывания не являются оскорблением, т.е. выражением, направленным на унижение чести и достоинства истца, его родителей, высказанное в неприличной форме.
Ссылка истца Шишакова Р.Ю. на фразу Коршуновой А.Ю., отраженной в личной переписке от 08.01.2022г.: «(данные изъяты)…, которую он просит признать не соответствующей действительности, порочащей и оскорбительной, также вырвана из части переписки и, исходя из всего текста сообщения: (данные изъяты).» и суд, с учетом всей переписки, приходит к выводу, что указанные истцом фразы, также является оценочным суждением, мнением Коршуновой А.Ю. относительно поведения Шишакова Р.Ю. и его жизни и не является оскорблением, согласно смыслу данного определения, т.е. направленному на унижении чести и достоинства Шишакова Р.Ю..
Данный вывод суда подтверждается в том числе и словарем русского языка С.И. Ожегова, исходя которому мнение - это "суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-, чему-нибудь, взгляд на что-нибудь".
Оценивая высказывание ответчицы Корушновой А.Ю. в личной переписке в адрес истца 07.06.2020г. фразу «Радик, да пошел ты на … (нецензурное слово)», суд исходит из следующего.
Указанная фраза, согласно «Большого словаря русских поговорок», - М:Олма Медиа Групп. В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина, 2007г., находящегося в свободном доступе в сети «Интернет», толкуется как требование удалиться; выражение желания отделаться\, избавиться от кого-л.
Как пояснила ответчица и не оспорено истцом, данной фразе, написанной Коршуновой А.Ю. Шишакову Р.Ю., предшествовала длительная переписка, в том числе с предложением от Шишакова Р.Ю. Коршуновой А.В. сделать аборт, после которой Коршунова А.Ю. написала ему данную фразу чтобы он прекратил ей писать.
Таким образом, с учетом сложившейся между сторонами длительной конфликтной ситуации, суд приходит к выводу, что ответчица написала вышеуказанную фразу не в целях оскорбить Шишакова Р.Ю., т.е. унизить его честь и достоинство, высказанное в неприличной форме, а с требованием прекратить с ней переписку, высказанное в неприличной форме с употреблением бранного слова.
Вышеуказанное выражение не может служить основанием для взыскания компенсации морального вреда, поскольку само по себе использование ответчиком в разговорной речи бранного, нецензурного выражения не может повлечь за собой унижение чести и достоинства, если такие выражения не направлены на оскорбление.
Вместе с тем, из материалов дела, пояснений ответчика не следует, что употребленное ответчиком нецензурного слова, было направлено на оскорбление личности истца.
Поскольку необходимая совокупность оснований для защиты чести и достоинства истца (недостоверность сведений, их распространение и порочащий характер) в данном случае отсутствует, а также не установлен оскорбительный характер суждений ответчицы, высказанный относительно истца, исковые требования Шишакова Р.Ю. о защите чести и достоинства, о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шишакова Р.Ю., паспорт № к Коршуновой А.Ю., паспорт № о защите чести и достоинства, взыскании морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд Костромской области.
Судья О. А. Леонтьева
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2023г.
области О.А. Леонтьева