Решение по делу № 2-1235/2021 от 19.04.2021

Дело № 2-1235/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 июня 2021 года                                                                           г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

под председательством судьи Т.Г. Кондаковой,

при секретаре судебного заседания Н.С. Чугуновой,

с участием административного истца Медведева А.В. (участвует посредством видеоконференц-связи),

представителя административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний, она же представитель заинтересованого лица УФСИН по Чувашской Республике - Чувашии Башкировой Е.С., представителя заинтересованного лица ФКУ ИК-3 УФСИН по Чувашской Республике - Чувашии» Васильевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Медведева А.В. к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Медведев А.В. обратился с иском к ФСИН России о взыскании с ФСИН России компенсации морального вреда в размере 200 000 руб. (том 1, л.д. 10).

В обоснование иска Медведев А.В. указал, что в ноябре 2019 г. содержался в камере штрафного изолятора (далее - ШИЗО). По утверждению истца, перед водворением в ШИЗО у него по указанию начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии сотрудниками администрации учреждения была изъята шерстяная кофта. Указанные обстоятельства, по утверждению истца, повлекли нарушение его личных неимущественных прав, причинили нравственные страдания.

Административный истец Медведев А.В. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду. Пояснил, что по причине изъятия шерстяной кофты во время прогулок он замерзал, и у него начали болеть почки, по причине переохлаждения в январе 2020 г. он лежал в стационаре. В этой связи в адрес руководителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии прокурором было внесено представление.

Представитель административного ответчика ФСИН России, она же представитель заинтересованного лица УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Башкирова Е.С. административный иск не признала. Пояснила, что приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена выдача осужденным, водворенным в ШИЗО, шерстяной кофты на время проведния ежедневных прогулок.

Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Васильева Т.С. административный иск полагала не подлежащим удовлетворению. Также указала, что доказательств наличия физических либо нравственных страданий истцом не представлено, Медведевым А.В. пропущен срок для подачи административного иска в суд, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Начальник медицинской части ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии <данные изъяты> в судебном заседании пояснил, что перед водворением в ШИЗО в ноябре 2019 г. осужденный Медведев А.В. прошел обязательный медицинский осмотр. Поскольку противопоказаний для содержания в ШИЗО у него не имелось, с учетом отсутствия хронических заболеваний в анамнезе, медицинский работник отметку о возможности права использования Медведевым А.В. в ШИЗО шерстяной кофты не сделал. В январе 2020 г. Медведев А.В. находился в стационаре с диагнозом «ОРВИ». Данное заболевание могло быть вызвано переохлаждением, инкубационный период заболевания составляет 7 - 14 дней. Таким образом, пребывание осужденного в ШИЗО в ноябре 2019 г. не могло являться причиной указанного заболевания.

Заинтересованное лицо Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Медведев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики по <данные изъяты>, к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, начало срока отбывания уголовного наказания ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ, отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (том 1, л.д. 72).

На основании постановления врио начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии подполковника внутренней службы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Медведев А.В. водворен в штрафной изолятор, освобожден ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д. 75 - 78, 81, 83).

От подписи в вышеуказанном постановлении Медведев А.В. отказался, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт (том 1, л.д. 82).

Полагая, что действиями администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии по изъятию шерстяной кофты при водворении в ШИЗО в ноябре 2019 г. нарушены его права, свободы и законные интересы, Медведев А.В. обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда.

Разрешая требования административного истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Согласно частям 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 99 УИК РФ сужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

Согласно пункту 152 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время.

Приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ установлена форма одежды для осужденных, водворенных в штрафной изолятор, переведенных в помещения камерного типа (том 1, л.д. 73 - 74).

Согласно приложению 1 к вышеуказанному приказу формой одежды для осужденных, водворенных в штрафной изолятор, переведенных в помещения камерного типа, является: специальный костюм оранжевого цвета с нагрудным отличительным знаком установленного образца, на спине костюма надпись буквами белого цвета «ШИЗО» / «ПКТ»; 2. тапочки черного цвета; 3. нательное белье установленного образца; 4. майка, трусы, носки хлопчатобумажные. Примечанием к данному перечню установлено, что ботинки, куртка утепленная, головной убор (по сезону), а также сменная обувь хранятся в помещении для хранения личных вещей осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, и выдаются только на время проведения ежедневных прогулок и при выводе в жилую зону учреждения.

В силу статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно положений пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации Постановления от 20.12.1994 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при разрешении требований о взыскании компенсации морального вреда, являются: факт причинения морального вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и причиненным моральный вредом, степень вины причинителя морального вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности, влечет отказ в удовлетворении иска.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не разрешение на использование шерстяной кофты Медведевым А.В. в период его нахождения в ШИЗО с ДД.ММ.ГГГГ не нарушило прав административного истца, поскольку в силу прямого указания закона (пункт 152 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ ), а также приказа ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии об установлении формы одежды для осужденных, водворенных в камеры штрафного изолятора и переведенных в помещения камерного типа, осужденный не имеет права на использование шерстяной кофты при нахождении в ШИЗО.

Доводы Медведева А.В. об усугублении состояния его здоровья в связи с отсутствием шерстяной кофты во время ежедневных прогулок в период содержания в ШИЗО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ опровергаются медицинским заключением от ДД.ММ.ГГГГ о возможности его содержания в ШИЗО (том 1, л.д. 89), пояснениями специалиста <данные изъяты> об отсутствии медицинских показаний к повседневной носке во время ежедневных прогулок Медведевым А.В. шерстяной кофты.

Представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства за подписью прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сведений относительно периода нарушений, допущенных администрацией исправительного учреждения, в отношении Медведева А.В. не содержит (том 1, л.д. 61 - 65).

Более того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики сообщила, что в ноябре 2019 г. обращение осужденного Медведева А.В. на ненадлежащие условия содержания при отбывании наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии не рассматривалось (том 1, л.д. 60).

Таким образом, нарушений неимущественных прав административного истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии не допущено.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что Медведев А.В. содержался в месте, которое с общей точки зрения являлось целесообразным местом заключения, и отсутствовали другие отягчающие аспекты условий его содержания под стражей, суд приходит к выводу, что отсутствие шерстяной кофты при наличии других теплых вещей во время проведения ежедневных прогулок не может быть охарактеризовано как бесчеловечное и унижающее достоинство, поэтому основания для взыскания в пользу административного истца за счёт бюджета Российской Федерации компенсации морального вреда отсутствуют.

Кроме того, суд отмечает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению и по причине пропуска срока на обращение в суд.

В силу положений части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации), право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).

По мнению суда, в рассматриваемом случае содержание Медведева А.В. в камере ШИЗО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без шерстяной кофты не имеет длящегося характера, так как в камеру он был водворен на определенный срок на основании соответствующего постановления. Вместе с тем, с административным иском он обратился в суд только в октябре 2020 г., со значительным пропуском срока на обращения в суд, при отсутствии уважительных причин для восстановления пропущенного срока. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд отказывает Медведеву А.В. в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Медведева А.В. к ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей отказать.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

Судья                                                                                    Т.Г. Кондакова

Мотивированное решение составлено 08.06.2021.

2-1235/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Медведев Алексей Вениаминович
Ответчики
ФСИН России
Другие
УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашии
Судья
Кондакова Т.Г.
Дело на странице суда
novocheboksarsky.chv.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее