Дело №а-1543/2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2021 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО4,
с участием представителей административного истца – ФИО5,
ФИО8,
представителя административного ответчика – ФИО6,
при ведении аудиопротоколирования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Региональной общественной организации «Объединение военнослужащих запаса Республики Крым» к заместителю ФИО2 Администрации <адрес> Республики Крым ФИО1, Администрации <адрес> Республики Крым, Управлению внутренней политики Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация «Объединение военнослужащих запаса Республики Крым» в лице председателя ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю ФИО2 Администрации <адрес> Республики Крым ФИО1, Администрации <адрес> Республики Крым, в котором просит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в не предоставлении согласования либо отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, незаконным; обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исковые требования мотивированы тем, что истцом ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> было направлено уведомление о проведении публичного мероприятия. ДД.ММ.ГГГГ председателем организации ФИО5 было получено сообщение заместителя ФИО2 администрации <адрес> ФИО1, полученное посредством электронной почты без соответствующей электронной цифровой подписи, которым разъяснил о наличии ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У о режиме «Повышенная готовность», изложил предложения об изменении даты проведения мероприятия. По мнению административного истца, ответчик в нарушение Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», допустил бездействие, выразившееся в следующем: документально не подтвердил получение уведомления; обоснованное предложение об изменении даты проведения мероприятия, с указанием конкретного времени его проведения не направил; уполномоченного представителя не назначил, соответствующее распоряжение не издал; сведения об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия не довел; общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия не обеспечил; органы государственной власти и органы местного самоуправления о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия не проинформировал; отказ или согласование организатору публичного мероприятия – не направил. По мнению административного истца, административный ответчик фактически запретил проведение публичного мероприятия, тем самым нарушив конституционные права административного истца.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ административный иск принят к производству Центрального районного суда <адрес> Республики Крым.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству судом был разрешен вопрос о составе лиц, участвующих в деле, определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено в качестве административного соответчика Управление внутренней политики Администрации <адрес> Республики Крым. Также в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом разрешен вопрос об истребовании дополнительных доказательств, в частности, на основании поданного представителем административного истца ходатайства об оказании судом содействия в истребовании дополнительных доказательств от административного ответчика истребованы материалы по рассмотрению обращения административного истца. По итогам подготовки дела к судебному разбирательству судом назначено судебное заседание.
В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, представители административного истца ФИО5 и ФИО8 настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном иске. В дополнение, представителями административного истца было указано, что направленное в адрес администрации уведомление о проведении публичного мероприятия полностью соответствовало требованиям закона. Более того, обратили внимание суда на то, что к уведомлению был приложен Регламент проведения публичного мероприятия, в котором детально были изложены цель публичного мероприятия, его форма, метод, техническое обеспечение, место проведения, пикетируемый объект, организатор публичного мероприятия, дата, время проведения, предполагаемое количество участников, а также условия проведения с учетом требований ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» (с изменениями и дополнениями).
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> Республики Крым ФИО6 заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Позиция административного ответчика, изложенная его представителем, мотивирована тем, что уведомление о проведении массового мероприятия, поступившее в адрес администрации от административного истца ДД.ММ.ГГГГ, было рассмотрено в соответствии с требованиями закона и в установленные сроки. Также представитель административного ответчика пояснила, что администрацией не было отказано административному истцу в проведении публичного мероприятия, а было направлено письменное предложение об изменении даты проведения публичного мероприятия ввиду действия на территории Республики Крым режима повышенной готовности, введенного ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У, постановочная часть которого запрещает проведение массовых мероприятий, в том числе публичных, деловых, спортивных, культурных, развлекательных, в период действия режима функционирования «Повышенная готовность».
Административными соответчиками Заместителем ФИО2 Администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 и Управлением внутренней политики Администрации <адрес> Республики Крым явка полномочных представителей в судебное заседание не обеспечена, о дате времени и месте проведения судебного заседания соответчики уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства перед судом не заявляли.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь указанными ФИО2 статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как неподлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности из защиты прав и свобод других лиц.
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Изложенным обязанностям организатора публичного мероприятия корреспондируют обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Так, в соответствии с пунктами 1,2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность проведения публичного мероприятия (часть 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 3 статьи 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статья 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (статья 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
На основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Конституции Республики Крым Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в <адрес>», который направлен на обеспечение в пределах ведения Республики Крым условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в <адрес> собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме непосредственно в орган местного самоуправления муниципального образования в срок не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до дня проведения публичного мероприятия.
В соответствии с ФИО2 части 2 вышеуказанной нормы закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, - информация об использовании транспортных средств; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер контактного телефона, информация об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, в том числе лиц, ответственных за проведение каждого его этапа; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (часть 3 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК).
Согласно части 6 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК уведомление о проведении публичного мероприятия рассматривается органом местного самоуправления муниципального образования в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения).
Порядок приема, регистрации и рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым утвержден Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка уведомление о проведении публичного мероприятия принимается и регистрируется специалистом управления делопроизводства и работы с обращениями граждан аппарата Администрации <адрес> Республики Крым, в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Администрации <адрес> Республики Крым, утвержденной распоряжением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Уведомление считается поданным с момента его регистрации в Администрации <адрес> Республики Крым.
После регистрации уведомления, специалист управления делопроизводства и работы с обращениями граждан аппарата Администрации <адрес> Республики Крым незамедлительно направляет его в Управление внутренней политики Администрации <адрес> Республики Крым для рассмотрения в соответствии с нормами действующего законодательства (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка в случае необходимости подготовки ответа на уведомление, ответ оформляется в форме письма на имя организатора публичного мероприятия за подписью заместителя ФИО2 администрации <адрес>, курирующего данное направление.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ организатором публичного мероприятия ФИО5 в адрес Администрации <адрес> Республики Крым направлено уведомление за исх.№ о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится пикетирование – выражение мнений, без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта членов Региональной общественной организации «Объединение военнослужащих запаса Республики Крым» и их семей, использующих плакаты. Время проведения мероприятия указано с 11 до 12 часов; место проведения – Парк им. ФИО7 (от скульптурной композиции «Три грации» по пешеходной зоне, расположенной вдоль прудов); предполагаемое количество участников – 100 человек; форма и методы обеспечения организаторами публичного мероприятия общественного порядка – обеспечивается организатором мероприятия и участниками; организации медицинской помощи – направлено обращение Министру здравоохранения Республики Крым; использование звукоусиливающей аппаратуры – не предусмотрено; предполагаемое количество транспортных средств – не предусмотрено; ограничения, предусмотренные пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - отсутствуют; условия проведения – с учетом требований ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым».
Уведомление поступило в адрес Администрации <адрес> и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, регистрационный №.
По итогам рассмотрения уведомления административным ответчиком подготовлен ответ, оформленный в виде письма № от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью заместителя ФИО2 администрации <адрес> ФИО1, в котором до сведения организатора публичного мероприятия доводится информация о том, что в соответствии с ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У в настоящее время и до особого распоряжения на территории Республики Крым и <адрес> введен режим функционирования «Повышенная готовность». В соответствии с постанавляющей частью ФИО2, на территории Республики Крым на период действия режима функционирования «Повышенная готовность» запрещено проведение массовых мероприятий, в том числе публичных, деловых, спортивных, культурных, развлекательных. Учитывая вышеизложенное, в целях организации охраны здоровья граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения) и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ, администрацией <адрес> предложено организатору публичного мероприятия ФИО5 изменить дату проведения заявленного публичного мероприятия (пикетирования) и провести его в соответствии с действующим законодательством после отмены действия режима функционирования «Повышенная готовность».
Вышеуказанный ответ, оформленный в виде письма, направлен в адрес организатора публичного мероприятия ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты и получен последним ДД.ММ.ГГГГ в 14:27, о чем свидетельствует скриншот страницы электронной почты ФИО5 Также данный ответ ДД.ММ.ГГГГ был направлен посредством почтовой корреспонденции по адресу административного истца, что подтверждается почтовой квитанцией.
Указанное выше свидетельствует о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия было рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки и оформлено надлежащим образом.
Доводы административного истца в части наличия со стороны административного ответчика незаконного бездействия, выразившегося в неисполнении требований статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ, суд находит необоснованными исходя из нижеследующего.
Исходя из общепринятого понимания, подтвержденного судебной практикой вышестоящих судебных инстанций, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, ФИО2, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Вместе с тем, как было установлено выше, указанного бездействия со стороны административного ответчика допущено не было. Документальное подтверждение о получении уведомления доведено до сведения организатора публичного мероприятия непосредственно в ответе на уведомление, который оформлен в день поступления такого уведомления. Предложение об изменении даты проведения публичного мероприятия направлено в адрес организатора публичного мероприятия своевременно. Относительно иных обязанностей органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ, суд учитывает, что их осуществление предусмотрено законом после согласования проведения публичного мероприятия. Между тем, в данном случае проведение публичного мероприятия в определенную в уведомлении дату согласно не было.
В ходе рассмотрения административного дела судом была дана оценка доводам административного истца относительно того, что решение администрации <адрес> является фактически запретом на проведение публичного мероприятия, что не соответствует требованиям закона.
Из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», следует, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам надлежит учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
При этом использование в части 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование» не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Из содержания ответа Администрации <адрес>, оформленного в виде письма № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что предложение об изменении даты проведения публичного мероприятия мотивировано действием ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У, согласно которому на территории Республики Крым на период действия режима функционирования «Повышенная готовность» запрещено проведение массовых мероприятий, в том числе публичных, деловых, спортивных, культурных, развлекательных.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в официально опубликованном определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П «По жалобе граждан Л., Ш.Д. и Ш.С. на нарушение их конституционных прав ФИО2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу «М. против Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»). При этом государства должны воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Уранио Токсо (Ouranio Toxo) и другие против Греции» и от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Адалы (Adaly) против Турции»).
Согласно ФИО2 статей 4.1, 10, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
В связи с угрозой распространения на территории Республики Крым новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с вышеназванными ФИО2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», ФИО2 Республики Крым принят ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым», в соответствии с пунктом 6.1 которого установлен запрет на территории Республики Крым на период действия режима функционирования «Повышенная готовность» проведения массовых мероприятий, в том числе публичных, деловых, спортивных, культурных, развлекательных (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений и рассмотрения административного дела).
Статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Таким образом, суд полагает обоснованным направленное в адрес административного истца администрацией <адрес> предложение об изменении даты проведения публичного мероприятия в форме пикета с количеством участников до 100 человек, поскольку такое предложение связано с ограничительными мерами, направленными в первую очередь на защиту здоровья населения и предотвращения массового распространения коронавирусной инфекции на территории муниципального образования городской округ Симферополь. Такое решение административного ответчика, вопреки доводам, изложенным в иске, не может расцениваться как незаконное со стороны органа публичной власти.
Согласно Перечню социально значимых заболеваний и перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, распространение которой может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» приняты с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Крым и направлены на минимизацию контакта между потенциально инфицированными и здоровыми людьми.
Вопреки доводам представителя административного истца, пункт 6.1 ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У не допускает неоднозначного толкования, четко определяя перечень массовых мероприятий, проведение которых на территории Республики Крым запрещено в период действия режима функционирования «Повышенная готовность», среди них публичные мероприятия, понятие которых закреплено в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ.
Кроме того, указание в направленном уведомлении на соблюдение участниками публичного мероприятия условий, предусмотренных ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У, не может быть принято судом во внимание, поскольку данным нормативным актом установлен прямой запрет на проведение публичных мероприятий в период действия режима функционирования «Повышенная готовность», данный запрет является безусловным.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административного ответчика признаков незаконного бездействия, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административный иск Региональной общественной организации «Объединение военнослужащих запаса Республики Крым» к заместителю ФИО2 Администрации <адрес> Республики Крым ФИО1, Администрации <адрес> Республики Крым, Управлению внутренней политики Администрации <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись О.А. Гордиенко
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.